Понедельник, 29 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Библиотека > Доклады, научные статьи, тексты выступлений > Место и роль мусульманского просвещения и образования в российском обществе.

Доклад ректора МИУ Марата хазрата Муртазина на семинаре 29 марта 2006 года. Во имя Аллаха Всемилостивого Милосердного! Слава Аллаху Господу миров, да будет Его милость и мир Посланнику Аллаха Мухаммаду. Уважаемые участники конференции! Дорогие братья и сестры! Сегодня Ислам в России занимает второе место по числу последователей. По разным источником численность мусульман в России достигает сегодня более 20 миллионов человек, из них около 1 миллиона проживает в ее столице Москве. Они формируют свои многочисленные религиозные общины разного уровня и статуса. Хочу довести до вашего сведения, что по сведениям Министерства Юстиции на 1 января 2006 г. в Российской Федерации официально зарегистрированы более 3 000 мусульманских религиозных объединений, в т.ч. более 50 централизованных, а также 72 духовных исламских учебных заведения. Это - официальная статистика, число это отражает, я подчеркиваю, только официально зарегистрированные в государственных органах юстиции объединения и организации. А ведь существуют тысячи и тысячи религиозных объединений мусульман, которые не получают регистрацию, поскольку закон позволяет их существование и деятельность без государственной регистрации. Поэтому реальная цифра может быть в 2-3 раза больше официальной. Таким образом, религиозная жизнь двадцатимиллионного мусульманского сообщества России, которое мы назовем арабским словом умма, находит свое выражение в существовании религиозных объединений мусульман различного уровня. И сегодня вопрос мусульманского просвещения и образования касается всех этих организаций, начиная с местных религиозных объединений мусульман (приходов), которые, как правило, формируются вокруг мечетей, и кончая централизованными духовными управлениями мусульман, которые объединяются в Совете муфтиев России. Ислам в своих предписаниях обустройства общества основывается на строгой дисциплине и подчинении своим руководителям и наставникам. Вполне естественно, что все это касается и внутрирелигиозной жизни мусульманской уммы, в целом, и отдельных общин, в частности. Мне особенно хотелось бы подчеркнуть этот момент в связи с тем, что мы имели и имеем очень много случаев, когда еще совсем молодые люди, в том числе и те, кто приехали к нам из-за рубежа, пытались устроить “свои мусульманские порядки” в наших мечетях, призывали мусульман не подчиняться установлениям имамов и председателей общин, аргументируя это тем, что в доме Аллаха никто не может быть начальником и руководителем. Но, слава Аллаху, мы в наших мечетях сохранили законный порядок. В этом направлении мы сотрудничали и будем сотрудничать с государственными организациями, которые являются гарантом порядка и стабильности в обществе, в т.ч. и в религиозных объединениях. И не случайно, что те, кто ранее ратовал за наведение своего особого порядка в мечетях, сегодня изменили свои взгляды и занимают более сдержанную позицию, особенно в свете тех событий, которые произошли и происходят на Северном Кавказе. Они поняли, что нельзя добиться успеха, легкомысленно разжигая рознь между гражданами одного государства, даже если люди придерживаются различных религий и идеологических взглядов. Возвращаясь к теме доклада, мне кажется вполне уместным сделать очень короткий исторический экскурс, чтобы понять, как обустраивалась жизнь мусульманских общин и деятельность мечетей, а затем перейти к проблемам нашей современности. Понятие умма - религиозная община мусульман сформировалось во времена Пророка (САС). Словом умма в Священном Коране обозначаются сообщества людей, объединенных общим для них религиозным учением, основанным на откровении Всевышнего. Естественно, что эти общины этимологически были связаны с главным носителем религиозной идеи, с посланниками Всевышнего, поэтому такие словосочетания, как “умма Ибрахима”, “умма Мусы”, “умма Мухаммада” вполне законны. Более того, само слово “умма” образовано от глава “амма” - “стоять во главе, предстоять”, т.е. подразумеватся, что эту общину кто-то возглавляет. В этом же этимологическом ряду и слово “имам” - “предстоятель, глава общины”. Таким образом, мы видим, что единоначалие и руководство в религиозной общине является делом, одобряемым самим Всевышним Аллахом. Руководителем мусульманской уммы Медины, а затем и всей Аравии стал и Пророк Мухаммад (САС), и сегодня все мусульмане называют себя членами его великой уммы. Но в то же время, каждый из нас является членом “малой уммы” - того прихода, того религиозного объединения, где он совершает коллективный намаз, где он встречает праздники, куда он приходит со своими духовными запросами. И естественно, что жизнь этой малой уммы нуждается в руководстве конкретными людьми, руководителями, которыми являются прежде всего имамы и председатели общин, получившие соответствующее назначение от своего муфтия. Имам - это это не только предстоятель на молитве, он и духовный руководитель, глава мусульманской общины. Именно на имама ложится обязанность направлять деятельность общины во всех отношениях. Имам отвечает за свои действия и перед Всевышним, и перед муфтием, который поставил его на это место. Всевышний Аллах говорит: “О вы, которые уверовали! Будьте покорными Аллаху и будьте покорными Посланнику и тем, кому дано право решения из вас. И если вы препираетесь в чем-либо, то вынесите это дело на суд Аллаха и Посланника, ежели вы веруете в Аллаха и в Судный день. Это благо для вас и лучшее разъяснение.” (Сура “Ан-Ниса” 4:59). Именно поэтому в наших мечетях имеется духовное лицо, которое исполняет обязанности постоянного имама и одновременно должен отвечать за исламское просвещение в своем приходе. Более того наличие духовного и административного руководителя в мечети, в религиозных объединениях мусульман является традицией, узаконенной примером самого Пророка (САС). Сегодня в наших мечетях должны работать профессионально подготовленные, имеющие соответственное духовное образование имамы. У нас сложились правила введения их в должность в виде назначения муфтием- председателем соответствующего духовного управления. Говоря о мусульманском просвещении, мы имеем в виду различные виды деятельности, направленные на распространение знаний об Исламе как религии и вероучении, лежащих в основе культурного и духовного наследия большого числа народов Российской Федерации. В то же время наряду с задачами исламского просвещения все эти организации в той или иной мере осуществляют работу по программам исламского религиозного образования, под которым мы подразумеваем различные виды деятельности в сфере профессиональной подготовки мусульманских священнослужителей, а также специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки. Мусульманское просвещение в нашей стране велось и ведется в различных направлениях, из которых можно выделить три основных: • проповеди в мечетях во время пятничных и праздничных молений и других религиозных мероприятий; • различные формы дополнительного религиозного образования, включая кружки, воскресные школы, медресе; • дополнительные и факультативные занятия по Исламу в школе. Что касается профессионального религиозного образования, то оно осуществляется средними и высшими исламским образовательными учреждениями – медресе, колледжами, институтами, университетами. Однако, становление системы исламского религиозного проповедничества, просветительства и образования в нашей стране еще нельзя считать завершенным. Именно поэтому в марте прошлого 2005 года при Совете муфтиев России был создан Совет по исламскому образованию, в котором объединились представители духовных управлений мусульман и руководители исламских учебных заведений, работающих в различных регионах нашей страны. За истекший год мы разработали единый стандарт исламского религиозного образования, который вобрал в себя все ступени обучения религиозным знаний от начальной ступени для детей до людей пожилого возраста. Этот стандарт охватил и ступени профессионального образования, т.е. подготовки муэдзинов, имамов, имам-хатыбов и преподавателей для исламских учебных заведений. В ближайшее время Совет проведет аттестацию всех учебных заведений, действующих на канонической территории СМР, первыми из которых станут Российский и Московский Исламские университеты. На основании этой аттестации исламским учебным заведениям будут выданы лицензии Совета муфтиев России, дающие право вести религиозное образование высшей, средней профессиональной, средней и начальной ступени. Следующий шаг – разработка единого диплома высшего образования и свидетельств о среднем и начальном религиозном образовании. Только при наличии подобного свидетельства единого образца человек сможет профессионально занимать проповеднической и просветительской деятельностью в наших мечетях. Более того, выпускники зарубежных учебных заведений также пройдут переаттестацию и должны будут получить соответствующий диплом или свидетельство. Естественно, мы думаем и о материальной стороне жизни наших имамов и проповедников. В ближайшие годы будут разработаны меры по материальной поддержке наших имамов, работающих в наиболее крупных мечетях, и я надеюсь, что каждый из них сможет получать официальную заработную плату на уровне средней зарплаты выпускников светских учебных заведений, работающих в государственных органах. Все эти вопросы более подробно изложены в документе под названием «Концепция развития исламского образования в России», который будет рассмотрен и утвержден на ближайшем заседании Совета муфтиев России. Таким образом, сегодня первейшей задачей мусульманского духовенства России является проповедническая и образовательная деятельности в ее различных формах. Я думаю, что говоря сегодня о месте и роли мусульманского духовенства в российском обществе, мы можем сделать вывод, что на первом месте должна быть проповедь и призыв к пути Аллаха, наполненные духовными ценностями Ислама и аргументированно подтвержденные достижениями современных наук. ?? ???? ???? ?? ???? ??? ?????? ?? ??????? Сегодня нашей аудиторией должна стать не только паства, пришедшая в мечети. Мы должны собирать вокруг себя всех, кто причисляет себя к мусульманам – нельзя никого отталкивать от веры, только потому, что человек еще не научился совершать намаз, только потому, что человек еще не приучил себя держать пост, не смог еще отказаться от вредных и пагубных привычек. Ведь Ислам – это на замкнутая религия «избранного народа», а открытая для всех дверь, ведущая к Аллаху. И если Аллах называет себя Всемилостивым и Всемилосердным по отношению ко всем своим творениям, то почему мы присваиваем себе право открывать или закрывать врата этой милости. Кто сегодня может сказать, что он больший мусульманин, чем любой другой человек, который сердцем и словом уверовал, произнеся слова шахады. Я особенно обращаюсь сегодня к нашим студентам, к нашей молодежи – не думайте, что те, кто были до вас, те кто жили в советские времена, меньше чем вы думали о вечном, о Всевышнем, о жизни будущей. Ведь именно наши деды и отцы сохранили и сберегли Ислам в нашей стране, сохранили мечети, сохранили старинные книги, сохранили традиции, обряды и обычаи. Это наследие наших предков, которые сейчас читают молитвы за нас с вами, даже находясь в могилах. Может быть, именно благодаря этому, благодаря этим молитвам, мы своим имеем возможность строить новые мечети, учиться, изучать Коран и сунну. Так давайте же будем и мы благодарны нашим отцам и дедам, будем сохранять то, что они завещали и оставили нам. Я очень надеюсь, что наша мусульманская молодежь сможет достойно продолжить дело мусульманского просвещения, которое было заложено такими великолепными просветителями, как Шихабутдин Марджани, Каюм Насыри, Ризаутдин Фахретдин – они должны быть нашими наставниками и учителями, они пример для нас во всем. Есть еще один очень важный аспект нашей проповеднической и просветительской деятельности. Я хочу сказать о таком важном чувстве, как любовь к родине. Есть хадис Пророка «Любовь к Родине – часть веры». Я уверен, что человек, которые не любит свою родину, свою страну, свой народ, я говорю об этих понятиях в широком понимании – нашу страну Россию, наш народ – всех, кто живет здесь, не сможет быть проповедником веры в его полноценном понимании. Как можно не любить землю, где похоронены твои предки, где тебя родила твоя мама, где ты сделал свои первые шаги, научился читать и писать? Ведь Аллах дает нам силу и терпение именно через то, что Он сотворил для нас: «Неужели они не видят, как созданы верблюды? Как вознесено небо? Как водружены горы? Как распростерта земля?» Ведь это все Аллах сотворил для нас с вами, значит мы обязаны любить то, что сотворено Всевышним для нас, здесь, в этом месте, в это время. Более того, наверно, есть люди, которые бы очень хотели, чтобы все мусульмане уехали из России, чтобы здесь воцарилось православное государство. Вспомните историю, в начале прошлого века некоторые российские политики, поняв, что татар невозможно подвергнуть насильственному крещению, предложили татарам переселиться в Османскую империю. Тогда Габдулла Тукай написал стихотворение «Мы не уйдем». Так и нам сегодня надо заявить сторонникам православного государства словами Габдулла Тукая «Мы не уйдем!». Я думаю, что нашей мусульманской молдежи естьеще очень много о чем подумать и поговорить. Именно поэтому СМР планирует провести молодежную мусульманскую конференцию в конце мая, чтобы мы могли обсудить все вопросы, касающиеся будущего ислама в нашей стране. В заключение, мне хотелось бы сказать, что Ислам сегодня занимает все более видное место в жизни российского общества, мусульмане представлены и в Правительстве, и в Федеральном Собрании, и в руководстве субъектов Федерации. Перед мусульманским духовенством стоит задача своей деятельностью доказать, что Ислам являлся и остается неотъемлемой частью духовного пространства России и будет играть все большую роль в жизни общества. Исламу в России Всевышний Аллах предопределил пройти нелегкими торными путями - путями испытаний, гонений, притеснений, но он не только выжил, но и достаточно твердо укрепился в сердцах многих людей. У него есть в России свое будущее, у него есть огромный потенциал последователей, которые сегодня уже с детства впитывают веру с молоком верующих матерей, которые без страха и опасения обращаются к Священной Книге Аллаха, а это значит, что еще через несколько поколений мы уже будем иметь очень большое число истинно верующих последователей Ислама, которые наполнят еще пустующие сегодня мечети, которые, основываясь в своих вероубеждениях на постулатах Ислама, будут продвигать вперед науку и исламскую мысль, будут последовательно защищать и беречь религиозные и культурные традиции своих мусульманских народов, уважая при этом убеждения последователей других религий и традиции представителей других народов. Мы же будем молить Всевышнего о ниспослании нам Своего благословения, милости и успеха в наших делах! Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва барякятух.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку