Род Алимовых – один из известнейших среди мишар. Делегация из Нижнего Новгорода посетила в Москве Суфию Абдурахмановну Алимову, которой исполнилось в этом году 90 лет – ведь родилась она 7 апреля 1917 года.
Такие встречи – это и разговоры о предках, и трапеза, и чтение Корана, и дуа – часть нашей мусульманской культуры. Без живого общения со старейшинами нет передачи традиции, ощущения живого дыхания прошлого. И недаром ведь говорится: «Рай – под ногами у ваших матерей»…
Следы мишар в горах Западной Африки
Как вы думаете, каким образом историки нижегородского края вышли на старейшину известнейшего рода, живущую в Москве достаточно уединённо? Неисповедимы пути Господни. И на этот раз путь проходил через… Марокко.
Московский культуролог Джаннат Сергей Маркус участвовал в рекламном туре российских журналистов по Марокко, а организатором и гидом была Юлия Зельдич, специалист по туризму в этой стране и вообще по элитному туризму. Так вот, проехав полстраны и оказавшись ночью в горах Атласа, они продолжили разговоры об Исламе, и оказалось, что Юлия – из рода «тех самых Алимовых», что были имамами Соборной мечети в Москве! Так сначала Маркус вышел на «бабушку», порасспросил у неё всё, что мог, отснял старинные фотографии. В 2005 году попросил известного казанского каллиграфа Наджипа Наккаша исполнить Тугру с именем Суфии-апа – и подарил её бабушке. Супруга Маркуса, художница Айна Леон исполнила углём два её портрета. «Моя задача как историка и искусствоведа, - объясняет Маркус, - состояла в том, чтобы запечатлеть образ Суфии-апа как в форме традиционной османской тугры, так и в экспрессивной современной графике».
А вот теперь и ведущий историк мишар-мусульман Дамир-хазрат Мухетдинов, заместитель председателя ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) переступил порог дома, где живёт Суфия-апа. С ним был также неравнодушный к истории студент ИСАА (Институт стран Азии и Африки при Московском университете), уроженец древнего села Сафаджай, студент 3 курса Ильдар Нуриманов. А встречала их дочь Суфии Абдурахмановны Эльмира Анатольевна.
Как известно, сейчас кипит работа над новым словарём о мусульманах Москвы и Подмосковья, который должен продолжить начатую в этом году серию энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Первым стал словарь «Ислам на Нижегородчине». И там, конечно же, была информация об Алимовых – но то, что удалось узнать от Суфии-апа, конечно, дополнило картину новыми красками. И уточнениями. Работа историка такова, что многоцветную реальность далёкого прошлого невозможно восстановить во всей полноте, но найти отдельные нити и правильно связать их с другими всё-таки возможно. И здесь каждая деталь важна!
Над деталями прошлого рода Алимовых для первого словаря уже потрудился московский этнолог, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов. В целом именно из его материалов, записей Маркуса и Мухетдинова вырисовывается следующая картина.
Вот, посмотрите, примерно такой складывается будущая историческая справка об этом славном роде. Кстати, если кто-то из читателей имеет, чем её дополнить – пишите нам! Пока словарь в работе, мы сможем обогатить его новыми фактами.
Алим по-арабски - «знающий, учёный»
Известно, что Алим являлся сыном имама Первой мечети
села Овечий Овраг (ныне Краснооктябрьского района Нижегородской области)
с
Что касается представителей семейства Алимовых в целом, то в историю они вошли прежде всего как имамы нынешней Соборной мечети Москвы. Расскажем о каждом из них то, что сегодня удалось прочитать, расспросить у носителей памяти, уточнить по письменным источникам и связать в единую картину.
Бедретдин-хазрат – основатель московской Соборной мечети
Алимов Бедретдин Алимович - первый имам и основатель прихода Второй
московской мечети (ныне – Соборная мечеть). Сын Алима и внук Биккинина
Абдулжалила. Известно, что своё первое прошение на разрешение строительства Второй московской мечети мулла Бедретдин подал от своего имени ещё в
Точная дата смерти (между 1910 и 1912 гг.) Бедретдина-хазрата неизвестна. 3 февраля
Имам Бедретдин имел 5 сыновей, которым он дал религиозное образование; двое из них являлись имамами основанной отцом мечети. Похоронен он на Даниловском кладбище в Москве, однако точное месторасположение могилы неизвестно.
Сафа-хазрат – шахид, погибший на Соловках
Алимов Сафа (Мухаммед-Сафа) Бедретдинович - второй имам Второй
московской мечети (до 1920/21 г.). Старший сын Бедретдина Алимова, наследовавший дело и должность своего отца, основателя прихода нынешней Соборной мечети. Сафа являлся муллой в этой мечети с момента её открытия - первый документ, упоминающий об этом, датирован 19 декабря
Сам он стал имам-хатыбом Соборной мечети сразу после
кончины отца – то есть между 1910 и 1912 гг. При нём в
После ареста Сафы имам-хатыбом мечети стал другой выходец из Нижегородчины – Абдулвадуд Фаттахетдинов; а родной брат Сафы, Абдурахман Алимов, продолжал работать в той же мечети в качестве муллы. Известно, что другой их брат Фатех Бедретдинович Алимов, проживал в Москве, так же, как и семья самого Сафы.
Ещё один брат, Саляхетдин Бедретдинович Алимов, являлся
имамом Второй соборной мечети села Овечий Овраг - с
Вдова шахида Сафы - Мершида, происходившая из семьи муллы из Касимова, обладала большой грамотностью в религии, знала Коран наизусть, преподавала до середины 1920-х гг. основы исламского вероучения детям в религиозном училище при Соборной мечети. У неё было 2 дочерей, которые жили в Выползовом переулке в здании рядом с мечетью.
Абдурахман-хазрат – он умер, не предав веру
Затем 6 лет обучался в Аравии. Владел французским языком, бывшим тогда разговорным среди образованных арабов. По настоянию отца стал муэдзином в московской Соборной мечети, к моменту ареста старшего брата Сафы являлся муллой мечети, которую возглавил имам-хатыб Абдулвадуд Фаттахетдинов.
Вскоре после ареста брата, его стали вызывать на ночные допросы на Лубянку: состоялось два допроса, каждый по 6 часов, ночью. Ему заявили, что знают о том, что половину своих доходов он отдаёт семье находящегося на Соловках брата, объявленного «врагом народа» – чекисты потребовали прекратить эту поддержку. Но Абдурахман отказался. Узнав, что он выписывает газеты на французском языке, требовали прекратить это и читать газету «Правда». На втором допросе от него потребовали «выступить перед мусульманами против Аллаха и призвать людей к отречению и принятию атеизма».
Абдурахман отказался, но в ту же ночь его разбил
инсульт, через десять дней после чего он скончался в феврале
У Абдурахмана-хазрата было две жены: после того, как Малика умерла в возрасте 47 лет (от этого брака был сын Исмаил), он взял в жёны Хадича Боброву (из семьи состоятельных татар-меховщиков), от брака с которой родилась Суфия Абдурахмановна Алимова.
Суфия-апа - хранительница памяти рода
Первые «уроки динэ – исламской веры» получила от Мершиды Алимовой, вдовы своего дяди, погибшего на Соловках, имам-хатыба Сафы. Первый класс окончила в находящейся близ мечети Татарской школе, а затем в Русской школе близ Дома Дурова. Первые годы говорила только по-татарски.
После смерти отца, вместе с семьёй оказалась на грани голода, ибо семья была лишена советскими властями «продуктовой карточки». Но спас их Исмаил-абзы, первый сын первой супруги Абудурахмана Алимова, который в те годы служил главным бухгалтером крупного предприятия.
Вышла замуж за Анатолия Наумовича Зельдича, управляющего имением в Польше, потом жившего в Одессе, затем в Москве. У него были брат Яков, погибший во время Великой Отечественной войны в ополчении под Тверью (следопыты нашли его могилу), и сестра Роза. От брака с Зельдичем 24.7.1942 г. в эвакуации в Ташкенте родился сын Эдуард Анатольевич Зельдич, а также дочь Эльмира Анатольевна.
Дома у Суфии Абдурахмановны в числе семейных фотографий есть около 40 редких фото рубежа 19-20 веков, характеризующих быт татар Москвы, стиль жизни семейства Алимовых. На оборотах несколько надписей на старотатарском языке в арабском шрифте. По её словам, большой семейный Фотоальбом деда и отца исчез из дома в день торжественных многолюдных похорон, когда двери дома были открыты для сотен приходящих. Окружение прилагало усилия, чтобы потомки Абдурахмана Алимова не вспоминали и не продолжали дело своих предков – духовных вождей и наставников татар Москвы. Однако, Суфия-апа - хранительница памяти рода – и в столь почтенном возрасте (90 лет!) хранит имена, детали, подробности прошлого и щедро делится с нами воспоминаниями. За что ей наша огромная благодарность!
Но вся честь и хвала – за славный род Алимовых, их деяния на благо татарского исламского просвещения, их стойкость в вере вплоть до смерти – Единому Аллаху, Господу миров!
А в новостроящемся здании московской Соборной мечети, инша Аллах, появится Мемориальная доска, увековечивающая память великого рода, в котором были подлинные исламские Алимы, Имам-хатыбы, Ишаны, Хафизы и Шахиды.
Да примет Он души их в Своём прекрасном Раю!
Игорь Китабов,
Москва, июнь 2007 года