Четверг, 02 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Ислам и общество > ИСЛАМОФОБИЯ - ПУТЬ В НИКУДА

«Портал-Credo.Ru» при поддержке партнеров провел круглый стол «Исламофобия как вызов гражданскому обществу»

 

Круглый стол «Исламофобия как вызов гражданскому обществу» состоялся 1 февраля в Музее и Общественном центре имени А.Д. Сахарова в Москве. Он был организован совместно редакцией «Портала-Credo.Ru», Сахаровским центром, Институтом свободы совести, Общественным фондом «Гласность», рабочей группой по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса. Вели круглый стол Александр Солдатов, главный редактор «Портала-Credo.Ru», и Сергей Мозговой, сопредседатель Института свободы совести.

 

На встрече, продолжавшейся почти пять часов, выступали правозащитники, историки, эксперты в вопросах религиоведения и свободы совести, представитель исламского духовенства, общественные деятели и журналисты.

 

Как отметила Людмила Алексеева, президент Московской Хельсинкской группы, проблема исламофобии давно обратила на себя внимание правозащитников, но, в отличие от этой встречи, при ее обсуждении ни разу не присутствовал ни один мусульманский священнослужитель.

 

Участники круглого стола поставили перед собой трудную задачу – дать исчерпывающие ответы на вопросы: каковы причины появления этой социальной фобии; в каких формах она проявляется; какое влияние оказывает на гражданское общество; какие структуры в государстве заинтересованы в том, чтобы исламофобия присутствовала в обществе; в чем особенности российской исламофобии; и, самое главное, как можно преодолеть это крайне негативное явление, или, как выразился Сергей Мозговой, что сделать, «чтобы эта тема не оставалась вечной».

 

Исламофобия – то есть активное неприятие ислама – одно из проявлений ксенофобии, и поскольку противопоставление людей по принципу «свой-чужой» наличествует в современном мире, подобные фобии неизбежны, отметил председатель Ассоциации «Время и мир» и обозреватель «Портала-Credo.Ru» Валерий Емельянов. А поскольку ислам – религия личного общения человека с Богом, без посредников, то любое действие мусульманина или группы мусульман воспринимается со стороны «как следствие ислама».

 

По мнению Михаила Рощина, научного сотрудника Института востоковедения РАН, именно ислам, как наиболее живая и массовая на сегодня религия, оказывает на своих адептов более мощное влияние, чем другие религии, и поэтому боязнь ислама – одна из самых сильных фобий у представителей неисламского мира, что и определяет всеобщий характер этого явления.

 

Энвер Кисриев высказал мнение, что с начала ХIХ века светские идеологические системы – либерализм, коммунизм, национал-социализм – захватили общественное сознание, и религия отступила в сферу частной жизни. Сейчас происходит обратный процесс, общество разочаровалось в светских идеологиях, и религия из области частной жизни опять стала занимать место идеологии. Сейчас нет светской идеологии, способной убедительно выразить протест, и ислам, в силу отсутствия у него церковной иерархии и абсолютных авторитетов, вроде Папы Римского, легко становится идеологией протеста. Исламофобия – ответная реакция на этот процесс. Антирелигиозные, антиисламские настроения тоже в свою очередь становятся идеологией. И это очень опасная тенденция, так как политики используют ее мощный фактор в своих, зачастую очень негативных, целях, как, например, в Чечне.

 

Это мнение поддержала Людмила Алексеева. По ее словам, молодежь пошла в ислам, потому что он предоставил возможность для изгоев общества выразить свой протест и сплотиться. Именно протестные настроения на Кавказе и в Средней Азии вызвали всплеск «неофитского» ислама. Тот же феномен наблюдался лет 30 назад с католицизмом в Польше и Литве, но как только эти страны стали самостоятельными и независимыми, массовый интерес к религии снизился.

 

Муфтий Нафигулла-хазрат Аширов в своих высказываниях опирался, прежде всего, на собственный опыт. Он сказал, что трудно провести грань между исламофобией и фобией по отношению к другой религии, а в России все эти фобии намного уродливее и опаснее, чем в западных странах. По его убеждению, сегодня в Российской Федерации искусственно, с попустительства власти, насаждается русский великодержавный шовинизм. И роль СМИ в этом очень велика.

 

Руслан Кутаев уверен, что причиной появления исламофобии является спланированная политическая акция, которая из антикавказской переросла в антиисламскую. Он привел данные соцопросов, из которых следует, что 50% россиян ассоциируют ислам с терроризмом. По мнению Кутаева, это прямое следствие навязывания такой точки зрения через СМИ.

 

«Ислам является инструментом в руках власти, – заявил Кутаев, – с помощью религии власть нейтрализует политически неугодных людей». Он также отметил уродливые явления и с противоположной стороны: официально религиозное руководство ислама добровольно обслуживает власть. Существует отлаженная коррупционная система в среде религиозного руководства (например, некоторые имамы получают зарплату и другие материальные блага от государства – за лояльность и сотрудничество с властью).

 

Еще более жестко высказался на эту тему Владимир Ойвин. Он считает, что исламофобия – следствие осознанной политики российских властей, направленной на дестабилизацию обстановки в стране. Благодаря исламофобии власти легко удается оправдывать репрессивные меры. Это благодатная почва для правового беспредела. На этом фоне легко посадить в президентское кресло удобного для нынешней власти «преемника», а то и вовсе, под предлогом «террористической угрозы», полностью отменить выборы в стране.

 

Суммируя все вышесказанное, можно с полным основанием говорить о том, что исламофобия – явление интернациональное, но в России оно имеет свои - специфические и весьма болезненные – черты.

 

Прямая речь:

 

Абдурашид Саидов: «Любая страна имеет своих националистов и радикалов, но значение они начинают приобретать только в условиях политического кризиса».

 

Сергей Бурьянов: «Самая опасная форма исламизма – это исламизм силовых структур».

 

Елена Рябинина: «Существует самоизоляция мусульман, что тоже ведет к росту ксенофобии».

 

Михаил Ситников: «Все религии хороши, до тех пор, пока они не используются как некие рычаги и инструменты влияния на общество».

 

Нафигулла-хазрат Аширов (муфтий): «Чтобы понять, что такое исламофобия, нужно пожить неделю мусульманином».

 

Римма Поляк: «В России крайне нетолерантное общество. Ксенофобия на бытовом уровне – очень благоприятная среда для использования ее в интересах авторитарного государства».

 

* * *

 

Круглый стол проходил в двух частях: если в первой участники высказывали свое мнение по теоретическим вопросам, то во второй части они попытались дать практические рекомендации по преодолению такого уродливого и социально опасного явления как исламофобия.

 

Подводя итоги первой – теоретической – части встречи, Сергей Мозговой констатировал, что можно выделить три основные причины массового проявления исламофобии. Это, прежде всего, непонимание между людьми разных культурных и религиозных традиций, то есть бытовой уровень исламофобии. Следующим по значимости идет социально-политический кризис, который неизбежно приводит к росту протестных настроений. И, наконец, это политика, ее вмешательство в религиозную жизнь, и использование религиозных мотивов в политических целях. Кроме того, присутствует дополнительный фактор, который тоже нельзя не учитывать – это борьба самих религиозных деятелей за влияние на население, то есть внутриконфессиональные конфликты.

 

Опираясь на эти выводы, участники круглого стола предложили гражданскому обществу некоторые способы борьбы с исламофобией. Их рекомендации свелись к следующему:

 

– Нужно поставить религиозные конфликты и проблемы под контроль гражданского общества. Крайне важна максимальная прозрачность в решении подобных вопросов.

 

– Нельзя использовать религиозные мотивы в интересах государства.

 

– Необходимо прилагать усилия для разграничения религии и политики.

 

– Нужна системная работа на уровне науки и СМИ по вопросам религии и свободы совести.

 

– Необходимо запретить на государственном уровне использование ксенофобской лексики.

 

– Там, где не действует национальное право, должно действовать международное право; в вопросах ксенофобии нужно чаще обращаться к прямой юрисдикции международного права.

 

Прямая речь:

 

Елена Рябинина: «Воздействие государства на религию, использование ее в своих целях обязательно ударяет другим концом по государству».

 

Сергей Бурьянов: «Необходима новая парадигма свободы совести - без разделения на верующих и неверующих».

 

Александр Солдатов: «Определяющий момент развития мира – глобализация. Для России это сопряжено с окончательным демонтажем империи. Исламофобия неотделима в России от этнофобии, ее необходимо приравнять к расизму».

 

 

ПОЛНЫЙ СПИСОК участников круглого стола «Исламофобия как вызов гражданскому обществу»:

 

1. Солдатов Александр Валерьевич – главный редактор «Портала–Credo.Ru», обозреватель журнала «Огонек».

 

2. Алексеева Людмила Михайловна – председатель Московской Хельсинкской группы, сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса.

 

3. Емельянов Валерий Михайлович – генеральный директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир», обозреватель «Портала–Credo.Ru».

 

4. Ойвин Владимир Наумович – ответственный редактор «Портала–Credo.Ru», зам. председателя правления Общественного фонда «Гласность», член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

 

5. Бурьянов Сергей Анатольевич – сопредседатель Института свободы совести,член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

 

6. Мозговой Сергей Александрович – сопредседатель Института свободы совести, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса, кандидат юридических наук.

 

7. Кутаев Руслан Махамдиевич – начальник Аналитического отдела Международного комитета по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса, академик Академии обороны и правопорядка, кандидат философских наук.

 

8. Кисриев Энвер Фридович – сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований.

 

9. Ситников Михаил Николаевич - независимый журналист, член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

 

10. Аширов Нафигулла-хазрат – муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России.

 

11. Рябинина Елена Зусьевна – Комитет «Гражданское содействие», руководитель программы помощи политбеженцам из Центральной Азии, член правозащитного Центра «Мемориал».

 

12. Рощин Михаил Юрьевич – научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

 

13. Саидов Абдурашид Курамагомедович – член Ассоциации писателей «Русский ПЕН-центр», собкор дагестанского информационного портала «Дагестанская правда» (Dagpravda.ru).

 

14. Поляк Римма Юзефовна – главный редактор журнала «Вестник МОСТОК», член рабочей группы по свободе совести Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса.

 

15. Ежова А.А. – Информационный портал «Ислам.Ру».

 

16. Эллер Кармен – «Московская немецкая газета».

 

17. Савва Сулака Сергеевич – студент Юридического ф-та Московского государственного педагогического университета.

 

18. Ермачкова Екатерина Юрьевна – студентка Юридического ф-та Московского государственного педагогического университета.

Римма ПОЛЯК, для «Портала Credo.Ru»

 

Со страниц сайта Института Религии и Политики


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку