Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Московская Соборная мечеть > Московская Соборная мечеть - история рода первого Имама

Род Алимовых – один из известнейших среди мишар. Делегация из Нижнего Новгорода посетила в Москве Суфию Абдурахмановну Алимову, которой исполнилось в этом году 90 лет – ведь родилась она 7 апреля 1917 года.

Такие встречи – это и разговоры о предках, и трапеза, и чтение Корана, и дуа – часть нашей мусульманской культуры. Без живого общения со старейшинами нет передачи традиции, ощущения живого дыхания прошлого. И недаром ведь говорится: «Рай – под ногами у ваших матерей»…

Следы мишар в горах Западной Африки

 Как вы думаете, каким образом историки нижегородского края вышли на старейшину известнейшего рода, живущую в Москве достаточно уединённо? Неисповедимы пути Господни. И на этот раз путь проходил через… Марокко.

Московский культуролог Джаннат Сергей Маркус участвовал в рекламном туре российских журналистов по Марокко, а организатором и гидом была Юлия Зельдич, специалист по туризму в этой стране и вообще по элитному туризму. Так вот, проехав полстраны и оказавшись ночью в горах Атласа, они продолжили разговоры об Исламе, и оказалось, что Юлия – из рода «тех самых Алимовых», что были имамами Соборной мечети в Москве! Так сначала Маркус вышел на «бабушку», порасспросил у неё всё, что мог, отснял старинные фотографии. В 2005 году попросил известного казанского каллиграфа Наджипа Наккаша исполнить Тугру с именем Суфии-апа – и подарил её бабушке. Супруга Маркуса, художница Айна Леон исполнила углём два её портрета. «Моя задача как историка и искусствоведа, - объясняет Маркус, - состояла в том, чтобы запечатлеть образ Суфии-апа как в форме традиционной османской тугры, так и в экспрессивной современной графике».

А вот теперь и ведущий историк мишар-мусульман Дамир-хазрат Мухетдинов, заместитель председателя ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) переступил порог дома, где живёт Суфия-апа. С ним был также неравнодушный к истории студент ИСАА (Институт стран Азии и Африки при Московском университете), уроженец древнего села Сафаджай, студент 3 курса Ильдар Нуриманов. А встречала их дочь Суфии Абдурахмановны Эльмира Анатольевна.

Как известно, сейчас кипит работа над новым словарём о мусульманах Москвы и Подмосковья, который должен продолжить начатую в этом году серию энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Первым стал словарь «Ислам на Нижегородчине». И там, конечно же, была информация об Алимовых – но то, что удалось узнать от Суфии-апа, конечно, дополнило картину новыми красками. И уточнениями. Работа историка такова, что многоцветную реальность далёкого прошлого невозможно восстановить во всей полноте, но найти отдельные нити и правильно связать их с другими всё-таки возможно. И здесь каждая деталь важна!

Над деталями прошлого рода Алимовых для первого словаря уже потрудился московский этнолог, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов. В целом именно из его материалов, записей Маркуса и Мухетдинова вырисовывается следующая картина.

Вот, посмотрите, примерно такой складывается будущая историческая справка об этом славном роде. Кстати, если кто-то из читателей имеет, чем её дополнить – пишите нам! Пока словарь в работе, мы сможем обогатить его новыми фактами.

Алим по-арабски - «знающий, учёный»

Алимовы – это боковая ветвь известнейшего среди мишар семейства Абдулжалиловых (или Абдулзямиловых), или Биккининых. Они славились как абызы, имамы и ишаны Нижегородчины ещё в XVIII-XIX веках. Но особую роль эта семья сыграла в истории московских мусульман, в первую очередь - в возникновении и становлении Второго мусульманского прихода Москвы (1894-1928 гг.).

Известно, что Алим являлся сыном имама Первой мечети села Овечий Овраг (ныне Краснооктябрьского района Нижегородской области) с 1787 г . Биккинина Абдулжалила. Внуком Абдулжалила по линии его другого сына, Юнуса, был самый известный наш ишан Абдулзямилов Садек, родовой дом и могила которого и в наши дни являются объектами зиярата нижегородских татар.

Что касается представителей семейства Алимовых в целом, то в историю они вошли прежде всего как имамы нынешней Соборной мечети Москвы. Расскажем о каждом из них то, что сегодня удалось прочитать, расспросить у носителей памяти, уточнить по письменным источникам и связать в единую картину.

 Бедретдин-хазрат  – основатель московской Соборной мечети

 Алимов Бедретдин Алимович - первый имам и основатель прихода Второй московской мечети (ныне – Соборная мечеть). Сын Алима и внук Биккинина Абдулжалила. Известно, что своё первое прошение на разрешение строительства Второй московской мечети мулла Бедретдин подал от своего имени ещё в 1894 г . – в  год вступления на престол императора Николая II. Как он обосновал необходимость строительства новой мечети? Объяснением была «малая вместимость до 1500 человек» имеющейся мечети в Замоскворечье. Прошение было одобрено царём в 1903 г . Тогда двоих своих сыновей, Сафу и Абдурахмана, мулла отправил в долгое путешествие по дорогам России до Китая для сбора денег на строительство будущей мечети. И мечеть была построена в кратчайший срок (с мая по ноябрь 1904 г .) в тесном сотрудничестве с семействами Агеевых и Ерзиных, при поддержке всех мусульман города, и прежде всего на деньги крупного мецената, азеевского  татарина Салеха Ерзина с сыновьями. Уже 27 ноября 1904 г . первый имам-хатыб новой мечети Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка между муфтием ОМДС М. Султановым и попечителями мечети с «покорной просьбой дозволить временно исполнять обязанности имама-муллы Бадретдину Алимову», и ответ муфтия - «с моей стороны препятствий нет». Вероятно, возложение обязанностей имама «временно» было связано с преклонным возрастом муллы, поэтому изначально вторым имамом новопостроенной мечети являлся его сын Сафа, как это следует из архивных документов.

Точная дата смерти (между 1910 и 1912 гг.) Бедретдина-хазрата неизвестна. 3 февраля 1910 г. он участвовал в закладке первого камня будущей мечети в Петербурге, возглавляя делегацию московских мусульман. А вот уже под прошением в Московскую Городскую Управу с «разрешением на постройку двухэтажного деревянного дома во владении» мечети от августа 1912 г. стоит подпись «ахуна Второй мечети» Сафы Бедретдиновича Алимова.

Имам Бедретдин имел 5 сыновей, которым он дал религиозное образование; двое из них являлись имамами основанной отцом мечети. Похоронен он на Даниловском кладбище в Москве, однако точное месторасположение могилы неизвестно.

 Сафа-хазрат – шахид, погибший на Соловках

 Алимов Сафа (Мухаммед-Сафа) Бедретдинович - второй имам Второй московской мечети (до 1920/21 г.). Старший сын Бедретдина Алимова, наследовавший дело и должность своего отца, основателя прихода нынешней Соборной мечети. Сафа являлся муллой в этой мечети с момента её открытия - первый документ, упоминающий об этом,  датирован 19 декабря 1904 г . В то время Сафа выполнял функции «заведующего недвижимым доходным имением Магометанского Духовного Собрания» в Выползовом переулке [т.е. администратором здания мечети], и отчитывался перед прихожанами по финансовым вопросам.

Сам он стал имам-хатыбом Соборной мечети сразу после кончины отца – то есть между 1910 и 1912 гг. При нём в 1913 г . на участке рядом с мечетью было построено двухэтажное деревянное здание, использовавшееся частично для жилых помещений, а частично в качестве религиозного училища. Сафа был имамом мечети и в первые послереволюционные годы. В начале 1920-х гг. он  был сослан на Соловки, где и погиб в 1921 г . Для мусульман он – шахид, мученик, погибший от безбожной власти за веру, за свою активную религиозную деятельность и непреклонность.

После ареста Сафы имам-хатыбом мечети стал другой выходец из Нижегородчины – Абдулвадуд Фаттахетдинов; а родной брат Сафы, Абдурахман Алимов, продолжал работать в той же мечети в качестве муллы. Известно, что другой их брат Фатех Бедретдинович Алимов, проживал в Москве, так же, как и семья самого Сафы.

Ещё один брат, Саляхетдин Бедретдинович Алимов, являлся имамом Второй соборной мечети села Овечий Овраг - с 1914 г . он возглавил приход Первой мечети родового села, и помогал организовывать денежные сборы в помощь раненым и фронту во время Первой мировой войны. Он же являлся муллой  в этом селе в годы советской власти. Его сын Умяр стал сельским учителем в селе Пица.

Вдова шахида Сафы - Мершида, происходившая из семьи муллы из Касимова, обладала большой грамотностью в религии, знала Коран наизусть, преподавала до середины 1920-х гг. основы исламского вероучения детям в религиозном училище при Соборной мечети. У неё было 2 дочерей, которые жили в Выползовом переулке в здании рядом с мечетью.

Абдурахман-хазрат – он умер, не предав веру

  Алимов Абдурахман Бедретдинович – мулла московской Соборной мечети в 1920-24 гг. Второй сын Бедретдина Алимова, родившийся на 7 лет позже Сафы. По наказу отца отправился вместе со старшим братом Сафой в путешествие по России до границ с Китаем для сбора денег на строительство московской Соборной мечети (1903-04 гг.).

Затем 6 лет обучался в Аравии. Владел французским языком, бывшим тогда разговорным среди образованных арабов. По настоянию отца стал муэдзином в московской Соборной мечети, к моменту ареста старшего брата Сафы являлся муллой мечети, которую возглавил имам-хатыб Абдулвадуд Фаттахетдинов.

Вскоре после ареста брата, его стали вызывать на ночные допросы на Лубянку: состоялось два допроса, каждый по 6 часов, ночью. Ему заявили, что знают о том, что половину своих доходов он отдаёт семье находящегося на Соловках брата, объявленного «врагом народа» – чекисты потребовали прекратить эту поддержку. Но Абдурахман отказался. Узнав, что он выписывает газеты на французском языке, требовали прекратить это и читать газету «Правда». На втором допросе от него потребовали «выступить перед мусульманами против Аллаха и призвать людей к отречению и принятию атеизма».

 Абдурахман отказался, но в ту же ночь его разбил инсульт, через десять дней после чего он скончался в феврале 1928 г . в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище в квадрате 4-В. Присланный к Соборной мечети роскошный катафалк не потребовался, так как верующие несли тело имама на руках до Даниловского кладбища через всю Москву, что можно считать первым публичным проявлением идеологически мотивированного протеста московских мусульман против большевистской власти.

У Абдурахмана-хазрата было две жены: после того, как Малика умерла в возрасте 47 лет (от этого брака был сын Исмаил), он взял в жёны Хадича Боброву (из семьи состоятельных татар-меховщиков), от брака с которой родилась Суфия Абдурахмановна Алимова.

 Суфия-апа - хранительница памяти рода

Алимова Суфия Абдурахмановна – родилась 7.4.1917 г. в Москве – дочь Абдурахмана Алимова и его второй жены Хадича Бобровой (это была семья успешных татар-меховщиков, очевидно, взявших такую русскую фамилию в связи со своим торговым делом). Детство провела в деревянном доме, построенном ещё для её деда имам-хатыба Бедретдина Алимова при мечети в Выползовом переулке.

Первые «уроки динэ – исламской веры» получила от Мершиды Алимовой, вдовы своего дяди, погибшего на Соловках, имам-хатыба Сафы. Первый класс окончила в находящейся близ мечети Татарской школе, а затем в Русской школе близ Дома Дурова. Первые годы говорила только по-татарски.

После смерти отца, вместе с семьёй оказалась на грани голода, ибо семья была лишена советскими властями «продуктовой карточки». Но спас их Исмаил-абзы, первый сын первой супруги Абудурахмана Алимова, который в те годы служил главным бухгалтером крупного предприятия.

Вышла замуж за Анатолия Наумовича Зельдича, управляющего имением в Польше, потом жившего в Одессе, затем в Москве. У него были брат Яков, погибший во время Великой Отечественной войны в ополчении под Тверью (следопыты нашли его могилу), и сестра Роза. От брака с Зельдичем 24.7.1942 г. в эвакуации в Ташкенте родился сын Эдуард Анатольевич Зельдич, а также дочь Эльмира Анатольевна.

Дома у Суфии Абдурахмановны в числе семейных фотографий есть около 40 редких фото рубежа 19-20 веков, характеризующих быт татар Москвы, стиль жизни семейства Алимовых. На оборотах несколько надписей на старотатарском языке в арабском шрифте. По её словам, большой семейный Фотоальбом деда и отца исчез из дома в день торжественных многолюдных похорон, когда двери дома были открыты для сотен приходящих. Окружение прилагало усилия, чтобы потомки Абдурахмана Алимова не вспоминали и не продолжали дело своих предков – духовных вождей и наставников татар Москвы. Однако, Суфия-апа - хранительница памяти рода – и в столь почтенном возрасте (90 лет!) хранит имена, детали, подробности прошлого и щедро делится с нами воспоминаниями. За что ей наша огромная благодарность!

 Но вся честь и хвала – за славный род Алимовых, их деяния на благо татарского исламского просвещения, их стойкость в вере вплоть до смерти – Единому Аллаху, Господу миров!

А в новостроящемся здании московской Соборной мечети, инша Аллах, появится Мемориальная доска, увековечивающая память великого рода, в котором были подлинные исламские Алимы, Имам-хатыбы, Ишаны, Хафизы и Шахиды.

Да примет Он души их в Своём прекрасном Раю!

 Игорь Китабов,

Москва, июнь 2007 года


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку