- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с запретом книг
на исламскую тему, которая остается крайне острой. Несмотря на все
критические выступления, в том числе представителей власти, пока все
остается, как было: список запрещенной литературы не только пополняется,
но и заводятся уголовные дела, как, например, в отношении руководителя
издательства «Умма» Асламбека Эжаева.
Вопрос является очень
серьезным. Мы над ним работаем совместно с религиозными мусульманскими
организациями, особенно с Советом муфтиев России. Надеюсь, что скоро Вы
увидите результат.
- Как Вы смотрите на роль мусульманской
интеллигенции, общественности в развитии Ислама в России? Все-таки Ислам в
каком-то смысле особенная религия - она не ограничивается только стенами
мечети, религиозными ритуалами и вопросами веры. Приветствуется ли в
России деятельность, наряду с духовными управлениями, общественных
нерелигиозных структур, которые ведут работу с мусульманами в сферах,
находящихся за рамками исключительно духовно-религиозных
вопросов?
Не очень понял вопрос. В России действуют десятки,
если не сотни общественных нерелигиозных структур, которые ведут работу с
мусульманами. Главное, чтобы они действовали в рамках действующего
законодательства.
- Недавно в России отметили 200-летие со дня
признания Ислама «терпимой религией» и последовавшего за этим создания
Екатериной II первого духовного управления мусульман. Как Вы оцениваете
роль этого института для Российского государства и его перспективы в
будущем? ДУМы останутся прежними или как-то будут модернизироваться вместе
со страной?
Это не вопрос моей компетенции. Вопросы развития и
деятельности духовных управлений мусульман являются делом их
самих.
- Что Вы думаете о работе современной мусульманской
российской медиа-индустрии? Заинтересовано ли государство в формировании
мусульманского общественного мнения, которое бы озвучивалось этими СМИ?
Государство заинтересовано в развитии любых СМИ, которые
объективно отражают действительность.
- Нельзя не коснуться
такой проблемы. У многих мусульман складывается раздвоенная картина
нынешней ситуации: с одной стороны, власть в России поддерживает Ислам,
многое в этом ключе делается в последнее время - это нельзя не признать;
но, с другой, - запрещаются книги, арестовываются имамы, в некоторых
регионах препятствуют строительству мечетей и проч. Как будто реализуются
две стратегии. Многие чиновники откровенно игнорируют заявления бывшего и
нынешнего президента о важности развития диалога с исламским миром, как во
вне, так и внутри страны. Как Вы можете это
прокомментировать?
В нашей стране созданы все условия для
нормальной деятельности религиозных организаций. Принято одно из самых
либеральных законодательств в области свободы совести. Но в повседневной
деятельности в регионах иногда приходится сталкиваться с недоразумениями.
Они возникают от низкого уровня культуры отдельных чиновников или
религиозных деятелей. Интересно, что иногда мусульманские общины сами идут
напролом, в нарушение законодательства, параллельно раздувая шумиху в СМИ.
В последнее время стало модно вспоминать, что ты мусульманин и
кричать о защите прав мусульман, когда человек попадает в СИЗО по
обвинениям в уголовных преступлениях. С этими явлениями должны бороться
сами мусульмане и не позорить свою религию.
А нечестные или
нерадивые чиновники притесняют права не только мусульман, но и граждан
других вероисповеданий. Если в автобусе Вам наступили на ногу и нахамили,
то вряд ли они хотели задеть Ваши религиозные чувства. Они просто плохо
воспитаны. Поэтому, я считаю, что во многих случаях к недоразумениям
необходимо относиться проще и не превращать их умышленно в вопрос
межрелигиозных отношений.
- Проблема радикализма под исламскими
лозунгами на Северном Кавказе остается очень сложной. Количество «лесных
братьев» не убывает. Помимо силовых методов, что-нибудь предпринимается
федеральным центром, чтобы добиться стабилизации обстановки? Какую
альтернативу ныне царящей коррупции, произволу, безработице, клановости,
расслоению общества, проституции и т. д. Москва может предложить молодежи,
которая ссылаясь на положения Ислама, не желает мириться со сложившейся
ситуацией?
Интересно, как Вам удается постоянно пересчитывать
«лесных братьев». Может быть, в вашей методике подсчета есть ошибка? А
если серьезно, то Вы не правы. Эффективные меры борьбы с террористами и
бандитами привели к их резкому сокращению. И этому, во многом
способствовали гуманитарные просветительские программы, которые проводятся
по линии различных министерств и ведомств. В этой работе активную роль
играет и Фонд поддержки исламской культуры, науки и
образования.
Конечно, все мы понимаем банальную истину, что
экстремисты и террористы ищут свое пополнение среди малообразованных,
социально неустроенных молодых людей. Поэтому нашей общей задачей является
борьба с бедностью, неграмотностью и безработицей, социальной
неустроенностью.
Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов
|