Четверг, 12 декабря 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Татарский дом в Замоскворечье

Татарский дом в Замоскворечье

Дом Асадуллаева находится в Москве по адресу: Малый Татарский переулок, 8

У мусульман Москвы не так много узнаваемых, постоянных  мест, где можно собраться, провести то или иное мероприятие, презентацию, творческий вечер или детский утренник. Одним из них по праву считается Дом Асадуллаева (современный адрес – Малый Татарский переулок, 8), названный в честь известного мецената.  В этом году этому дому исполняется уже 100 лет.

В районе Татарской слободы в Замоскворечье, недалеко от Исторической мечети бакинский нефтепромышленник, купец 1-й гильдии Ага Шамси Асадуллаев (1841–1913) выкупил два соседних владения под № 333 (Малый Татарский переулок, д. 6) и № 334 (там же, д. 8); первый участок предназначался для строительства большого магазина (в связи с кончиной мецената проект не был реализован), а на земле второго владения было решено выстроить большое здание для школы. Именно на этом участке в 1913 году на средства Асадуллаева был построен четырехэтажный дом, который стал культурным центром московских мусульман.

Крайне интересна личность самого Ага Шамси Асадуллаева.  Он родился в 1840 году в селе Амираджан Бакинского уезда и губернии в бедной азербайджанской семье, в 1874 году основал в Баку контору по добыче нефти, в 1893 году на ее базе создал нефтедобывающую фирму. В 1903 году после развода переехал из Баку в Москву, где вторично женился; проживал по адресу: ул. Воздвиженка, 9. К 1913 году он имел состояние в 10 миллионов рублей. На официальном бланке компании над именем  владельца изображен герб Персии, с надписью в девизной ленте: «Удостоен двора его Императорского Величества Шаха Персидскаго». Под гербом выписаны названия городов, в которых действовали филиалы торговой компании Асадуллаева: Астрахань, Баку, Белосток, Варшава, Казань, Кинешма, Кунцево, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Царицын, Ярославль; главная контора располагалась в Москве.

Поднявшийся из простых крестьян, бывший в молодости арбакешем (грузовым извозчиком) Ага Шамси Асадуллаев стал известным нефтепромышленником-миллионером, покровителем науки и культуры, меценатом.

О том, что он внес огромную сумму на строительство школы, сообщала периодическая печать того времени: «Шамси Асадуллаев купил для детей татар в Москве дом за 27 тысяч рублей, туда же была переведена школа. Он же обещал весной того же 1913 года устроить там же 4-этажное здание и 2-этажное здание с магазином и при нем большой концертный зал. На всю постройку пойдет сто пятьдесят тысяч рублей» (сообщалось также о цифре «около 500 000 рублей»). Прошение на строительство каменного четырехэтажного здания было подано в декабре 1912 года. Сам Асадуллаев скончался в 1913 году, и все дела по строительству здания на его участке вел Ю.Б. Везиров, доверенное лицо компании «Торговых дел Шамси Асадуллаева».

Сохранилась фотография, на которой имам Исторической мечети Абдулла Шамсутдинов читает намаз при закладке фундамента здания «школы Асадуллаева», как называли до революции Дом Асадуллаева (имя Шамси Асадуллаева было увековечено в памятной надписи на фасаде здания «Мархум Шамси мактебе» – «школа покойного Шамси»).

До революции данная школа была частной и содержалась на средства богатых купцов. В медресе преподавались чисто светские науки, но при этом соблюдались законы шариата, мальчики и девочки учились раздельно и на разных этажах (практика, характерная для российского дореволюционного образования). Кроме школы, здесь проводились вечера мусульманской молодежи; здесь же учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В располагавшейся здесь типографии печатались газеты на татарском языке «Иль» («Страна») и «Суз» («Слово»), редактором которых был один из лидеров татарского национального движения начала ХХ века Гаяз Исхаки.

С Домом Асадуллаева связано и столь знаменательное событие, как Всероссийский мусульманский съезд, состоявшийся в этом здании в начале мая 1917 года – первое собрание мусульман, проходившее в условиях почти полной политический свободы (ему  предшествовал в январе 1917 года московский региональный меджлис с участием 100 делегатов).

24 мая 1917 года здание было передано Асадуллаевым Мирзой Шамси оглы Московскому мусульманскому просветительскому обществу во временное пользование в просветительских и благотворительных целях.

После октябрьской революции 1917 года школа в Доме Асадуллаева перешла на государственное содержание. Роль культурного центра московских мусульман это здание выполняло вплоть до 1941 года. Здесь располагались татарские средняя школа-семилетка № 27 им. Нариманова, детский сад, приют-интернат, Библиотека тюркских народов с фондом в несколько тысяч книг, самодеятельный театр, Центральный татарский клуб им. Хусаина Ямашева (затем Московский общественный культурный центр им. Х. Ямашева), типография. Здание это в печати того времени называлось татарским Домпросом (Домом просвещения) или же Татарским клубом им. Ямашева.

Здесь же, в редакции татаро-язычной газеты Метростроя, несколько лет работал один из выдающихся татарских поэтов Муса Джалиль, который вел литературный кружок и преподавал татарский язык учащимся на общеобразовательных курсах. В последние годы существования Дома Асадуллаева сюда перебазировался и Центральный татарский рабочий театр, спектакли которого пользовались большим успехом у москвичей.

С началом Великой Отечественной войны Дом Асадуллаева был реквизирован властями. В годы войны в здании располагался тыловой госпиталь, а впоследствии здание передали Наркомату иностранных дел: здесь было организовано общежитие, затем курсы машинисток-стенографисток, потом – колледж МИД. Борьбу за возвращение памятного здания московская татарская община непрерывно вела с 1950-х годов. Делегация общественных деятелей во главе с генерал-лейтенантом Я.  Чанышевым ходила по этому поводу в Моссовет; в 1960-е годы лидеры татарского общественного и культурного движения Якуб Чанышев, Махмуд Шагиахметов и др. направили соответствующие письма в Московский и Центральный комитеты КПСС с просьбой о возвращении Дома Асадуллаева  татарской общине. Делегации обивали пороги Министерства культуры СССР и других инстанций, но в тех условиях результатов добиться было невозможно.

В 1990-е годы в Москве появляется множество общественных организаций: «Туган тел», Московское общество татарской культуры, Татарское историческое общество, Московский татарский общественный центр, Татарское общество академической науки, Татарский деловой клуб, клуб «Интеллектуал», молодежные татарские организации. В отсутствие реального лидера городские и федеральные власти считали возможным не реагировать на многочисленные обращения конкурирующих между собой татарских организаций по поводу Дома Асадуллаева.  Только в 2003 году это здание было передано Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы на условиях безвозмездного пользования. В настоящее время здесь располагается Татарский культурный центр РТНКА Москвы.

В наши дни в Доме Асадуллаева проводятся многочисленные татарские и мусульманские мероприятия, презентации, встречи. Здесь же на постоянной основе действуют кружки, изостудия, курсы татарского языка, библиотека.

По материалам статей Д.З. Хайретдинова из энциклопедического словаря «Ислам в Москве» (М. – Н.Новгород: ИД «Медина», 2008).

Ахмад Макаров



Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре»,  № 5 (211), май 2013


7 мая 2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку