Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости > История таинственного искусства – шамаиль

История таинственного искусства – шамаиль Департамент культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации, популяризируя духовно-материальную культуру мусульманских   народов России, дает старт большому проекту «Шамаиль». В рамках реализации проекта мы будем знакомить Вас с творчеством отечественных и зарубежных художников и рассказывать о последних тенденциях в развитии этого вида искусства.

Вот уже несколько поколений татары сохраняют традицию украшения входной зоны дома текстами из Священного Корана. Шамаиль традиционно дарится на новоселье, и как кажется многим, несет в себе сакральный смысл. Но между тем это и неповторимое искусство татар, которое отражает и историю, и характер народа, и его привычки.

Координатор проекта Чулпан Шарифуллина ответила на ряд вопросов, связанных с темой шамаиля. Она – художник и транслирует женский взгляд на шамаиль. Ее работы отличаются особой тонкостью и изысканностью, гармонией подобранных цветовых решений. Стоит только взглянуть на шамаиль «Кәүсәр чишмәсе», как коранические тесты вмиг переплетаясь между собой, создают течение реки, которое уносит смотрящего к берегу райской реки, обещанной Пророку Мухаммаду (мир ему). Шамаиль дополнен восточными кувшинами, что так тонко прорисованы на стекле. Чулпан ханым дарит новое видение традиционному искусству изготовления шамаилей на стекле, через них призывая смотрящих к доброму и светлому.

 - Первое, что приходит на ум, слыша слово «шамаиль» - это картина с красивой арабицей, висящая на деревянной стене родового дома. Это стереотип?

Отчасти стереотип, поскольку традиция создания шамаилей, уходит в седую старину, когда умелые каллиграфы, используя складывающиеся шрифты, такие как, например, куфи, насх, насталик, подчеркивали торжество Слова Всевышнего искусно выводя на пергаменте или коже аяты Священного Корана.

С другой стороны, будучи неотъемлемой частью исламского мира, мусульманские народы России, в частности татары, башкиры, табасаранцы, лезгины, чеченцы, аварцы, ингуши и многие другие перенимали и более того, переосмысливали культурные тренды Востока, придавая им свою самобытность. Так, шамаиль стал одним из востребованных видов искусства.

Так, интересна, упомянутая Вами, традиция татар, которые уже на протяжении более тысячи лет сохраняют преемственность в вопросе украшения входной зоны дома текстами из Священного Корана. На новоселье традиционно дарится шамаиль, который, как кажется многим, несет в себе сакральный смысл. Но между тем это и неповторимое искусство татар, которое отражает и историю, и характер народа, и его привычки.

 
- Как можно перевести слово «шамаиль»?

 В кругу обывателей термин «шамаиль» непривычен, часто доводится слышать в ответ «это какой такой Шамиль?», а ведь такая оговорка не  случайна. Шамаиль – это множественное число от слова «шамиль», что означает качество, достоинство. В восточной литературе слово шамаиль фигурирует в произведениях, описывающих достоинства пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Как термин, обозначающий вид искусства «шамаиль» встречается лишь в Иране, получив в персидском языке дополнительно значение – «священная картина или портрет». На шамаиле изображаются святые места и мечети, тексты-изречения из Священного Корана, афоризмы, фрагменты поэтических произведений. Это и не удивительно, ведь в мусульманских странах исламские каноны проникают во все сферы жизни, и в быт в том числе.

А когда шамаиль стал элементом искусства татарского народа?

Моя коллега и друг Гульназ Муртазина всегда подчеркивает самобытный и долгий путь татарского шамаиля, отмечая, что в тюркской среде это искусство прошло многовековой период развития. За это время менялась как форма шамаиля, так и его восприятие. Первые арабские надписи, появившиеся на территории Среднего Поволжья в середине VIII в., сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных булгарскими мастерами. Арабские графемы, нанесенные на ювелирные украшения и на предметы бытового назначения, выполняли эстетическую функцию. Первые шамаили были привезены в города Среднего Поволжья и Приуралья из Турции в середине XIX в.

Расцвет искусства печатных шамаилей приходится на религиозные реформы в нашем крае. Немаловажную роль в становлении и развитии профессиональной школы каллиграфии и искусства, печатных шамаилей в это время принадлежал Казанскому Университету. Открытый при университете отдел востоковедения оказал значительное влияние на формирование и изучение искусства арабской̆ каллиграфии и шамаилей. К началу 40-х гг. ХIX в. в Казани работало несколько частных типографий, печатавших шамаили. На рубеже двух столетий университетская типография занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей.

В татарском обществе начала ХХ в. печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии жизни татарского народа. Информация, содержащаяся в объемных текстах таких шамаилей, часто была далека от Коранических сур и высказываний Пророка Мухаммада (мир ему). На таких шамаилях можно встретить пальмы и мечети, цветы и всяческие украшения.
Но своего рода визитной карточкой развития исламской культуры в нашем регионе стало изготовление шамаилей на обратной стороне стекла с использованием фольги. Сегодня сама форма татарского шамаиля обрела статус символа национального искусства казанских татар, олицетворяя собой квинтэссенцию духовного начала и народного творчества, представляя собой образец десяти векового арабо-графического периода в истории письменной культуры татарского народа. Искусство татарского шамаиля находит отклик в сердцах народа вот уже ни одно столетие, на смену народным мастерам приходят профессиональные художники и каллиграфы.

   Есть ли в современной России художники-шамаилисты?

   Феноменом как для мусульманской культуры, так и для православной являются работы русского художника Владимира Попова. Он по праву признан одним из лучших мастеров арабской каллиграфии в мире. К исламской каллиграфии художник впервые обратился в возрасте 72 лет, а этом году Владимиру Александровичу исполняется 99 лет, он по-прежнему активно работает, его выставки ждут во многих странах.

   Учителем Владимира Попова был Наджип Наккаш. Каллиграф, пером которого было создана уже не одна тысяча работ. Наджип абый успешно возрождает не только понятие татарского шамаиля, но также и создает тугры (персональный знак, содержащий имя, титул), ляуха (картина, панно) с арабской вязью. Он же стал автором часового табло в часах, что стоят в начале пешеходной улицы Баумана. На нем написаны стихотворные строки Габдуллы Тукая.

   В столице республики Татарстан трудятся и другие мастера-шамаилисты: Рустем Шамсутов, Альфия Исхакова, Ришат Саляхутдинов. Ценятся работы ныне покойной Зульфии Мухаметдиновой.
Автоград также подарил нам целую плеяду выдающихся шамаилистов этого времени. Фирдаус Гирфанов являлся одним из ведущих мастеров, продолживших развивать традиции искусства татарского шамаиля, выполненного на стекле. Художник значительно обогатил технику масляной живописи на обратной стороне стекла.

   Используется ли техника шамаиля в других видах живописи?

   Техника создания традиционного татарского шамаиля бесспорно относится к нашему богатому наследию. Художники это давно поняли и начали делать на стекле с подсветкой из фольги картины, не имеющие никакого религиозного содержания. Так, например, казанский художник Равиль Загидуллин в технике татарского шамаиля оформляет различные орнаментальные композиции с восточным колоритом, а его набережночелнинский коллега Мадьяр Хазиев пишет картины на тему старинной Казани.

   Ряд опытных профессионалов дополняют молодые и очень талантливые художники, которые выводят искусство татарского шамаиля на новый уровень, даруя надежду на прорыв традиционного искусства в мировое культурное пространство среди девушек – это Гульназ Исмагилова, специализирующаяся на тасхибе – искусстве украшения текста, и Роза Хузина, создающая композиции по сурам и аятам Священного Корана.

   Таким образом, искусство создания татарского шамаиля продолжает развиваться, преображаясь и меняя при этом первоначальное значение. К первостепенной функции энциклопедии добавляются эстетические и художественные задачи, что приближает шамаиль к светским картинам.

Беседовала Диляра Багаутдинова





3 марта 2023

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку