Пятница, 03 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Библиотека > Доклады, научные статьи, тексты выступлений > Для сохранения нации необходимы усилия и усердие

Всероссийский форум татарских религиозных деятелей

«Национальная самобытность и религия»

8-9 июня 2012 года, Казань

Приветствие от имени Председателя Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина участникам форума

Уважаемый Рустам Нургалиевич, почтенное собрание!

Рад приветствовать Вас от имени Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России. Третий год подряд город Казань, веками служивший для нашего народа духовным центром, собирает имамов со всей территории Российской Федерации. Форум, на который съезжается около тысячи религиозных деятелей, является, на сегодняшний день, крупнейшей мусульманской религиозной площадкой в Российской Федерации. С момента прошедшего в 2011 году Форума, в нашей стране произошли знаменательные события – состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации и избрание Президента нашей страны.

Смуты и революции, кровопролитие, охватившие арабский мир, служат нам назиданием и заставляют еще больше ценить мир и согласие на нашей Родине. Желающие посеять смуту и отстранить от руководства страной избранную народом власть были и в России. На примере других стран мы воочию убеждаемся, что подобные сценарии на деле оборачиваются большими человеческими жертвами. На выборах Президента Российской Федерации в марте 2012 года регионы, в которых большинство населения составляют мусульмане, показали наивысший процент голосов за действующего Президента Владимира Путина, тем самым в очередной раз внеся значимую лепту в устойчивое развитие нашего государства.

В 2012 году Россия отмечает 400-летие Народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего Москву и 200-летие Отечественной войны 1812 года, когда были разгромлены войска Наполеона. История свидетельствует о том, что в обоих событиях приняли активное участие мусульмане России. Всем вам известно, к примеру, что в ходе Отечественной войны в числе первых Париж вошла татарско-башкирская конница. Значительный вклад мусульманского населения в строительство и развитие российской государственности и его суверенитете признает и руководство нашей страны. Мусульмане занимают свое достойное место как в истории, так и в настоящем Российской Федерации. Зримым доказательством тому служит обретение Россией статуса наблюдателя в Организации исламского сотрудничества (Ранее – Организация исламской конференции), учреждение Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, помогающего мусульманским организациям, государственная программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

За несколько дней до форума я встречался с первым заместителем Главы Администрации Президента Российской Федерации Вячеславом Викторовичем Володиным. Обсуждая вопросы государственно-конфессионального взаимодействия, роли традиционных религий в построении открытого и демократического гражданского общества, сохранении и укреплении межнационального и межрелигиозного согласия, мы пришли к единой позиции практически по всем вопросам повестки дня.

Хвала Всевышнему, наша вера возрождается день ото дня, действуют мечети и медресе, молодое поколение мусульман обращается к своему духовному наследию. Татары массово возвращаются к своим национальным и религиозным истокам. Выросло поколение, практически не знавшее годы государственного атеизма, воспитанное на национальных и религиозных традициях, и сегодня это поколение готово трудиться на благо нашего государства и во имя нашей веры.

Некоторые говорят: «Наши татарские мечети заполонили выходцы из Кавказа и Средней Азии, а татарам там не осталось места». Не считаю верным впадать в уныние и не разделяю этих панических настроений. Действительно, представители десятков национальностей массово прибывают сегодня в города центральной части России, они посещают наши мечети, получают в них религиозное воспитание. Приезжих много вместе взятых, однако, если посчитать отдельно каждую национальность, цифры будут сопоставимыми с количеством татар.

Хвала Создателю, на моих глазах вырастает новое здание Московской Соборной мечети, возведение ведется быстрыми темпами. В прошлом году мы столкнулись с желанием отдельных личностей оклеветать нас, обвиняя в том, что ветхая мечеть была разобрана по злому умыслу, специально. Некоторые даже предприняли попытки очернить нас устами кувейтских шейхов. Воистину, Аллах сведущ о всякой вещи! Вам, вероятно, известно, что не так давно одна из стен Соборной мечети столицы Кувейта дала трещину, после чего, во избежание жертв, власти велели снести мечеть до основания и построить на том же месте новую мечеть. Обратите внимание: не запереть мечеть на замок и превратить ее в артефакт или музей, а построить новую действующую мечеть на том же самом месте. Планы по реконструкции Московской Соборной мечети поддержали и одобрили десятилетиями посещающие нашу мечеть аксакалы, ветераны Великой Отечественной войны. Вместо мечети, площадью в 974 м2, по новейшим технологиям возводится новая – шестиэтажная, с двумя возвышающимися на 79 метров минаретами, общей площадью 17500 м2 мечеть, оснащенная по современным стандартам комфортности.

Я благодарен всем моим единоверцам, возносящим Аллаху свои молитвы – дуа с просьбой о помощи в реконструкции и строительстве Московской Соборной мечети. Присоединяюсь к вашим молитвам и прошу Всевышнего принять наши добрые деяния и не оставлять нас без Своей милости.

Уважаемое собрание, цель нашего приезда сюда - открытое обсуждение и обмен мнениями по волнующим нас вопросам. Я хочу быть с вами откровенен и призываю вместо того, чтобы выискивать чужие изъяны, критически оценить и осмыслить свою работу, свое место и роль в обществе: соответствует ли наше поведение и наша мораль тому образцу, который завещал нам наш Пророк Мухаммад (мир ему) и не позабыли ли мы наказы и наставления наших великих улемов?

Хочу процитировать перед вами мысли, озвученные столетие назад Ризаэтдин хазратом Фахретдином – будучи казыем, а затем муфтием Центрального духовного управления, прославившего российских мусульман в остальном мире как просвещенную нацию:

«У нас для того, чтобы быть «ученым», достаточно иметь клочок бумаги, написанный по-русски. И не беда, что их проповеди не имеют смысла, а наставления приходскому люду состоят из суеверий и пустых слов. Поэтому у нас очень много «ученых», гораздо больше чем нужно. Уже более тысячи лет исламские ученые сами не проявляют старание, не позволяют другим проявить старание, опутали железными цепями и кандалами ум и мысль. Результат этого оказался очень горестным и трагичным: машина мысли у мусульман перестала работать, ум заржавел, заплесневел, в то время как весь народ поднимался вверх, они опустились вниз. В то время как ученые Европы и Америки, с одной стороны, проверяют религии и делают по этому вопросу выступления-доклады и, с другой стороны, продолжают свои поиски в деле знаний и науки, культуры и добывания богатства и работают, не зная дня и ночи, наши все занятия состоят из споров о чалме, бороде и усах, калошах и пальто. Шариат, который стал причиной подъема на высокую ступень арабских бедуинов за один-два века, не может стать причиной низкого падения сегодняшних мусульман. Это известно и бесспорно. Если мусульмане опустились низко и согласились на унижения, причиной этому является не религия, а ученые, которые стали ненадежными и не исполняют свои истинные обязанности». Конец цитаты.

Как видите, казый и будущий муфтий Ризаэтдин хазрат словно писал о нашем времени. И сегодня мы наблюдаем попытки разделить народ на кадимистов и джадидов, видим личности, которые стремятся снискать себе славу ученых на пустом месте. Они стремятся свести весь многовековой культурный пласт нашего народа к культуре сельского прихода и это вызывает тревогу и беспокойство. Татарский народ испокон веков был нацией городской культурой, такие городские центры как Булгар, Биляр, Сарай, Казань и развитие в них науки и искусств сделали нашу нацию узнаваемой во всем мире. Все наши достижения, о которых мы говорим с гордостью, так или иначе связаны с городской культурой. И если под благовидным предлогом того, что в городских мечетях обосновались приезжие, мы переориентируем все исламское развитие на деревенские приходы и споры о чалмах и чапанах, не станем ли мы в точности повторять все то, что осуждал Ризаэтдин хазрат Фахретдин?

И городская, и сельская культуры – это два крыла нашей нации, при отсутствии хоть одного из них мы не можем развиваться. Если мы, провозгласив, что в современной городской культуре нет места для татар, сконцентрируемся только на сельской махалле, тогда в течение считанных десятилетий потеряем литературный язык, язык науки. Не способный излагать научные постулаты язык очень скоро деградирует до языка кухонного. Тогда мы потеряем мыслящую на татарском языке интеллигенцию. А нация, не имеющая образованного сословия, интеллектуальной элиты, очень скоро сойдет с исторической сцены.

Сегодня, ориентируя нашу молодежь на идеалы деревенской жизни, мы сами подталкиваем одну ее часть к манкуртизации, а другую – к деградации. Что же, в то время как весь остальной мир будет занят высокими технологиями и инновациями, наша молодежь будет на маджлисах пироги кушать?

Результаты такой политики не нужно долго ждать, они уже налицо. Есть желающие сделать себе пиар, воспользовавшись поводом грядущего 225-летия Оренбургского магометанского духовного собрания. К великому сожалению, персоны, ведущие себя по принципу «в каждой бочке затычка», за многие годы не предъявили общественности ни единого научного труда, ни единой книги об ОМДС и даже сами не знают, где исторически располагалось Духовное собрание. Из года в год не проявлявшие никакого усердия, кроме усердия в посещении маджлисов власть предержащих, люди, сегодня при подготовке своих же выступлений или статей вынуждены заимствовать чужие мысли, чужие доклады, а нередко и обращаться за материалом к представителям других религий и национальностей.

Хвала Всевышнему, Издательским домом «Медина», который действует при Совете муфтиев России, лишь за последние пять лет издана и распространена масса учебной литературы на основе ханафитского мазхаба, выпущено около двух десятков наименований книг, более сотни журналов, в которых исследуется история и значение исторического духовного управления и все это богатство выложено в открытый бесплатный доступ на сайте издательского дома. В данное время наша просветительская деятельность масштабируется и на пространстве СНГ.

Завершая свое выступление, возношу Аллаху мольбы о мире и благоденствии для нашей Родины, и пусть Аллах сделает наших детей из числа подвижников нашей веры.

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху.

9 июня 2012 г. Казань

(


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку