В последнее время в мире наблюдается интенсивный, но при
этом достаточно сложный и тернистый процесс мусульманской интеграции. Основные
трудности на этом пути связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. К
внутренним факторам, в частности, относятся глубокие структурные диспропорции
самого мира ислама, его пестрая разнородность, авторитарный характер и
коррумпированность правящих в нем режимов. Внешние факторы в первую очередь
связаны с идеологической, военной, политической и экономической экспансией
Запада.
Вместе с тем исламский мир все более становится единым,
коллективным субъектом международных отношений. У мусульманских народов растет
потребность в единстве, сплоченности и солидарности, которые присущи понятию
«исламская умма». Показательно, что военные действия в Афганистане, Ираке,
Ливане, угрозы применения военной силы против Ирана воспринимаются сегодня как
акты агрессии против исламского мира в целом.
На фоне американской
оккупации Ирака, израильской агрессии против Ливана и напряженности вокруг Ирана
особое значение приобрели отношения между суннитами и шиитами. Это связано с
активными попытками Запада разжечь конфликт между представителями двух самых
многочисленных исламских конфессий (шииты составляют около 8 % мусульман). Так,
стратегия «Исламский мир после 11 сентября», разработанная одной из крупнейших
исследовательских корпораций RAND, уделяет особое внимание использованию
суннитско-шиитских противоречий для реализации американских планов на Ближнем
Востоке. В ней, в частности, говорится: «...возможность достижения баланса между
суннитами и шиитами может поставить барьер перед исламскими экстремистскими
движениями и создать основу для стабильности американского присутствия на
Ближнем Востоке». Действия американцев в оккупированном Ираке, их активность в
отношении треугольника Иран-Сирия-Ливан свидетельствуют, что за фразой
«достижение баланса» скрываются планы по разжиганию конфессиональной розни между
суннитами и шиитами.
Весомым подтверждением тому стал конфликт в Ливане,
в ходе которого «Израиль» и США развернули масштабную идеологическую и
информационную войну против движения «Хезболла». Через средства массовой
информации в общественное сознание активно внедрялась мысль, что Хезболла -
еретическое движение «рафидитов» и ее поддержка со стороны суннитов
категорически запрещена. В качестве главного аргумента использовалась заключения
некоторых авторитетных салафитских ученых, главным образом представителей
Саудовской Аравии относительно секты «рафидитов» (так сунниты называют тех, кто
отрицает - рафид по-арабски - легитимность трех первых праведных
халифов - Абу-Бакра, Усмана, Умара, утверждая, что они узурпировали власть у
имама Али, ставшего четвертым праведным халифом).
В связи с этим
ученые-салафиты из Саудовской Аравии сочли необходимым выступить с коллективным
обращением в целях прояснения их позиции в отношении шиизма и «Хезболлы».
Своеобразный резонанс произвела фетва известного ученого Абдаллы Ибн Джебрина.
Не меняя в целом своей позиции в отношении заблуждений «рафидитов», саудовский
улем фактически провел тонкую грань между ними и «Хезболлой», употребив в фетве
кораническое выражение «партия Аллаха» (именно так переводится с арабского
«Хезболла»). Примечательно, что в фетве Ибн Джебрина говорится, что Коран
называет «партией Аллаха» истинных верующих, которые ведут борьбу в интересах
ислама и мусульман.
Выступление суннитских улемов вызвало ответную
реакцию в шиитских научных кругах. Шиитские ученые со своей стороны опровергли
многое из того, что приписывается последователям шиизма некоторыми авторами. По
их глубокому убеждению, основные разногласия, имеющие место в мусульманской
умме, носят надуманный характер и могут быть преодолены совместными
усилиями.
Важным шагом на пути структуризации и интеграции мирового
мусульманского пространства стало создание в июле 2004 года Международного союза
мусульманских ученых (МСМУ). В его состав вошли сунниты и шииты. Председателем
Совета был избран известный мусульманский ученый и проповедник шейх Юсуф
Кардави, его заместителем - генеральный секретарь Международной ассамблеи по
сближению исламских конфессий, авторитетный шиитский ученый аятолла Мухаммад Али
Тасхири. Одной из главных задач МСМУ является развитие диалога и сотрудничества
между мусульманами всех направлений и мазхабов (правовых школ). Во время
агрессии против Ливана шейх Юсуф Кардави выразил солидарность с движением
сопротивления «Хезболла», заявив: «Поддержка ливанского сопротивления -
обязанность каждого мусульманина». Его примеру последовали многие известные
суннитские улемы во всем мире.
Вопрос о мусульманской интеграции перед
лицом серьезных вызовов становится все более актуальным. Всеобщее объединение и
создание эффективной системы решения глобальных проблем позволит мусульманам
решать сложные задачи, такие как предотвращение агрессий и гуманитарных
катастроф.
Анвар ШАРИПОВ