Ильдар-хазрат Аляутдинов о «старых» и «новых» московских мусульманах, строительстве мечетей и публичных жертвоприношениях
Председатель Духовного управления мусульман города Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар-хазрат Аляутдинов — о «старых» и «новых» московских мусульманах, строительстве мечетей и публичных жертвоприношениях.
О семье и образовании
Я родился в Москве, вырос в обычной татарской семье. Отец имел диплом о высшем педагогическом образовании, но работал в сфере транспорта. У мамы — высшее экономическое и педагогическое образование. Она работала старшим преподавателем, позже — заместителем директора образовательной организации. Дома говорили в основном на русском языке. Религиозные традиции, как и практически в каждой татарской семье, переходили из поколения в поколение. С раннего детства мне и моему брату прививали уважение к вере, осознание значимости основных религиозных предписаний, в том числе пятикратных молитв, которые я соблюдал с малых лет. Помню, приходили учителя, которые обучали нас правильному чтению Священного Корана, арабскому языку. Но это было как-то обыденно — цель непременно стать имамами перед нами не ставили. У меня тоже ясного намерения работать служителем мечети изначально не было, но на все воля Всевышнего.
Мой старший брат, Шамиль-хазрат, отправился учиться в Международный Университет аль-Азхар в Каире, успешно отучился в академии, где давалось общерелигиозное образование, а после — на факультете богословия. Я, вдохновленный его успехами, тоже поехал в Каир. После учебы на факультете арабского языка и литературы я поступил в магистратуру, и за все десять лет обучения не было случая, чтобы я не сдал какой-то зачет или экзамен.
Уже на третьем курсе факультета я приступил к проповеднической деятельности — с благословения муфтия шейха Равиля Гайнутдина мне, когда я возвращался в Москву, предоставлялась возможность читать проповеди, проводить уроки и общаться с прихожанами.
О «специализации» московских мечетей
Перед моим отъездом на учебу московская мусульманская община состояла практически исключительно из московских татар. По пятницам мы молились в Соборной мечети. Я обычно поднимался на второй этаж, который никогда не был заполнен. Потом, приезжая периодически в Москву из Каира, я замечал, как менялся контингент прихожан, становилось больше людей с Кавказа. Московская мемориальная мечеть, например, была переполнена представителями разных народов. В те годы шла чеченская война, многие теряли родных и близких — люди тянулись к Богу, прося благословения, мира и благоденствия. Видя те тревожные лица, мы, имамы, понимали важность содержания наших проповедей, стремились донести до всех ценность веры, смысл и значение коранических предписаний, а также предостерегали от радикализма, отчаяния и неверных поступков, противоречащих исламу.
С того момента как я стал имамом Соборной мечети, проповеди здесь читаются на трех языках: частично на арабском и на татарском, основная часть — на русском. Вначале данное нововведение было не всеми воспринято положительно. Особенно возмущалось старшее поколение московских татар, которые хотели слышать проповедь только на родном языке. Но тогда представители иных народов лишались возможности понять проповедь и наставления священнослужителей. Думаю, сейчас можно сказать, что взаимопонимание достигнуто на благо всех прихожан мечети: представителей Средней Азии, татар и других народов.
О терроризме и просвещении
К сожалению, ислам до сих пор ассоциируется с терроризмом. Да, в мире случаются террористические акты, которые вроде бы совершаются людьми, имеющими мусульманские имена. А может, этот террорист, проживая в иной стране, давно стал приверженцем другой веры? Или он вовсе атеист? Для любого верующего человека посягательство на чужую жизнь — огромный грех. Терроризм и ислам — несовместимые понятия. Вероятно, с одной стороны, это следствие недоработки спецслужб, а с другой — отсутствия возможности вести полноценную просветительскую, проповедническую деятельность. По телевизору можно увидеть лишь 10-минутную передачу «Мусульмане», и то раз в неделю. Можно ли за это время донести до людей, что такое ислам? В основном мы слышим лишь, что мусульмане — зло, террор и прочий негатив. Если человеку каждый день повторять: «Ты плохой», он и на самом деле может превратиться в преступника. А слушающий или читающий о якобы «плохих» мусульманах начинает ненавидеть мусульман, что ведет к межконфессиональной розни и иным последствиям. Должна непременно вестись официальная, целенаправленная просветительская работа. Наши предки защищали страну от фашистов. Оба моих деда — инвалиды Великой Отечественной войны, награжденные за отвагу при защите Отечества. А сколько героев Советского Союза из стран ближнего зарубежья? Все шли в одном строю…
Сейчас мы реализовали проект мусульманского интернет-радио, создали профессиональную студию, ведем вещание на русском языке. Это и проповеди, и вопросы, и психологическая помощь. Много положительных отзывов о передаче «Карта мира», есть передача о России, в которой слушателям представлен всеобъемлющий материал о разных регионах страны.
О Курбан-байраме и уличных молитвах
Что касается публичного заклания животных — это связано, к сожалению, с низкой культурой отдельных людей, вероятно, недавно приехавших из далекой провинции, где подобное было допустимым. Мы разъясняем установленные у нас нормы и правила, говорим об этом на проповедях, просвещаем о запрете в печатных изданиях.
По поводу уличных молитв... А что делать? Нет у нас других площадок. Рядом с нами спорткомплекс «Олимпийский», вокруг него огромная территория, которая перекрывается в пятницу и праздничные дни, чтобы верующие там не молились. Конечно, этому есть объяснение — после такого наплыва людей не всегда сохраняется порядок и чистота… Мы могли бы договориться, взять на себя какие-то обязательства по поддержанию порядка, однако… В результате получается, что основная часть верующих вынуждена молиться на тротуарах, на проезжей части. Что им остается делать? Московская соборная мечеть с давних времен — центр ислама в Москве, вот люди сюда и приходят. Отсылать их куда-то за МКАД — это несправедливо.
О новых мечетях и церквях
Сейчас мусульман в Москве не менее двух миллионов. Только татар на 2008 год было около миллиона. Этот факт нельзя игнорировать. Однако строительство новых мечетей в Москве не планируется. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что коренному населению города достаточно тех мечетей, что уже имеются. Порой приводят в пример Саудовскую Аравию, в которой вообще нет церквей. Такое сопоставление не совсем корректно, так как там и население на 100% мусульманское. Москва — многоконфессиональный и многонациональный город, столица, где все мечети — маленькие, переполненные до отказа. Опасно людей загонять в подполье. Надо строить мечети, чтобы все было правильно и прозрачно, чтобы было понятно, что там проповедуют и к чему призывают. Это разрядит некоторую напряженность в обществе. Мы, безусловно, надеемся на скорый конструктивный диалог с правительством Москвы по наболевшим темам.
Конечно, надо найти правильное место для новой мечети, оптимально отвечающее запросам верующих, это стало бы подтверждением заботы о них со стороны государства. Два миллиона мусульман — это активные труженики, уплачивающие налоги. И даже если каждый платит в качестве налога сумму, равную 10 долларам, то представьте, на какую сумму мы все вместе пополняем городской бюджет! Выделить нам земельный участок и построить на средства города мечеть было бы справедливо.
Объявлено, что в Москве запланировано построить 200 новых православных храмов. Замечательно. Но почему бы не построить хотя бы 20 мечетей? Это стало бы существенным вкладом в духовно-нравственное воспитание горожан.
О преподавании религии в школе
Сегодня это может привести к непредвиденным проблемам. Наверное, общество еще не совсем готово к делению по религиозной принадлежности в школе, это может породить разобщенность среди детей. Ведь много лет вселяли страх перед мусульманами, создавали некие мифы и стереотипы, пошатнувшие фундамент добрососедства и взаимопонимания.
Например, до меня дошла такая история, случившаяся в одной из школ. Учительница задала детям вопрос: «Кто такой Иисус?» Одна девочка ответила: «Иисус — пророк» и получила оценку два. Но для мусульман это и вправду так: Иисус — пророк. Но кругозор учителя был узок. Так что практика доказывает возможность возникновения трудностей. Ученым и экспертам надо еще поработать в этом направлении.
Об исламе и современном мире
Ислам — один на все времена. Есть основы, которые непоколебимы, их нельзя изменить. Но в то же время, обратившись к книгам по исламскому законодательству, мы увидим, что законы выстраиваются в соответствии с современной реальностью, зависят от времени и места. Ислам очень динамичная религия: она не стоит на месте, постоянно прогрессирует. В этом — огромное благо. Она побуждает человека к совершенствованию и развитию, позволяет ему достойно и счастливо жить на этой земле.
Всевышний для каждого века дает своего муджаддида, то есть человека, который «обновляет» религию, умело проводит параллели между канонами и современной реальностью, умеет говорить языком нового времени.
Об исламской экономике
В бизнесе мусульмане следуют определенным принципам. Если человек старается быть честным, соблюдать каноны — Всевышний дает благословение. Явно запретного в исламе не так много, к тому же есть послабления для государств, где мусульмане составляют меньшинство. В первую очередь запрещено все, что связано со спиртным: производство, продажа, транспортировка. Ислам запрещает брать деньги под проценты, давать под проценты, но есть послабления для немусульманских государств. В некоторых исключительных случаях допустима ипотека.
О переходе в ислам
Статистики у нас на этот счет нет, но, по моим наблюдениям, довольно много молодых людей принимают ислам, большинство из них девушки. Когда обращаются с такой просьбой ко мне, я прежде всего выясняю, насколько это осознанный выбор, не вызвано ли это, скажем, только желанием вступить в брак c мусульманином. Часто приходят люди, уже досконально изучившие Коран, — говорят, что нашли там ответы на жизненные вопросы, которые их давно волновали. Обычно интерес к исламу пробуждается в результате общения со сверстниками, коллегами, друзьями.
Текст: Людмила Жукова
Фото Михаила Голденкова
bg.ru
6 мая 2013
Москва