«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту (чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин), помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям…» (Священный Коран: 24:31).
За последние годы в обществе сформировались устойчивые негативные стереотипы при упоминании слова «хиджаб». Во многом, из-за трагических событий, которые до сих пор остаются в памяти, не последнюю роль здесь играют средства массовой информации.
Понятие «хиджаб» - арабское, означает покрытие, покрывало. Думаю, что в российских реалиях уместно употреблять слово «платок», тогда не будет вводиться в заблуждение общественность, которой (быть может, порой, умышленно) навязывается, будто это нечто чуждое и таящее скрытую угрозу. В гардеробе каждой современной женщины есть аксессуары, такие как платок или шарф. Обратившись к документальным свидетельствам прошлого, становится очевидно, что женщины в разные времена повсеместно носили головные уборы, либо платки. Ходить с непокрытой головой для благочестивой девушки, либо уже замужней женщины считалось неприличным.
Под веянием времени и женской моды менялся облик и манера одеваться. Да, сейчас встретить кого-либо в платке можно значительно реже, этот атрибут больше сохранился в одежде верующих женщин. Однако, ислам – не мода, а платок – обязательное предписание для девочек, достигших половой зрелости. И потому, ущемление девушки, женщины, делающей выбор в
пользу более закрытой и скромной одежды, не приемлемо. Вокруг ношения платков в российских образовательных учреждениях не раз разгорались споры.
В связи с очередным инцидентом, на этот счет ВЦИОМ провел весьма актуальный опрос: по его результатам половина россиян не видит проблемы в ношении хиджаба в школах. Отрадно видеть, что степень недоверия или непонимания снижается, общество становится более лояльно настроенным в отношении платков. Действительно, каждая мусульманка вправе наряду со всеми быть активным членом общества, получать образование и трудиться в выбранной сфере. Наличие платка во внешнем виде всему перечисленному не мешает ни ей, ни обществу. Удивительно то, что делается такой сильный акцент на запрете религиозных проявлений в одежде мусульманок, тогда как есть более значимые и реальные проблемы в системе образования и воспитания молодежи.
Наша страна уникальна тем, что в ней исторически друг с другом соседствуют множество наций и религий. Мы не можем быть все одинаковыми, соответствовать стандартам или шаблонам. Хотя и здесь, безусловно, важно не переходить общепринятые границы этики и морали. В толкованиях Священного Корана приводится история пророка Ноя (Нуха), в контексте которой есть упоминание, что Сатана каждое последующее поколение вводит в заблуждение. Для него, существа иного порядка, понятие времени и пространства иное, а потому он неустанно «трудится» над тем, чтобы люди забыли про стыд, забыли о Боге.
В течение короткого времени черное вдруг становится белым, белое – черным. Поразительно, как со сменой целого временного пласта меняется человеческое восприятие. То, что когда-то было в обществе осуждаемым, возводится в абсолютную норму, и наоборот, что считалось залогом
здорового общества и индикатором нравственности, становится в глазах людей чуждым и отвергается.
Самое печальное, что человечество перестает замечать, как теряются духовно-нравственные ориентиры. Важно глобально осознавать ситуацию в мире. Нежелание видеть платки в школах, к тому же прозвучавшее из уст министра страны, многие могут истолковать как ущемление прав мусульман. Из-за чего, в добавок ко всему, есть опасность дать повод крайне настроенным группам людей таким способом оправдывать свой радикализм.
В России есть все условия для образа жизни, отвечающего мусульманским принципам, его придерживаются миллионы приверженцев ислама. Вопрос ношения платка, как и любые другие, нужно решать в плоскости законодательства.
Председатель Духовного Управления мусульман Москвы
Муфтий Ильдар-хазрат Аляутдинов