Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Современное российское мусульманское мировоззрение и поиски национальной идеи

Рассуждения главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина об идентичности и генезисе российской государственности заслуживают вдумчивого прочтения, особенно вызвавший в свое время едкие комментарии неприятелей его тезис о том, что Золотая Орда и Имамат Шамиля также являются учредителя современного российского государства, как и Киевская, и Московская Русь. При всем пафосе позволю себе отметить, что слова Р. Гайнутдина, высказанные им в свое время в СМИ, по сути, являются программной ключевой точкой опоры для выстраивания современного российского мусульманского дискурса и мировоззрения, а также для закладки прочного фундамента России в XXI в.

Этот тезис при его полноценном развитии является заявкой мусульман на участие в формировании и выстраивании современной российской идентичности в целом, нашим вкладом в мучительный поиск нынешней Россией своей национальной идеи. Я уверен, что эта самая национальная идея как раз и заключается в том, чтобы в нашей стране действительно сложился единый народ, единая российская гражданская политическая нация. А последнее абсолютно невозможно без окончательного и безоговорочного примирения российского и мусульманского и, как сказал Р. Гайнутдин, "прописки" Россией своей мусульманской составляющей.

Особенно это актуально сегодня, когда на всю страну все громче звучат призывы отделить Кавказ, а когда процесс пойдет, то и Татарстан с Башкирией и далее по советскому сценарию. Лидер СМР со своей стороны выступает как ответственный общественно-религиозный деятель, предлагающий реальный путь решения ключевой проблемы современной России – проблемы самосознания, своего будущего и прошлого.

Ведь если пропагандистскому накату "отделителей" сегодня не выставить внятной и серьезной альтернативы, то общество, особенно жители крупных городов, те, кого сегодня называют "путинским большинством", вполне может со временем поддаться на их посылы сытой, веселой "нормальной европейской" жизни, которая, по уверениям т.н. национал-демократов, обязательно наступит, как только Россия избавится от "нерусских". Постимперское бюрократическо-имитационное державничество "ЕдРа" и прочих, церковный "русский мир", либерализм и коммунистический проект, что все более очевидно, в стратегическом плане не работают. А значит, государство оказывается у опасной черты.

Тезис Р. Гайнутдина

"Не скажу ничего нового, если замечу, что наша страна переживает кризис идентичности. Новая Россия ищет себя и свое место в современном мире. И тут нельзя не учитывать огромнейшую и глубочайшую исламскую составляющую. Пройдитесь по центру Москвы – одни только тюрко-мусульманские названия будет сложно уместить в памяти!

Современная Российская Федерация должна, наконец, полностью легитимизировать и, так сказать, «прописать» свою мусульманскую составляющую. Ведь и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество.

То, что некоторые мусульманские государства воевали с Москвой или Петербургом и вошли в состав России не добровольно, не должно нас смущать. Ведь значительное число русских княжеств воевали между собой и также были завоеваны Москвой. Но сегодня никто не обвиняет новгородцев и тверичей в сепаратизме, когда они хотят поддерживать свое историческое наследие.

Мы, российские мусульмане, видим себя неотъемлемой частью единой российской гражданской нации".

"Религии у нас отделены от государства, а духовные структуры не могут заниматься политикой. Но верующие же не отделены от общества! Мусульмане составляют огромную часть россиян. Это самое крупное меньшинство нашей страны. Поэтому без его активного участия в гражданском обществе не сформируются ни оно само, ни Россия как сильное, успешное, демократическое, социальное государство.

Поэтому мы наставляем нашу молодежь, наших общественных активистов, что наш джихад, наше созидательное усердие, усилия и самоотдача сегодня должны быть направлены на улучшение образа Ислама. Наставляем на формирование современной, образованной, высококультурной российской общины мусульман, способной брать ответственность и приносить пользу окружающим и своей Родине, быть примером нравственности и успеха в решении проблем, которые разъедают нашу страну, – алкоголизм и наркомания, социальная несправедливость, коррупция и криминал, безответственность и недостаток профессиональной квалификации. В конце концов, примером для всего общества должна быть наша сплоченность во имя созидания".

Куда несешься Русь? Нет ответа..?

Совершенно верно, что Российская Федерация является, с точки зрения истории и идентичности, правопреемником не только СССР, Российской империи, Московской и, в конце концов, как гласит официальная версия, Киевской Руси, но и Волжской Булгарии, Орды и постордынских ханств, а также кавказских образований, вошедших, кто добровольно, а кто нет, в состав единой России. Кстати, крови при захвате Москвой Твери или Новгорода лилось совсем не меньше, чем при взятии Казани.

Многие русские политические образования не вошли добровольно в формировавшуюся на обломках Золотой Орды Россию, но никому же не приходит в голову обвинять потомков владимиро-суздальцев или нижегородцев в сепаратизме, когда они превозносят свое "самостийное" прошлое. Дело в том, что, по умолчанию, эти образования входят в пул своего рода легитимных учредителей РФ, а той же Орде, Имамату и Астраханскому ханству в этом отказывают.

Единственное объяснение тут – это то, что Тверское и Новгородское княжество населяли русские и православные, т. е. как бы свои, пусть и отчаянно сопротивлявшиеся вступлению в Россию. А татары и северокавказцы – нерусские и мусульмане, т. е. как бы не свои, хоть многие из них и поддерживали консолидационный проект во главе с Москвой.

Не учитывать это сегодня, значит, вновь и вновь наступать на одни и те же грабли, ломать комедию, которая в итоге оборачивается серьезными проблемами и насилием. Надо четко и прямо, что и предлагает глава СМР, признать, что РФ является правопреемником всех политических образований Северной Евразии, как русских и православных, так и нет, со всеми вытекающими из этого для современной российской политики последствиями.

Это единственный реальный, а не пиаровский, путь к окончательному и безоговорочному примирению России со своей мусульманской составляющей, с самой собой, по сути. Т. е. путь к формированию единой российской нации, без чего нашему государству нечего делать в XXI в.

Все это и есть реальная национальная идея. Пора сбросить, как требует классика, все и всяческие маски и назвать все вещи своими именами. Дайте России быть Россией, Россией – страной всех ее народов, а не одного, или точнее для бюрократии, которая прикрывается интересами одного, русского народа.

В противном случае, если мы не признаем, к примеру, за Ордой и Имаматом статуса исторических учредителей современной российской государственности, то автоматически из этого вытекает, что нынешние коренные российские мусульмане (волго-уральские и северокавказские) аналогичны по своему политическому статусу, скажем, арабам во Франции. Т. е. тогда российские мусульмане приравниваются к потомкам иммигрантов из бывших колоний, которые, действительно, никак не могут претендовать на статус учредителей современной Франции.

А это не так. Владимир Путин и Дмитрий Медведев всегда подчеркивали, что российские мусульмане – не иммигранты, а коренные жители. От этого осталось только проложить мостик к тому, что коренные жители = учредители российского государства со всеми вытекающими из этого политико-экономическими полномочиями.

Абдулла Ринат Мухаметов

Продолжение следует

Ансар.ру 12 июля 2011


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку