Сегодня много говорят об
административном давлении, оказываемом на ислам в России. Очередным
свидетельством тому стал список материалов, запрещенных к распространению
на территории РФ, больше половины наименований в котором занимают
произведения на тему ислама.
Профессор Леонид Сюкияйнен, с которым побеседовал корреспондент
IslamNews Рустам Адиуллин, уверен, что вина за такое положение дел во
многом лежит на порочной системе ДУМов, ведущих недобросовестную
конкуренцию за сферы влияния.
– Леонид Рудольфович, позвольте узнать ваше мнение по поводу того,
что в российском списке экстремистских материалов, последняя версия
которого опубликована на сайте Минюста 31 июля 2007 года, из 218
наименований больше половины занимает литература об исламе?
– Я думаю, что тут несколько причин. Первая, пожалуй, связана с тем,
как то или иное издание попадает в этот список, каким образом возникают
подобного рода судебные дела?
Чаще всего существуют два основных пути. Во-первых, – это конфликты и
противоречия между различными исламскими организациями России. Мы хорошо
знаем, что различные духовные управления находятся в конфронтации друг с
другом. Неурегулированность отношений между религиозными организациями,
конфликты между ними зачастую заканчиваются обращениями в
правоохранительные органы с претензиями по поводу деятельности друг друга.
В частности, по поводу использования той или иной литературы в учебных
целях. Таким образом, в 2004 году в разряд запрещенных попала первая
исламская книга "Книга Единобожия".
Вторая причина заключается в том, что после принятия закона о
противодействии экстремизму соответствующие правоохранительные органы
России достаточно часто идут по пути возбуждения такого рода уголовных
дел, тем самым, демонстрируя свою активную деятельность по борьбе с
экстремизмом. А поскольку экстремистские проявления и террористическая
деятельность в последние годы чаще всего приписывается исламским
организациям, мусульманам и даже исламу в целом, то неудивительно, что это
очень часто обращается против изданий, связанных с мусульманской
религией.
Существует, наконец, еще одна причина. В последнее время в России
выходит очень много некачественной, плохо подготовленной литературы,
посвященной исламу, с отвратительным переводом на русский язык. Среди нее
действительно можно найти такие издания, в отношении которых можно
высказать какие-то упреки. Хотя, на мой взгляд, в целом, большинство
изданий, попавших в этот список, в принципе не являются экстремистскими по
своему содержанию.
Есть, конечно, и другие причины…
– Несмотря на то, что решения о запрете принимаются различными
судами, в литературе из этого списка, существует три достаточно ярко
выраженных направления, в отношении которых вводятся запрет. Это,
во-первых, книги изданные при содействии Саудовской Аравии, во-вторых,
произведения турецкого автора Саида Нурси, и агитационные материалы
движения "Хизб ут-Тахрир", центр которого находится в Лондоне. В связи с
этим ряд политологов высказали интересную мысль о существовании в умах
некоторых российских чиновников так называемой "зеленой оси зла", а именно
Лондон – Анкара – Эр-Рияд, а после запрета "Завещания" имама Хомейни еще и
Тегеран?
– Я смотрю на проблему по-другому: наши правоохранительные органы
действительно проявляют активность в исполнении закона о противодействии
экстремизму и обращают внимание на такую литературу. Тем более часто
инициатива исходит не от них, а от каких-то других организаций, в
частности, исламских.
– Среди запрещенной исламской литературы по сравнению с другими
изданиями из списка, много книг догматического, вероучительного характера,
например "Книга Единобожия", "Основы исламского вероучения" и т.д. С чем,
по вашему мнению, связана такая особенность?
– Зная, каким образом попадали в этот список такие книги, как например,
"Книга Единобожия" или саудовские издания, переведенные с арабского языка,
могу сказать – это следствие нездоровой конкуренции духовных управлений
между собой. Мне доподлинно известно, что одни российские исламские
организации обращались в правоохранительные органы с претензиями на
деятельность своих конкурентов – других исламских организаций. Например,
исламские организации, которые числятся в составе Центрального духовного
управления мусульман (ЦДУМ), обращали свои жалобы против тех, кто
принадлежат к другому духовному управлению, и наоборот. Вы же помните, как
несколько лет тому назад на страницах центральной печати известные наши
духовные лидеры публично обвиняли друг друга в "ваххабизме", экстремизме и
тому подобных вещах. Таким образом в этот список попали "Книга
Единобожия", "Программы по изучению шариатских наук" и другие книги. Это
просто отзвук конфронтации между ДУМами.
Леонид СЮКИЯЙНЕН, доктор юридических наук,
профессор Высшей школы экономики