Воскресенье, 05 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Опубликовано на сайте МИУ

 О современных теориях и принципах развития исламского пути в некоторых странах

Процессы глобализации стали приводить к интеграции исламских сообществ в западную экономическую, политическую и культурную систему. Процесс интеграции стал приводить к тому, что ценности западной цивилизации и западный образ жизни в условиях застоя исламской мысли и идеологии стали господствовать в исламских странах и играть главную роль в определении ценностей и приоритетов жизни общества и государства. Ввиду этого в последнее время целый ряд исламских государств предпринял попытки выработать свой подход к определению собственного пути развития в рамках ислама.

Реакция на проникновение западных представлений была разной, в зависимости от уровня развития того или иного исламского общества или государства. Несмотря на то, что приход западной системной основы нес с собой ряд экономических преимуществ и привел к повышению уровня жизни для большинства жителей мусульманских стран, само идейное наполнение западного образа жизни оставалось чуждым для них. То же самое можно сказать и о советском присутствии в ряде мусульманских стран в 60-80-е гг. Экономическая и военная выгода для этих стран в обоих случаях была очевидна, и они выбирали в качестве союзника или западные страны во главе с США, или восточноевропейские страны во главе с Советским Союзом. Но ни те, ни другие не давали ответа на главный вопрос, вставший перед каждым мусульманином: как сохранить свои религиозные приоритеты и ценности в условиях расширяющейся экспансии антиисламской по своей сути идеологии капиталистического Запада и социалистического Востока.

Крушение Советского Союза, исчезновение «империи зла», выстраивание однополярной направленности мировой политики и экономики поставило перед мусульманским миром, да и не только перед ним, вопрос о новых идейных основах, в соответствии с которыми можно строить дальше свое общество. Испытав разочарование, как в западной, так и в социалистической системе, многие мусульмане устремили свои взоры к своему историческому духовному корню – исламу. Однако опыт обращения к радикальным политическим формам «исламского возрождения», воплощенный «Братьями-мусульманами» в Египте, «салафитами» в странах Персидского залива, «Талибан» в Афганистане, руководством «исламской революции» в Иране и союзной партией «Хизб Аллах» в Ливане, не получил по разным причинам широкого распространения в исламском мире. Все эти движения получили резкую негативную оценку на Западе и подверглись сдержанной критике со стороны руководителей наиболее влиятельных исламских государств.

Несмотря на негативное отношение к радикальным политическим исламским движениям, сама идея исламского возрождения все активнее проявляется в ряде исламских государств. Рассмотрим некоторые из таких принципов, к которым обращаются руководители целого ряда исламских государств.

В последние десятилетия в Исламской Республике Иран активно действует «Всемирная организация по сближению исламских мазхабов», которая выражает позицию иранского духовного руководства по отношению в сотрудничеству между Ираном и другими исламским государствами. В настоящее время эту организацию возглавляет наиболее известный и авторитетный иранский богослов аятолла Мухаммад Али Тасхири. Совершенно очевидно, что идея «исламской революции», базирующаяся на шиитской религиозной традиции, не может стать основой сотрудничества или объединения исламского мира. Сунниты не признают шиизм как канонизированное течение ислама. Именно поэтому сейчас иранское руководство ищет пути создания определенного идейного альянса, основанного на постулате исламского единства и сближения различных школ и течений ислама. «Воистину, мусульмане – братья, поэтому устраивайте мир между своими братьями». Именно этот аят является главным идейным источником единения мусульман, но реализовать этот постулат в жизни современного мусульманского сообщества пока никому не удается.

Другое идейное движение, направленное на то, чтобы найти место исламу в политической жизни современных исламских государств, активно пропагандируется в Кувейте. Его проповедником можно считать заместителя министра по делам ислама Государства Кувейт Аделя аль-Фаляха. Эту идеологию обозначают арабским словом «васатыя», что дословно переводится «срединность». По сути дела, это призыв к умеренности и сдержанности в проявлении религиозных убеждений и чувств, направленный к мусульманской молодежи и выражающий взгляды и настроения старшего поколения руководителей ряда исламских государств. С другой стороны, это реакция на распространение крайних и радикальных взглядов и мыслей в определенных слоях современной мусульманской молодежи, которая готова излить свое недовольство через экстремистские и террористические действия, направленные не на враждебный исламу запад или коммунизм, а на руководство собственных государств, что уже неоднократно имело место в Саудовской Аравии. Коранический аят: «Мы сделали вас срединной общиной» - является основой идей «васатыйи», получающей все более широкое распространение среди современных мусульманских деятелей, как в арабских странах, так и в других регионах, включая Россию.

Еще одна попытка найти исламский путь развития предпринимается сейчас руководством Малайзии. Премьер-министр Малайзии Бадави, пытаясь обозначить пути диалога между западом и исламским миром, выдвигает в качестве принципа развития своего государства идеологию «ислам хадари», что можно охарактеризовать, как создание модели общественного устройства, основанного на духовных идеалах ислама и нацеленного на возрождение прогрессивной роли науки и культуры, что было присуще жизни мусульманского халифата в Средние века. Именно в этот период мусульмане стояли намного впереди Европы, воплощая лозунг «ex oriente lux» - «Свет идет с Востока». Перед мусульманами XXI века стоит задача вернуть себе передовые цивилизационные позиции через развитие собственной экономики, науки и культуры, черпающих свои духовные начала из учения ислама и приобщаясь к наиболее передовым достижениям современности. На сегодняшний день Малайзия ассоциирует себя именно с таким цивилизованным подходом к исламскому возрождению.

Перед мусульманами России все эти проблемы стоят с не меньшей остротой. И хотя нам предназначено жить в немусульманском государстве и обществе, необходимо искать свои исламские идейные принципы интеграции в светское общество, искать пути возрождения своей духовной и культурной жизни, не вторгаясь при этом в области государственной политики и законодательства. Первостепенной задачей для религиозных руководителей мусульман России является исламское просвещение и образование, нравственное воспитание мусульманской молодежи и детей в духе ислама и его общечеловеческих ценностей. Именно эти достижения могут стать примером для мусульман других стран, живущих в рамках светских законов. Это касается как бывших республик СССР, так и стран Восточной и Западной Европы. Россия и ее мусульманское сообщество может стать локомотивом исламского возрождения в немусульманском мире, если направить имеющиеся ныне политические и экономические возможности в русло правильных решений и действий. Остается только следовать предписаниям Аллаха и традициям Пророка Мухаммада. «Трудитесь и работайте, и тогда Аллах и его Посланник и верующие увидят ваши дела».

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку