Доклад в учебном центре ВНИИМП
«Опыт сертификации продукции халяль на российских мясо и птицеперерабатывающих предприятиях»
Вводная часть.
В 2003 году религиозная организация Совет муфтиев России, объединяющая региональные духовные управления мусульман, в ответ на многочисленные обращения верующих о достоверности халяль продуктов, реализуемых в торговых предприятиях с одноименной маркировкой, и в связи с отсутствием государственных нормативных документов, приняла решение создать подразделение, которое будет заниматься разработкой нормативной документации, контролем над производством и торговлей продукцией халяль. Мы понимали что документ, подтверждающий достоверность маркировки халяль (свидетельство, сертификат) нужен будет только для мусульман.
Напоминаю, что ХАЛЯЛЬ это общепринятый мусульманский термин дозволенности, разрешенности в отличии от термина ХАРАМ, обозначающего запретное. В общем случае этим термином мусульмане пользуются во всех жизненных ситуациях (выбирая пищу, в процесс ее принятия, выбирая источники доходов, в торговле, при выборе одежды, отдыхая, во взаимоотношениях в семье, с соседями, при поклонении Всевышнему и т.д.).
В данном случае мы рассматриваем только халяль продукты питания.
Разработка стандарта.
Нормативный документ, разработанный в Совете муфтиев России называется: «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам – «Халяль-ППТ-СМР» (издание 2-е), введенное в действие 29 декабря 2004 года. Первое издание, введенное в действие в 2003 году в течение 2003-2004 года, отрабатывалось на мясоперерабатывающих предприятиях (ЗАО «Микояновский мясокомбинат, на бойнях и колбасном заводе Ассоциации «ТОПОЛИС», ООО «Халяль-АШ», ООО «Сафа», птицефабрике «Элинар-Бройлер»).
В основу разработанного документа были положены:
-требования последнего Божественного завета «Корана»,
-требования достоверных хадисов Пророка Мухаммада( разъяснения, дополнения и указания в различных жизненных ситуациях, ответы на вопросы дополняющие Божье откровение),
-постановления Европейского совета по фетвам (г.Дублин) (Европейская организация ученых мусульман дающая разъяснения и рекомендации как поступать мусульманам в том или ином случае в современных европейских реалиях, с учетом развития новой техники и технологии,
- разъяснения (фетвы) Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия-шейха Равиля Гайнутдина,
-требования и рекомендации международных стандартов «Кодекс Алиментариус»,
- требования государственных стандартов РФ,
- требования законов РФ.
То есть мы сделали попытку совместить требования исламского (шариата) и государственного российского законодательства. Трехлетний опыт показал, что непреодолимых противоречий нет. Мы стремились выполнить одно из главных условий достоверности в исламском праве, в частности для продуктов халяль, это свидетельство правоверного мусульманина, ответственного перед Всевышним и перед единоверцами. (Здесь уместно напомнить известную заповедь Всевышнего: не лжесвидетельствуй). Такого мусульманина обычно рекомендует местная религиозная организация и после непродолжительной подготовки он получает доверенность от Председателя Совета муфтиев участвовать в процессе производства и свидетельствовать соответствие продукции халяль.
В разработанном документе изложены основные требования:
- к порядку организации производства,
- к сырью и комплектующим (добавкам, ингредиентам, оболочкам и т. д.),
- к убою животных,
- к персоналу,
- к производственным помещениям,
- к оборудованию и материалам,
- к маркировке и упаковке,
- к контролю соответствия производства нормам шариата(Божественным законам),
- к порядку достоверного подтверждения соответствия халяль,
- к предприятиям торговли.
В нем же изложены обязанности уполномоченного представителя религиозной организации и рекомендации руководителям торгующих предприятий.
Мы его называем стандарт Совета муфтиев, хотя и понимаем что до настоящего стандарта ему еще далеко. Но уже сейчас мы готовим новую, уточненную редакцию этого документа, так у нас появляются новые направления такие как:
-пищевые добавки и различные ингредиенты,
-чайная продукция,
-продукты быстрого приготовления,
-парфюмерия и косметика,
-медикаменты,
-туризм, отдых.
Наш стандарт лег в основу государственного халяль стандарта Республики Казахстан и по существующему межправительственному соглашению 1992 года, он может быть распространен и в РФ. В Казахстане производство халяль продуктов находится под контролем государства, они заключили ряд совместных договоров с Малайзией на строительство заводов в Казахстане и в Малайзии.
Наш стандарт стал основой государственного халяль стандарта Республики Татарстан. В Татарстане в настоящее время прошло сертификацию порядка 30 предприятий, в числе которых есть и кондитерские и хлебобулочные.
По нашему стандарту в прошедшем году стали сертифицировать производителей централизованные организации мусульман Свердловской области, Тюменской области, Республики Мордовии, Саратовской области.
Наш Сертификат признается зарубежными мусульманскими организациями (Таиланд – оболочки Белкозин, Иордания – полиамидные оболочки, Уэбекистан – продукты быстрого питания «РОЛЛТОН», Грузия – вареные колбасы «Микоян», Туркмения – косметические средства ООО «Жинераль»). Мы участвовали в 2004 и 2006 году в международных выставках продукции халяль в Малайзии. В настоящее время мы подписали договор о сотрудничестве с мусульманской организацией Австрии о взаимном признании сертификатов и подтвердили сертификат халяль на австрийские специи ЗАЛТЕК, дистребьютер «БИОФУД», готовится соглашение о сотрудничестве с испанскими мусульманами, на рассмотрении предложения мусульман из Южноафриканской республики.
Порядок сертификации.
Поэтапно процесс сертификации выглядит следующим образом.
1.Обращение предприятия в Совет муфтиев России (или территориальное Духовное управление, занимающееся сертификацией) с выражением желания организовать производство халяль продукции.
2.Составление совместного «Протокола о намерениях», в котором излагаются основные сведения о предприятии, о предполагаемых объемах производства, источниках сырья, добавок, ингредиентов, о местах реализации, о наличии и возможностях специального персонала.
3.Комиссионное обследование предприятия, анализ технологической, нормативно-технической и иной документации, анализ возможности наладить эффективный контроль соблюдения нашего стандарта спецперсоналом.
4.Составление плана-мероприятий для подготовки производства, персонала, технологической документации, разработки внешнего оформления и т.д.
5.Подписание договора (соглашения) о сотрудничестве.
6.Выдача сертификата.
На сегодняшний день платными являются услуги по освидетельствованию и выдаче сертификата.
Проблемы.
Проблемы, возникающие при производстве и реализации продукции халяль по предложенной схеме сертификации можно разделить на несколько групп:
1.Организационные.
-не все региональные духовные управления мусульман имеют возможность проводить работы по сертификации (отсутствуют подготовленные кадров и финансирование);
-в местах расположения предприятий нет организованных местных религиозных организаций, способных рекомендовать своих представителей;
-стремление предприятий применять в дизайне оболочек, упаковок мусульманские мотивы (мечети, полумесяцы, характерные названия «Байрам», «Кунак» и т. д.),
2. Правовые.
-практическая невозможность конкуренции с импортными продуктами халяль (мясо-халяль КРС из Новой Зеландии, Аргентины, Австралии, куры-халяль из Бразилии, Франции, Венгрии)
-отсутствие государственной нормативной документации регулирующей оборот халяльной продукции в стране (отсюда открытие цехов, заводов производящих продукцию сомнительного свойства под маркой халяль повсеместно на Северном Кавказе, в Ростовской области, попытки производить продукцию халяль без соответствующих подтверждений на мясокомбинатах «Черкизовском», «Царицыно», Раменском «РАМФУД», «Дмитровско-Лианозовском», «Верхневолжской птицефабрике» и некоторых предприятиях Республик Татарстан и Башкортостан.
3.Противодействие некоторой части мусульман, традиционных производителей и реализаторов нововведениям Совета муфтиев России и новым производителям конкурентам.
4.Противодействие ряда невежественных священников русской православной церкви исходя из ошибочного представления о халяле как ритуальной мистической пищи только для мусульман. Суть этого термина: Халяль это пища в том числе разрешена и мусульманам .
Ж.Азизбаев
февраль 2007 г.