Пятница, 03 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Библиотека > "Пора понимать Коран"

Российская умма — это невостребованный резерв

Вчера состоялась презентация книги Юрия Анатольевича Михайлова «Пора понимать Коран», изданной научно-издательским центром «Ладомир» при поддержке Ассоциации общественных объединений «Собрание». На презентации с обращением выступил автор книги и главный редактор издательства "Ладомир" Ю.А. Михайлов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

Уважаемые дамы и господа.

Издавая научную литературу более 15 лет и стараясь добиваться от авторов ясного и понятного текста, я всякий раз пополняю свой багаж знаний. Это естественно. А то обстоятельство, что с издательством «Ладомир», в котором я служу главным редактором, сотрудничают первоклассные специалисты, позволяет погружаться в самые сложные проблемы.

Если говорить об исламе, то очень многое мне дала подготовка к печати перевода Корана, выполненного Магомед-Нури Османовичем Османовым под научной редакцией Виктора Даниловича Ушакова. В 2002 году этот труд был увенчан Государственной премией РФ в области науки.

В издательстве «Ладомир» вышло немало книг, посвященных вероучению мусульман, а главное сложился круг общения, в который вошли не только востоковеды, но и верующие, регулярные беседы с которыми позволяют понять изнутри, что волнует сегодня российскую умму.

В какой-то момент я отчетливо осознал, что значительная часть проблем, отмеченных «исламской окраской» и потрясающих наше общество, коренится в банальном невежестве как властей предержащих, так и очень многих адептов религии Пророка Мухаммада.

Время от времени я делился своими соображениями с присутствующим здесь Виталием Товиевичем Третьяковым, который в итоге и уговорил меня написать первую из вошедших в представляемый ныне сборник статей. Появилась она в журнале «Политический класс» в феврале 2005 года. Месяц шел за месяцем, но, с моей точки зрения, в стране мало что менялось. Тогда я написал более обстоятельную, вторую, статью. Третья публикация из включенных в мой сборник - это выступление на 15-летии Исламского культурного центра.

Инициативой подготовки данного издания я всецело обязан Вениамину Викторовичу Попову.

Скажу о главном, на что я хотел бы обратить внимание своей книгой.

Иного способа разрешения социальных проблем, имеющих религиозные корни, кроме как просвещение, не существует. Знать как можно больше об исламе хотят не только мусульмане, но и очень многие немусульмане. Не говоря уже о представителях власти, которые, не желая того, порой совершают опрометчивые поступки, вызывающие раздражение верующих. Питательной почвой религиозного фанатизма также является невежество. Понятно, что сама собой проблема просвещения не разрешится. С одной стороны, данный процесс требует колоссальных финансов, с другой - ряды тех, кто мог бы послужить отчизне на этой ниве, крайне малочисленны, да и возраст большинства близок к пенсионному. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда лет через десять даже при наличии необходимых ресурсов названной проблемой некому будет заниматься.

Просвещение без книг немыслимо. Книги - это фундамент любой религии и любой национальной культуры. Достоверность и доступность пониманию знания, сохраняемого в них, - один из ключевых путей поддержания здоровья общества. И ответственными за это оказываются, в частности, авторы и не в меньшей степени издатели. Если говорить о книжной продукции, адресованной как мусульманам, так и россиянам, интересующимся исламом, то заметим, что выпускается она преимущественно непрофессиональными (т.е. не владеющими основами профессии) издателями. Сформировалось целое поколение исследователей, убежденных в литературной безупречности своих писаний, поскольку, стремясь иметь дело с «недорогими» (в буквальном смысле) издателями, они так и не поняли, за счет чего достигается эта дешевизна. Секрет-то «экономии» прост: горе-публикаторы не привлекают квалифицированных редакторов, корректоров, верстальщиков, оформителей (ведь высокое мастерство предполагает и высокую оплату), тиражируя в книжном формате не доведенные до ума рукописи, а иногда и то, что вообще не заслуживает быть обнародованным.

Видя, что издательство напечатало опус, практически ничего не изменив в первоначальном тексте и ограничившись дилетантской корректурой, автор в какой-то момент времени приходит к убеждению в безупречности собственного писательского языка и в отсутствии необходимости прибегать к услугам издательского редактора. Косноязычие стало отличительной чертой большинства книг об исламе. Дело дошло до того, что сегодня для исламской литературы днем с огнем не сыщешь опытного редактора. С просьбами помочь в этом вопросе ко мне обращаются с завидным постоянством. Но ведь, если вы хотите, чтобы ваш текст переписали, да ещё и со знанием дела, людям-то надо платить и немало.

Поскольку в «Ладомире», несмотря ни на что, мы всё же стремимся поддерживать редакционный процесс на должном уровне, я и выступил с идеей создать на основе моего предприятия российский центр исламского книгоиздания. Книги об исламе заслуживают того, чтобы быть написанными лучшими его знатоками и быть подготовленными к печати лучшими специалистами отрасли.

И второе. В нашей стране так называемый «исламский фактор» традиционно обсуждается преимущественно в контексте исходящих от него угроз. В книжке я попытался обратить внимание на созидательскую мощь ислама, на систему общечеловеческих ценностей, образующих каркас этой религии.

Российская многомиллионная умма - это тот пока еще невостребованный резерв, при умелом использовании которого наше государство может существенно ускориться в своем развитии. Социальная доктрина ислама - это доктрина социального оптимизма, гуманизма и здорового образа жизни. Не ставя под сомнение огромную положительную роль основных конфессий и в первую очередь православия, хочу подчеркнуть, что понимание вероучения ислама и, в частности, его главной книги - Корана, позволит, с моей точки зрения, преодолеть сумятицу во многих головах, резко понизить градус агрессивности у одних и вернуть других в ряды россиян, трудящихся на благо отечества.

С каждым из государств исламского мира у России или просто хорошие или очень хорошие отношения. Наша страна, при сохранении национальной и религиозной структур идентичностей, могла бы стать, если воспользоваться терминологией Самюэля Хантингтона, стержневым государством для этого мира, локомотивом его развития, форпостом Востока на Западе и Запада на Востоке.

В письме Алексею Сергеевичу Суворину от 7 января 1889 года Чехов, говоря о том, что именно его подвигло к сочинению пьесы «Иванов», сказал: «Я лелеял дерзкую мечту суммировать всё то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях». Чтобы преодолеть ипохондрию, необходимо, на взгляд Антона Павловича, «чувство личной свободы», а чтобы его обрести, «надо выдавить из себя по каплям раба» и тогда, продолжает писатель, в жилах человека потечет не рабская, а «настоящая человеческая» кровь.

Именно программу выдавливания из себя всего рабского, преодоления зависимости от тварного (вспомним алкоголизм, наркоманию, социальную индифферентность, бездуховность, эгоцентризм, казнокрадство, лицемерие и т.д. и т.п., в общем всё то, что в исламе называется ширком), программу превращения «раба своих страстей» в полноценного гражданина и патриота, сознающего свою зависимость от одного лишь Бога, вверившего себя Ему, программу превращения в социально активного нравственного человека и предлагает нам Коран.

Вот почему я считаю столь важным для российского общества, переживающего ныне нелегкие времена растерянности и апатии, открыть для себя Священное Писание мусульман.

И в заключение еще несколько слов. Мой труд не свободен от недостатков. О некоторых я уже знаю. Поскольку ко мне обратились с предложением подготовить переиздание книги, а также дать согласие на её арабский перевод, я был бы весьма признателен всем, кто укажет мне на ошибки и неточности.

Спасибо за внимание.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку