Суббота, 04 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Библиотека > Али Вячеслав Полосин "Преодоление язычества"

Подробнее об авторе читайте в разделе "Персоналии. Али Вячеслав Полосин". ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА Философия монотеизма Москва, 2001 год Данная книга может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия для курсов монотеистической философии и сравнительного религиоведения. «Трудно веровать в Единственного Бога, Прогневится – и тебя прогонит прочь. На Олимпе же богов бессмертных много – Кто-нибудь да согласится нам помочь» (Александр Городницкий)  ПРЕДИСЛОВИЕ. Духовный смысл многобожия Слово к читателю. Предложенная работа адресована всем, кто ищет гармонию между верой в Бога и разумом и кто еще не совершил окончательного мировоззренческого выбора. Сегодня большинство людей живет в условиях личной свободы в принятии или непринятии религии, а потому хочет самостоятельно разобраться в первоисточниках той или иной религиозной традиции. В чем разница между верой и суеверием? Верить ли в Единственного и Всемогущего Бога, нашего Создателя и Повелителя, или же верить в многоликое божество с его помощниками и сотоварищами, готовыми выполнить любую прихоть человека? Всякое ли религиозное писание действительно является словом Божиим, или есть объективные критерии отличия слова Бога от слова человека? На эти и многие другие вопросы читатель может сам поразмышлять вместе с автором, прошедшим долгий путь духовного познания. Книга не ставит целей изменить веру читателя, поскольку веру человеку дает только Сам Бог, однако достижение гармонии между верой и разумом, преодоление заблуждений и предубеждений – это по сути и есть главная задача нашей земной жизни. Высказываемые в книге суждения об особенностях различных религий носят исключительно научный характер и не содержат моральных оценок существующих религиозных институтов, церквей и их служителей. Автор желает всем, кто следует заповедям Творца, известным ему только через Моисея или только через Иисуса Христа, помощи и милости Единственного и Всемогущего Бога в познании Истины и во всех добрых начинаниях, а также мира и благополучия. Уважительный богословский диалог между представителями мировых религий и веротерпимость – вот тот фундамент, на котором может строиться здоровое общество. Оборотная сторона книги ПолосинаПРЕДИСЛОВИЕ. Духовный смысл многобожия Современный европеец привык относиться к религии по определенным стереотипам, закрепившимся в XVIII – XIX веках. Религия выступает для него как бы в трех ипостасях: неизбежная дань традиции, не предполагающая личной веры в Бога. В романе «Доктор Фаустус» Томас Манн с иронией отмечает, что образованный флорентиец эпохи Возрождения, собираясь воскресным утром в церковь, говорил жене: «Ну, что ж, отдадим дань и этому распространенному заблуждению!»; повод для приятных семейных и общественных праздников, например – Рождества, связанного с увеличением продолжительности дня, появлением после декабрьских сумерек солнечного света – «рождением солнца», обновлением надежд на новый год и т.п.; суеверие – готовность не религиозного человека «на всякий случай» принести жертву умилостивления некой запредельной силе, судьбе, року – «как бы не вышло чего дурного». Суеверие может развиться до магии – веры в то, что человек может нарушить законы бытия в свою пользу («совершить чудо») с помощью какого-либо обряда или «священного предмета». Однако ХХ век существенно поколебал наивную надежду на то, что привычная и комфортная для обывателя религия способна «умилостивить» судьбу: торжество идеологий нацизма и коммунизма и две мировые войны, зародившиеся там, где веками безраздельно господствовала христианская церковь, заставили по-новому взглянуть на стереотипы, побудили искать иные формы отношения к Абсолютному. И вот сегодня европейцы и американцы, воспитанные на пропаганде религиозного превосходства Запада над Востоком, с удивлением открывают для себя мир ислама, его богословия и философии. Однако, находя много общего с исламом через Библию, западный человек с большим трудом воспринимает главное, на чем зиждется ислам, а именно – веру в Единственного и Всемогущего Бога. Трудность такой веры связана с тем, что средневековое христианское сознание привыкло мыслить Бога мифологически: в человеческих образах и в окружении множества Его «сотоварищей». На протяжении полутора тысяч лет церковная традиция сохраняет и развивает культ всевозможных посредников человека с Божеством: «святых угодников», «небесных покровителей», земных «святейших владык», «преподобных» священников и монахов и т.п. Так называемые «священные предметы»: рукотворные художественные образы богов и их «угодников», недоразложившиеся останки этих «угодников», одежда, утварь, амулеты, символические знаки и т.п., выступают для верующих уже не только средством для совершения чудес, но и объектом самого религиозного поклонения, объектом культа – к ним совершают паломничество, их самих молят о совершении чудес, их целуют, перед ними стоят на коленях. Тем самым, они наделяются свойствами самостоятельно действующих существ, владеющих сверхъестественной силой потустороннего мира. Для описания подобных операций человеческого ума в религии Единобожия используется арабское слово «ширк». Родственным является слово «шарик»: «товарищ», «сотоварищ», «партнер», «компаньон»,«соучастник». «Шарик» – это человек, оказывающий содействие другому, который нуждается в этом, это восполнение своей силой недостатка силы другого. «Ширк» в религиозном смысле – это приложение понятия «шарик» к Богу, а именно – придание в восполнение Единому Всемогущему Богу каких-либо «сотоварищей», «соучастников», «помощников», посредников" и тому подобное – любых одушевленных и неодушевленных существ, которые, по мнению язычников, оказывают Творцу некое содействие в Его собственном бытии, дополняют своей силой Его силу. Творец устанавливает Свои отношения с человечеством так, чтобы Его волю доводили до людей избранные Им Самим посредники – ангелы или наиболее достойные люди (пророки, посланники, духовные учителя) – и это право Всемогущего Создателя. Но ни один человек не имеет права сам себя или других таких же людей по собственной воле поставить между Богом и человечеством, так как это означает попытку признать себя равным Богу или сильнее Его! Это вечная истина Единобожия, засвидетельствованная всеми пророками монотеизма. Ни пророки, ни имамы, ни муфтии, ни шейхи не являются посредниками человечества в его отношении с Создателем, хотя могут быть и являются посредниками Создателя, избранными Им для выполнения Его поручений в Его отношениях с людьми. Пророки, имамы, муфтии и шейхи – не распорядители судьбами людей, от них не зависит принятие Всезнающим Богом Его Собственных решений. Они – только послы, передающие волю Небесного Правителя, они глашатаи Его воли и увещатели для всего человечества и отдельных народов (посланники, пророки), а также для отдельных личностей (шейхи). Если «святым угодникам» молятся, перед их образами, их останками и их вещами совершают поклонение, то это значит, что персонально от них ожидают их собственных действий, а значит верят, что они самостоятельные существа, субъекты, от которых помимо личной воли Самого Творца якобы тоже зависит принятие решений в мире Божественной воли! И принципиально не важно, каких именно действий ждут от этих «божественных субъектов» – их собственных сверхъестественных действий, чудес, или же их посреднического влияния в качестве «угодников», «фаворитов» на решения начальства – верховного божества; в обоих случаях конечный результат будто бы достигается только при условии собственного волеизъявления этих «сотоварищей» Всевышнего. В просторечии слово «ширк» часто переводят как «многобожие», что в принципе правильно. Однако здесь необходимы дополнительные разъяснения, так как многие христиане своих «святых угодников» не называют богами, но наделяют их теми же функциями, что имеют языческие боги – функциями «шарика», «сотоварища», «соучастника», «помощника» верховного бога. В этом смысле арабское слово удивительно точно передает духовную сущность происходящего – придание в своем сознании Всемогущему Аллаху каких бы то ни было компаньонов: богов, людей, животных, птиц, амулетов, недоразложившихся останков, культовых предметов и ритуальных действий – т.е. частичное наделение свойствами Единственного Творца любого иного субъекта, кроме Самого Творца. Таким образом, если в сфере принятия решений, устанавливающих или изменяющих законы бытия, мыслятся, помимо Единственного Бога, еще некие субъекты принятия сверхъестественных решений – самостоятельно действующие существа, хотя бы и в подчиненном статусе, налицо язычество с его пантеоном вымышленных богов. Во главе этого пантеона стоит не Единственный и Всемогущий Создатель, а всего-навсего верховный бог в окружении особо приближенных, можно сказать, «единых по существу» с ним богов – «прибогов», являющиеся чем-то в роде иных ликов, ипостасей того же бога. Середину этой космической иерархии занимают божества и духи, относительно подчиненные верховному богу, затем следуют низшие воплощения вышестоящих богов. «Ширк» – это вера в наличие многих не всемогущих сверхъестественных существ и неверие во всемогущество Единственного Творца и Господа миров. Человеку, призывающему себе на помощь какие-либо иные сверхъестественные существа, кроме Бога, трудно даже задуматься о столь, казалось бы, простой вещи: помощник может быть только у того, кто сам не имеет достаточной мощи, т.е. не всемогущ. Эти сверхъестественные существа будто бы вселяются в людей, животных, птиц, растения или в рукотворные предметы, в пищу и питье, руководят действиями человека или животного, могут принимать любой образ и являться в нем, в результате чего сам этот образ становится как бы «священным» и достойным поклонения. Между потусторонним и посюсторонним мирами располагаются «божественные посредники» – фавориты вышестоящих богов – как умершие, причисляемые церковью к «святым», так и живые. Например, на Рождество ушедшие из земной жизни «угодники» божества могут явиться в образе бородатого Санта-Клауса («святого Николая Угодника» – санта-Николауса) и принести мешок с подарками. Через живых посредников с божеством – священников – весь этот пирамидальный пантеон снисходит до простого смертного человека. Вся эта пирамида – плод человеческого воображения, наделяющего смертных людей или служебных духов качествами, присущими только Всемогущему Творцу. Отсюда вполне понятно, почему «просвещенный» Запад после полутора тысячелетий господства средиземноморской мифологии так до сих пор и не открыл для себя самую ясную и рациональную религию – монотеизм. Чтобы запомнить действия многочисленных субъектов потустороннего мира в этом мире, их служителям нужно скрупулезно их описывать, составлять не только «благие вести» о том или ином спасителе-богочеловеке, но и целые художественные сериалы повествований об их чудесах и подвигах. Так рождаются многочисленные истории с участием потусторонних сил, которые в Древней Греции были названы словом «миф» (muqvz – история). Языческая и христианская теологии представляют собой попытку жреческой корпорации создать единую мировоззренческую систему, описывающую и трактующую различные мифы с целью устранения их внутренних противоречий и нестыковок между ними и придания им схожести с реальностью. К сожалению, сознание современного западного обывателя не замечает духовной опасности в том, что человек, творя мифы, поклоняется их героям так же, как Единственному Творцу мироздания, и тем предает себя либо стихии самых темных и опасных иррациональных сил, либо человеческим кланам, корыстно использующим религию в земных целях. Автор этой книги – в прошлом сам священник православной церкви – решил исследовать механизм мифотворчества, чтобы показать рукотворность любого мифа и засвидетельствовать, что вера в Единственного и Всемогущего Творца вселенной не нуждается в человеческих измышлениях. Для последователей веры Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада (да благословит их всех Аллах и приветствует) религиозные мифы – это художественная летопись многобожия. Мусульманское богословие – это комментарии к Откровению Аллаха и Сунне пророка, и потому оно не нуждается в многословных построениях и в художественных описаниях. Цель настоящей работы –– разработка положений и терминов современной европейской мусульманской философии по трем направлениям: выражение на современном европейском языке понятий, характеризующих принципиальное отличие монотеизма от язычества (пантеизма); исследование процесса религиозного мифотворчества; 3) исследование основных постулатов пантеистической философии и основных языческих культов в сопоставлении с основными положениями религии Единобожия. Между европейским пост-христианским сознанием и монотеизмом есть понятийный мостик – это понятие «субъект» . Последователь веры праведного Авраама верит в то, что мир сотворен из ничего одним Субъектом, Который абсолютно свободен и в Своей мысли, и в Своей воле, и в Своих действиях по отношению к созданному Им миру, что собственно и является определением всемогущества. Разумеется, что абсолютно свободным, т.е. Всемогущим, может быть только один субъект! Его-то мы и именуем Богом Единственным, кроме которого нет иных богов . Самостоятельность всех остальных субъектов относительна, так как они изначально зависят от Создателя уже по самому факту своего создания. Вот та истина монотеизма, которую необходимо донести до европейцев на понятном им языке, чтобы затем они смогли действительно свободно сделать свой окончательный мировоззренческий выбор: Неужто они прочат в соучастники Ему Таких, которые творить не могут, И сами же Другим сотворены? Они не могут помощь оказать ни им, И ни себе помочь не могут… Поистине, все те, кого вы призываете помимо Бога, Такие же рабы Ему, как вы (Коран, 7:191-192, 194). ВНИМАНИЕ! Главы книги расположены в колонке слева.


1 февраля 2001

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку