Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Диалог с мусульманским миром > Заместитель Верховного Муфтия Египта: мы открыты к взаимодействию с российскими коллегами

Заместитель Верховного Муфтия Египта: мы открыты к взаимодействию с российскими коллегами
В уходящем году во многих регионах России прошли торжества по случаю празднования 1100-летия принятия Ислама народами Волжской Булгарии. Их участниками были и зарубежные гости. В работе XV Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» принял участие заместитель Верховного Муфтия Арабской Республики Египет д-р Мустафа Абд аль-Керим Мухаммад Мурад. С ним побеседовал наш корреспондент:

- Уважаемый д-р Мурад, рады Вас видеть в Москве на мусульманской конференции. С какими чувствами Вы приехали в российскую столицу, что для Вас значит эта встреча со своими братьями здесь, в стенах Московской соборной мечети?

- Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир Господину и Заступнику нашему, Посланнику Аллаха – да благословит его Аллах, род его, сподвижников и последователей! Что может быть прекраснее и выше, чем встреча единомышленников! Встреча ради того, чтобы обменяться опытом, обменяться мыслями, ощутить единство с теми, кто является проводником ниспосланной нам религии, кто доводит до людей эту религию в незапятнанном, чистом виде, кто правильно толкует ее положения, не искажая и не приукрашивая, в полной мере осознавая свою ответственность перед людьми, как осознавал ее наш  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), следуя заповедям которого человек придет к поклонению Всевышнему, признанию Господа единственным источником бытия и очищению души.



- Д-р Мурад, я думаю, что Ваше присутствие на конференции вполне логично и оправданно, ведь между Духовным управлением мусульман РФ и мусульманами Египта – давние и очень дружественные отношения. Подтверждением тому могут служить события последних лет, например, визит в Москву Верховного Муфтия Египта д-ра Шауки Аллама (он состоялся в 2019 году) и его встреча с Муфтием Шейхом Равилем Гайнутдином. Наверняка у Вас есть и другие свидетельства!

- Да, я бы сказал, что наше сотрудничество развивается по нарастающей. В конце 2020 года Генеральный секретариат управлений и ведомств по фетвам, действующий при Управлении по фетвам Арабской Республики Египет, и Духовное управление мусульман Российской Федерации подписали Меморандум о сотрудничестве. Мы совместно участвовали конференциях, вместе работали по ряду образовательных программ. Они касались проблем семьи, отдельной личности, роли муфтия в решении этих вопросов. Представительная российская делегация принимала участие в международной конференции, которую мы проводили в прошлом году в Каире, – «Фетвотворческие институты в цифровой эпохе» Мы говорили о том, как в эпоху интернета и смартфонов активизировать цифровое развитие в учреждениях по изданию фетв, в том числе в период пандемии и кризисов, как внедрить в нашу повседневную работу цифровые технологии. Наш дом фетв дорожит сотрудничеством с ДУМ РФ, с Советов улемов ДУМ РФ, мы открыты к взаимодействию с российскими коллегами.

- Свое выступление на «Чтениях имени Галимджана Баруди» Вы посвятили очень важной и актуальной, в том числе и для российских мусульман, теме исламского интеллектуального наследия и его использования в современном мире…

- Да, потому что тема нашего многовекового наследия вроде бы понятна, ясна, но в то же время сопряжена со многими вопросами. Обращаться к наследию от случая к случаю – неправильно. Нет, мы должны опираться на это наследие, соотносить свою работу, свои действия с положениями Священного Корана и сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выбирать из наследия то, что отвечает нашим сегодняшним целям, сегодняшним потребностям. В этом суть тадждида. Наше современное обращение к наследию прошлого не есть возвращение в это прошлое, не есть возвращение к тем проблемам, которые существовали когда-то. Наследие наших предков подсказывает нам методы решения проблем современных. И решать их нужно с помощью накопленных знаний и нашего разума. Проблем, которые ставит перед нами современная жизнь, множество. Например, проблемы медицинские. Пандемия коронавируса со всеми ее бедами потребовала от нас нового мышления, новых решений. Коллективная молитва в мечети (возможность или невозможность ее совершения) в условиях пандемии, определение безопасного расстояния между молящимися в мечети, допустимое количество совершающих молитву в молельном зале и т.д. Все эти вопросы требовали разъяснения. А проблемы экономические? Они тоже требуют обновленческого взгляда, потому что изменения в экономике, новые тенденции, новые понятия в ней происходят и возникают практически ежедневно. И все эти вопросы требуют от нас решения с учетом интересов индивидуума и положений шариата.

- Именно исходя из сложности этой проблемы – обновления и традиции в Исламе – Вы и выбрали тему своего выступления на конференции в Москве?

- Да, к тому же я присутствовал на открытии выставки в Московской Соборной мечети «Калям Шериф – Великое наследие». Во-вторых, мусульмане России в этом году отмечают большую дату – 1100-летие принятия Ислама в Волжском регионе. В-третьих, мы говорили на конференции о современных социальных проблемах и о роли духовных управлений мусульман в их решении. Все эти мероприятия не имеют практической ценности без обновленческого подхода к ним, без обновленческого взгляда на происходящее сегодня. Задача ведь не в том, чтобы прошлое предстало перед нашими глазами таким, как оно было. Наша задача заключается в том, чтобы, уважая наследие, уважая принципы шариата, из прошлого взять то, что соответствует настоящему, что дополняет его и что может сегодня принести пользу мусульманам.

- В названии конференции была обозначена и такая проблема, как вызовы времени.  Какие из этих вызовов Вы считаете наиболее опасными сегодня?

- На мой взгляд, одна из опасных тенденций – неспособность или неумение придерживаться срединного пути в деле обновления, в тадждиде, уход в крайности, приукрашивание прошлого, с одной стороны, и с другой – склонность к нововведениям, порой пагубным, которые могут привести к расколу. Еще одна проблема – это наше умение разговаривать с современной молодежью. Как мы должны вести разговор о религиозных вопросах, чтобы эта молодежь не только нас слушала, но и услышала? В руках любого молодого человека сегодня не просто телефон, а банк всевозможной информации, сведений, знаний. К сожалению, чаще всего сведений ошибочных, ложных, искаженных. Телефон не может источником знания, того знания, которое дает книга, учитель или ученый-исследователь. Однако чаще всего сегодня формирование мировоззрения молодых людей идет именно через информацию, которую они берут из телефонов. В этой ситуации встает очень важный вопрос: какой должна быть наша проповедь? В каких выражениях доносить до молодежи суть нашей религии, чтобы она поняла ее правильно? Пустые, никчемные слова и рассуждения не дадут результата. Давление, сила, строгость могут привести к радикализации. Послабления, допущения вольности приведут к безбожию и ереси. И то, и другое ошибочно, опасно и не благоразумно. Благоразумие – это правильное понимание.



- Понятно, что в этом случае на каждом мусульманском деятеле лежит огромная ответственность!

- Да, ответственность колоссальная. Но мы знаем также, что каждый человек должен идти по правильному пути, не поддаваясь искушениям. И чтобы он не свернул с этого правильного пути, есть много средств. Есть Книга, есть наша проповедь, есть наше слово, которое мы будем всеми силами доносить до нынешнего поколения.

-Благодарю Вас.

Беседовала Ольга Семина


1 декабря 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку