Суббота, 04 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Послесловие к премьере телефильма

 

Али-Вячеслав Полосин: "Попытка механического переноса и внедрения в России насильственной религиозной унитарности не только неприемлема, но и гибельна"

Показ телеканалом «Россия» документального фильма с говорящим названием «Гибель империи. Византийский урок» вызвал широкий отклик в обществе. Его автором является архимандрит Тихон (Шевкунов).

Суть фильма сводится к тому, что некогда великая Византия отступила от чистой православной веры, купилась на соблазны коварного Запада, была им же обманута и разграблена и в результате пала под натиском турок-мусульман. Находящейся в похожей ситуации, по мнению автора «Гибели империи», современной России предлагается поучиться на ошибках Византии, дабы не повторить ее судьбу.

Выход такого фильма мы  прокомментировал член президиума ООД "РИН", философ и политолог Али Вячеслав Полосин.

"Портал-Credo.Ru": Не кажется ли Вам, что фильм о. Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Византийский урок" – это выражение возрождения в России признаков идеологии пресловутого византизма. Не может ли это оказаться опасным для политической перспективы страны, межнациональных и межрелигиозных отношений в ней и, в конечном итоге, на ее территориальной целостности?

Али-Вячеслав Полосин: Хочу подчеркнуть: я не затрагиваю здесь собственно религии. Право на религиозный выбор священно, оно дано Творцом миров, и мы, мусульмане, с уважением относимся к православным верующим как к нашим добрым соседям. Я говорю только о государственной идеологии и ее эффективных или неэффективных моделях.

Давайте посмотрим, что пишут авторитетные ученые по поводу целей империи Нового Рима, из чего и будет ясно, к чему ведет возрождение подобного явления. Академик Г.Литаврин: "Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь – Новый Рим, что их страна — Романия, что они сами — ромеи, а их держава — единственная (Римская) хранимая Богом империя. "По самой своей природе, — писала Анна Комнин, – империя – владычица других народов". Если они еще не христиане, то империя непременно "просветит" их и будет управлять ими, если они уже христиане, то являются членами ойкумены (цивилизованного мира), во главе которой стоит империя. Ойкумена — иерархическое сообщество христианских стран, и место каждого народа в ней может определить лишь ее глава — император.

Эта стройная концепция к IX—Х вв. мало соответствовала действительности: в 800 г/>. Карл I, а с 962 г/>. Оттон I и его преемники стали также императорами; многие христианские народы не только не признавали авторитета империи, но вели с нею борьбу; некоторые государи соседних с империей стран (Симеон болгарский, Роберт Гвискар норманнский) даже осмеливались притязать на трон василевса в Константинополе. Однако империя не меняла своей концепции. Она никогда не отказывалась от территорий, некогда принадлежавших Риму, считая их лишь временно отторгнутыми. "Поэтому, — продолжает Анна, — ее рабы враждебны к ней и при первом удобном случае одни за другим – с моря и с суши – нападают на нее" (Г. Литаврин. Как жили византийцы. Глава 2.).

Согласитесь, говорить о реальном возрождении такой тотально унитаристской концепции государства, мягко говоря, опасно! Россия – евразийская держава, существующие в ней народы с их традиционными религиями являются коренными, они живут на своей территории искони. Этническое и религиозное разнообразие, многовекторность и многокультурность – это исконно черты российской державы, в корне отличающие ее от империи Нового Рима, от Византии.

Поэтому попытка механического переноса и внедрения насильственной религиозной унитарности для России не просто неприемлема, но и гибельна. Византийщина присутствовала в реальной российской политике лишь фрагментарно, проявляясь в общей дискриминации "иноверцев" и в отдельных кампаниях по принудительной христианизации и русификации татар, приводя к смутам, народным восстаниям, переворотам. Это поняла православная императрица Екатерина Великая, узаконившая веротерпимость, и при ней Россия достигла наивысшего расцвета. Однако со второй половины XIX века у российских царей появилась тяга к византизму, что и стало одной из главных причин 1917 года.

Литаврин также отмечает, что византийская система власти отличалась особой нестабильностью: "Василевс – помазанник Божий — обладал безграничной властью. Однако удержаться на престоле в Византии было нелегко. Самая неограниченная монархия европейского средневековья, императорская власть в Византии, оказывалась самой непрочной. Император помыкал синклитом, самовластно распоряжался войском, покупал щедротами духовенство, пренебрегал народом... Императора обожествляли как божьего избранника... но мятеж против него как личности, не достойной трона, не осуждался, если мятежники выходили победителями...

За 1122 года существования империи в ней сменилось до 90 василевсов. Каждый правил в среднем не более 13 лет. Почти половина императоров была свергнута и уничтожена физически. Сами византийцы задумывались над этим и не находили ответа. Никита Хониат с грустью замечал, что Ромейская держава подобна блуднице: "Кому не отдавалась!" Захвативший без труда власть, продолжал он, побуждает и других к тому же своим примером"(там же).

– Знали ли Вы лично о. Тихона? Насколько он лично искренне является носителем подобных идей? С чей стороны мог существовать социальный заказ на такое кино?

– Нет, лично с ним не знаком. Думаю, что он высказывал свои собственные убеждения. Они высказывались и ранее, просто их не пиарили на государственном телевидении России. Думаю, что в этом показе есть момент зондирования общественного мнения – не пришел ли час "икс" для операции "Ы".

– Считаете ли Вы, что фильме есть элементы если не исламофобии, то, по-крайней мере, предвзятого отношения к исламу.

– Архимандрит Тихон бросил несколько камней в сторону мусульман. Знаковой стала заставка к фильму, когда над "оплакиваемым" архимандритом городом звучит азан – призыв мусульман к молитве. Не менее знаковым стало едкое вкрапление в текст информации о "гареме из мальчиков" у султана. Разумеется, о нравственном облике "оплакиваемой стороны" не сказано ни слова. А сказать есть что, но не будем задевать чувств православных.

Беседовал Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru",

Кувейт



  19.02.08




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку