Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Р. Мухаметшин: Систему мусульманского образования в России надо не реформировать, а выстраивать заново

В ушедшем году к Российскому исламскому университету в Казани было приковано особое внимание. Вокруг изменений, затронувших вуз, появились самые разные слухи.

Только за несколько месяцев на посту руководителя университета сменилось несколько человек. На днях его возглавил известный татарстанский ученый Рафик Мухаметшин.

В беседе с нами он поделился своим видением будущего РИУ, перспективами развития в России мусульманского образования и Ислама в целом.

- Намерены ли Вы как-то реформировать РИУ? Какими будут ваши первоочередные шаги?

Существующая система мусульманского религиозного образования в нашей стране сегодня переживает период становления. Поэтому ее необходимо не реформировать, а выстраивать заново с учетом реалий современной жизни. Это касается и Российского Исламского университета.

Из первоочередных задач можно назвать необходимость решения правовых коллизий, которые существуют вокруг статуса РИУ. Дело в том, что наш вуз по уставу является негосударственным образовательным учреждением. Но одновременно мы готовим и религиозных деятелей.

Для того же, чтобы наш вуз был полноценным учебным заведением, необходимо сохранить эти две составляющих. Только тогда он может стать настоящим университетом.

Поэтому у нас сегодня нет дилеммы: каким должен быть вуз, религиозным или светским. Речь идет о создании единого образовательного пространства с двумя компонентами. Возможно, для этого мы оформим второе юридическое лицо в виде высшего религиозного учебного заведения. Но при этом, я надеюсь, мы сохраним тот потенциал, который был создан с 1998 года.

- Вы светский ученый, доктор политических наук. У многих мусульман в этой связи возникает вопрос, может ли не улем руководить таким учебным заведением. Что Вы думаете по этому поводу?

Да, я светский ученый. Но РИУ, как я уже сказал, не является чисто религиозным учебным заведением. Нам, как университету, важна подготовка не только религиозных деятелей, но и в целом мусульманской интеллигенции.

Я как представитель именно этой интеллигенции, очень надеюсь, смогу внести свой вклад в создание принципиально новой системы мусульманского образования.

- Какое место займет концепция "евроислама" Р. Хакимова в учебной программе вуза? Ее будут изучать просто как одну из концепций, во многом расходящуюся с традиционным исламским вероучением, или она будет иметь больший статус? Ходят слухи, что все произошедшее в РИУ в последнее время – это попытка превратить его в оплот «евроислама».

«Евроислам» - это концепция, нацеленная на выявление в Исламе его демократических ценностей. Это некая попытка показать интеллектуальное лицо нашей религии. В то же время в этой концепции, действительно, есть положения, во многом расходящиеся с традиционным исламским вероучением.

А что касается системы религиозного образования, то она должна строиться, в первую очередь, с учетом классических принципов мусульманского образования. Новые идеологические веяния всегда были и будут. Но это не значит, что вузы следует перестраивать под них.

- Что вообще планируется положить в основу религиозной составляющей образовательной программы РИУ и исламского института на его базе? Это будут идеи татарских богословов XIX-XX вв., классика ханафитского мазхаба и матуридитская акыда (вероучение), традиционные для Татарстана, современное исламское богословие или что-то другое?

Вы уже сами перечислили все составляющие образовательной программы РИУ. Они все должны присутствовать. Иначе сложно дать полноценное религиозное образование.

То, что мы придерживаемся ханафитского мазхаба, указано в нашем уставе. Это уже определяет наши приоритеты и в акыде.

Поскольку мы - вуз, готовящий кадры для центральной России, где основную часть мусульманского населения составляют татары, студенты должны освоить и богословское наследие нашего народа.

Но мусульманское богословие развивается, что также нельзя не учитывать. Это касается, в первую очередь, учебных пособий, которые должны быть современными.

- Вы политолог. В этой связи не могу не спросить. Каким образом, в РИУ будет преподаваться политология и будет ли преподаваться вообще? Не собираетесь ли Вы взяться за разработку адаптированного для российских реалий курса политологии Ислама?

В РИУ политология преподавалась всегда, поскольку этот предмет входит в обязательный федеральный компонент. Я уже 8 лет в нашем вузе читаю этот курс. Конечно, этот курс адаптирован к реалиям мусульманского вуза. Было бы совершенно непонятно, если бы я ограничился преподаванием основных тем политологии по тем учебникам, которые у нас есть. В них политические системы стран мусульманского Востока не то, что не рассматриваются, но и не упоминаются.

Этот курс я делю на две части. В первой части мы со студентами рассматриваем общие проблемы политологии. Во второй части курса изучаем политические институты в мусульманских странах. Основной целью этого курса является поиск ответа на вопрос: какие политические системы являются оптимальными для мусульманского сообщества и каковы перспективы политического обустройства мусульманского Востока?

Студентам этот курс нравится. Не потому, что именно я его преподаю, а потому, что он, в какой-то степени, дает возможность понять, что происходит в мусульманских странах и как преодолеть тот кризис, который они переживают.

- Намерен ли РИУ взаимодействовать с другими исламскими вузами страны - Москвы, Чечни, Дагестана и др.? Планируются ли какие-то общие проекты? Остается ли в силе идея проведения всероссийской олимпиады студентов исламских вузов страны?

Безусловно. Нас и так мало. Поэтому надо объединить наши усилия, чтобы выстроить современную модель мусульманского образования. С Московским Исламским университетом у нас существуют довольно тесные контакты. Его ректор Марат Муртазин является председателем Совета по мусульманскому образованию. Сейчас мы совместно работаем над совершенствованием образовательного стандарта по теологии.

С учебными заведениями Кавказа пока нет тесных контактов. Но взаимный интерес есть. Я думаю, что в ближайшее время они станут более близкими. Идею проведения всероссийской олимпиады студентов мусульманских вузов я также, безусловно, поддерживаю.

- Каким образом, на Ваш взгляд, должна быть организована студенческая жизнь РИУ? Что, помимо учебы, предлагает университет учащимся - кружки, клубы, КВН, профком, студенческие СМИ?

Наши студенты стремятся жить полноценной жизнью. Им не чужды и спортивные соревнования, и участие в работе студенческого профкома, и выпуск своей газеты под названием «Форум». Конечно, этого мало. Но, откровенно говоря, я еще не успел обсудить со студенческим активом РИУ их планы в этом направлении.

- До сих пор в России отсутствует серьезная база для подготовки внутри страны кадров для исламских организаций. В чем основная проблема этого?

Проблема, на моему мнению, прежде всего, в уровне самого мусульманского образования и в отсутствии в нем возможности выбора специальностей.

- Какими качествами и навыками, на Ваш взгляд, должен обладать выпускник российского исламского вуза?

Выпускникам российских исламских вузов следует пополнить отряд пока еще очень незначительной группы мусульманской интеллигенции. Они должны быть современно мыслящими и умеющими доступно объяснять и пропагандировать ценности Ислама.

Именно с их помощью, я надеюсь, мы сможем формировать в обществе объективные представления о мусульманской религии и ограничить распространения исламофобских настроений. Я думаю, что наши выпускники станут наиболее подготовленными кадрами и для преподавания в школе таких курсов как «Основы мусульманской культуры» и «История мировых религий».

- К какому году РИУ собирается выйти на один уровень с Аль-Азхаром, Аби Нуром, университетом в Медине и т.д. Если честно, в хорошем смысле, есть такие амбиции?

Безусловно, мы должны стремиться к уровню ведущих мусульманских вузов. Тем более, наш дореволюционный опыт показывает реальность этого.

Такие амбиции, вне всякого сомнения, есть. Иначе какой смысл рассуждать о перспективах вуза на будущее?

- Будет ли когда-нибудь так, что не мы будем посылать студентов за границу, а к нам поедут учиться Исламу молодые люди из мусульманских стран?

Я не хотел бы проблему упрощать. Посылать учиться в другие мусульманские страны молодежь, конечно, будем. Но не потому, что у нас уровень низкий или негде учиться.

В первую очередь, потому, что у нас должны быть специалисты, знающие систему образования в мусульманских странах изнутри. Потом, Аль-Азхар и другие крупнейшие центры мусульманской учености всегда будут для нас как Оксфорд, Гарвард или Кембридж для европейцев.

Насчет того, когда к нам начнут приезжать учиться из мусульманских стран, я могу сказать, что произойдет это не скоро. И проблема не только в образовании. Это и внешняя политика России, ее взаимоотношения с мусульманскими странами, отношение к последователям Ислама внутри страны и т.д. Да и в самих мусульманских странах по отношению к нам необходимо преодолеть многие стереотипы.

В свое время известный французский историк Александр Беннигсен об опыте мусульман нашей страны, в первую очередь, татар, писал, что их «влияние на развитие реформаторского движения не только в России, но и во всем мусульманском мире, было совершенно исключительным по важности». Но этот опыт, по его словам, плохо известен на Западе и игнорируется самими мусульманскими историками. И он совершенно прав.

Тем не менее, на ближайшую перспективу у нас есть очень привлекательное направление. Это тесное сотрудничество с европейскими мусульманами и подготовка специалистов именно для них.

Я думаю, если мы в ближайшее время сможем выработать убедительную для них концепцию «умеренного Ислама», то это будет вполне реально. Возможно, именно в этой нише и наше место.

Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов




  07.01.07, islam.ru

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку