Среда, 24 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Совет по исламскому образованию > Рассмотрены перспективы исламского образования в России

Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московский исламский университет провели  в конце июня 2007 года научно-практическую конференцию «Развитие религиозного образования мусульман России».

Программа конференции включила доклады и выступления ректора Московского исламского университета Марата хазрата Муртазина «Вопросы развития исламского религиозного образованя в современной России», советника администрации президента РФ А. А. Гришина, первого заместителя Председателя ДУМ Республики Татарстан Валиуллы Якупова, профессора РУДН А. А. Нуруллаева, доцента РАГС Л.А. Баширова, проректора МИУ Г. Ю. Хабибуллиной, проректора МИУ В. Д. Гавриша.

Конференция была проведена при содействии «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования».

Одним из важнейших требований развивающейся экономики России является обеспечение ее кадрами, владеющими достижениями современной науки и техники. В одном ряду с важнейшими национальными проектами, нацеленными на всесторонний подъем России, находится и реформа системы образования. Мероприятия, предпринимаемые государственными организациями в сфере образования, частично коснутся также исламского образования. Об этом было заявлено на научно-практической конференции, которая проходила 26 июня в Москве в здании Московского Государственного лингвистического университета (МГЛУ). Выступая перед участниками конференции, советник Администрации Президента РФ Алексей Гришин говорил о заинтересованности государства в возрождении и развитии исламского образования в России.

За последние два года на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки был предпринят ряд шагов для оказания помощи развитию исламского образования. Примечателен уже сам факт того, что конференция, организованная Московским исламским университетом и Советом по исламскому образованию, посвященная религиозному образованию мусульман России, проходила в здании МГЛУ. А дело в том, что по решению Министерства образования и науки РФ пять исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам. Государственные вузы это: Московский Государственный лингвистический университет (г. Москва), Кубанский государственный университет (г. Краснодар), Нижегородский государственный университет (г. Нижний Новгород), Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский Государственного технический университет. Негосударственные вузы это: Московский исламский университет (г. Москва), Российский исламский университет (г. Казань), Российский исламский университет при Центральном Духовном управлении мусульман (г. Уфа), Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы (г. Нальчик), Северо-Кавказский исламский университетский центр (г. Махачкала).

Более того, государство выделяет значительные средства этим пяти государственным вузам для оснащения исламских вузов современными  техническими средствами образования: компьютерными классами, лингафонными кабинетами, средствами дистанционного обучения и т.д. Предполагается также стажировка преподавателей исламских вузов в государственных вузах, а преподаватели светских дисциплин, таких как история, философия, социология, педагогика, культурология будут восполнять свои знания об исламе, изучая историю ислама, философию ислама, педагогику ислама, этику ислама, мусульманское право. Такое сотрудничество государственных и исламских вузов поможет поднять исламское образование в России на новый, современный уровень и тогда отпадет потребность в зарубежных преподавателях ислама. Для практического осуществления этой, поистине, новой политики государства, Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования. Об этих мерах участникам конференции рассказала начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ, доктор социологических наук Татьяна Петрова.

Конференция проходила в деловой, конструктивной атмосфере. В первой половине дня обсуждались рабочие моменты, касающиеся практических рекомендаций и решений, как и была изначально определена как «научно-практическая». Это и понятно, ведь в маленьком помещении МГЛУ собрались именно те люди, которые будут претворять в жизнь намеченные меры по развитию исламского образования в России. Это -  советник Администрации Президента РФ Алексей Гришин, начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Татьяна Петрова, директор Межотраслевого института повышения квалификации МГЛУ Юрий Губанов, директор Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ Арсен Касюк, исполнительный директор Фонда поддержки исламской науки, образования и культуры Николай Тупицын, ректор Северо-Кавказского исламского университета (г. Махачкала) Максуд Садиков, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Валиулла Якупов, заведующий Кафедрой арабской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Олег Редькин, директор Департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа Эльмир Кулиев, доцент кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Лема Баширов, доцент кафедры арабской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Лебедев, заместитель председателя Духовного управления мусульман Башкортостана по образованию Ильдар Малахов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов, проректор по учебной работе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Камиль Насибуллов, заведующий Кафедрой археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского государственного университета (г. Краснодар) Николай Кирей, заведующий кафедрой политологии Нижегородского государственного университета Сергей Устинкин, декан Гуманитарного факультета Северо-Кавказского Государственного технического университета Юрий Ветров, заместитель председателя Духовного Управления мусульман Республики Дагестан Магди-гаджи Мутаилов, заместитель директора Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Филипп Федчин, проректор по науке Российского исламского университета (г. Казань) Мухаммед Муратов, а также московские исламоведы, арабисты, преподаватели МИУ.

Деловой, конструктивный тон был задан в самом начале работы конференции в докладе ректора МИУ Марата Муртазина, который с сожалением отметил о прерванных традициях исламского образования в России, о предпринимаемых практических шагах его возрождения и дальнейшего развития. М. Муртазин, который является также председателем Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России, считает, что воссоздание целостной системы образования – это процесс очень сложный и длительный, требующий огромного интеллектуального потенциала, неимоверных усилий и ресурсов, в том числе и материальных. Он отметил, что исламские религиозные образовательные учреждения сделали серьезный шаг вперед за последние пять лет. В России зарегистрировано 52 исламских учебных заведения, которые готовят мусульманских священнослужителей для работы в мечетях и приходах. А это на сегодняшний день главный форпост исламского проповедничества и просветительства. Кроме них в стране действует  несколько исламских университетов и институтов, которые готовят и священнослужителей,  и специалистов по программам государственных стандартов, в основном, по направлению  «исламская теология».  Именно эти университеты, которые уже действуют в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Нальчике, считает М. Муртазин, должны стать центрами исламского образования, как религиозного, так и светского.

Их первой задачей будет выстроить системную и полноценную структуру исламского образования, в которую органично вплетаются все виды обучения: начальные и воскресные  школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждения высшего профессионального образования вплоть  до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские  подразделения. Вторая задача системы исламского образования – ее многоступенчатость и поэтапное получение образования от начального до послевузовского. При этом образовательные уровни должны быть взаимосвязаны между собой, а само исламское образовательное поле должно быть единым по всей России. В конечном итоге, специалист соответствующего уровня сможет удовлетворять:

 а) требованиям, которые предъявляет ему сама община и вся мусульманская умма России в религиозном и духовном аспектах;

 б) требованиям, которые к нему предъявляет наше общество в целом, и государство, в частности, в общегражданском и общенациональном аспектах.

М. Муртазин призвал исламские и светские государственные вузы, входящие в состав недавно созданного консорциума вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ, консолидировать свои усилия, задействовать имеющиеся у них научные, педагогические кадры для обеспечения исламского образовательного процесса учебно-методическими программами, подготовки учебной и научной литературы, методических рекомендаций.

Об успехах, достигнутых в сфере исламского образования в Республике Дагестан, рассказал ректор Северо-Кавказского исламского университета (г. Махачкала) Максуд Садиков. Он выразил надежду на то, что недавно созданный Центр исламских вузов на Северном Кавказе сыграет положительную роль в развитии исламского образования и объединении усилий мусульманских организаций России в этом направлении.

В дальнейшем конференция приняла характер оживленной, заинтересованной дискуссии. В выступлениях доцента РАГС при Президенте РФ кандидата философских наук Леммы Баширова и заместителя муфтия ДУМ Башкортостана по вопросам образования Ильдара Малахова прозвучала критика в адрес мусульманских священнослужителей – имамов, которые по своему образовательному, интеллектуальному и культурному уровню не отвечают сегодняшним требованиям рядовых мусульман. Последние зачастую превосходят по этим критерям своих имамов-наставников. Прозвучала также мысль о необходимости интеграции светского и религиозного образования.

Именно этой проблеме – проблеме соотношения светского и религиозного компонентов в образовательных программах исламских учебных заведений был посвящен доклад проректора МИУ по научной работе кандидата философских наук Виктора Гавриша. Он говорил о необходимости соблюдения пропорции в преподавании светских и религиозных дисциплин на всех ступенях исламского образования, особо подчеркнув значение этих пропорций для мусульманской уммы, российского общества и государства в целом. Современные требования к выпускникам исламских вузов, определяемые жизнью, не позволяют ограничить образование только религиозными дисциплинами. Было обращено внимание участников конференции на значимость разумной сочетаемости религиозных и светских дисциплин для личности мусульманина, что позволит ему достойно представлять себя как среди верующих, так и в светской жизни страны.

Проблемам и противоречиям в организации учебного процесса в исламском вузе посвятила свой доклад проректор МИУ по учебной работе Гульфия Хабибуллина. Она считает, что исламские учебные заведения прошли через начальный этап развития и сейчас уже можно говорить о новом этапе в работе профессионального исламского образования в России – об усовершенствовании. Происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились и цели профессионального мусульманского образования.  В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения – вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе.  Но, по-прежнему, на первое место выдвигается профессиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России. В связи с необходимостью достижения нового, современного качества  образования в сфере профессионального мусульманского образования, возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса в тесном сотрудничестве с государственными светскими вузами, считает докладчик. С полным текстом ее доклада можно ознакомиться на сайте www.muslim.ru.

Проректор по научной работе Российского исламского университета (г. Казань) Мухаммед Муратов говорил о значении связи исламского образования за рубежом с развивающимся исламским образованием в России. Ведь источником для тех и других являются Священный Коран, сунна и достижения великих мусульманских ученых прошлого. Кроме того, М. Муратов считает, что и в государственных вузах назревает необходимость изучения студентами мусульманской культуры и религиозных дисциплин. Его выступление вызвало бурную дискуссию.

Первый заместитель ДУМ Республики Татарстан Валиулла Якупов считает действующий ныне стандарт по теологии, разработанный без участия исламоведов и учитывающий лишь интересы православия, нуждается в доработке с учетом интересов мусульманского богословия.  Необходимо разработать отдельные стандарты образования по исламоведению, арабской лингвистике с учетом специфики исламского образования. Особое значение, по мнению Валиуллы Якупова, необходимо уделять преподаванию арабского языка на всех ступенях общеобразовательных школ как второго иностранного. В некоторых общеобразовательных школах Татарстана по желанию родителей учащихся ведется преподавание арабского языка. Но нет учебников и учебных пособий, а арабский язык не включен в список тех языков, которые преподаются в школах в рамках школьного стандарта.

Как бы в продолжение этой темы заведующий Кафедрой арабской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Олег Редькин рассказал о возможностях использования компьтерной техниики в преподавании арабского языка, Корана и хадисов.

Участники конференции приняли также ряд рекомендаций в адрес исламских религиозных организаций и образовательных учреждений России.

Они призывают исламские религиозные организации:

- поддерживать и расширять связи со средними и высшими государственными образовательными учреждениями;

- организовывать встречи членов местных общин с исламоведами, философами, историками и другими представителями научной общественности;

- принимать участие в совместных общественных акциях с представителями других традиционных конфессий России и увеличить активность в сфере межрелигиозного диалога;

- усилить меры по воспитанию мусульманской молодежи в духе веротерпимости и уважения к традициям других народов.

Исламским образовательным учреждениям участники конференции рекомендуют:

- включить в учебный план светские предметы, имеющие обществоведческую, политологическую и культурологическую направленность;

- способствовать получению студентами и выпускниками исламских вузов второго (светского) образования;

- принять более активное участие в разработке учебных планов и пособий в рамках деятельности Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России (СИО СМР);

- изучить учебные программы государственных образовательных учреждений и представить в СИО СМР замечания и рекомендации по разделам, связанным с историей ислама и мусульманской культурой.

Конференция высказала также ряд пожеланий в адрес государственных учреждений образования федерального и регионального (муниципального) значения:

- принять участие в обсуждении учебной программы по предмету «Исламоведение», рекомендованной СИО СМР для факультативного преподавания в средних общеобразовательных школах;

- включить в научный план исследования, касающиеся проблем традиционной исламской мысли в России и актуальных проблем современного ислама;

- пересмотреть учебную программу по предметам, связанным с исламом, совместно с СИО СМР;

- включить преподавание отдельных исламских дисциплин на факультетах, где связанные с религией дисциплины специально не изучаются (например, мусульманскую философию на философских факультетах и мусульманское право на юридических факультетах).

 Участники конференции обращаются с пожеланиями также к федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти РФ:

- содействовать включению предмета «Исламоведение» в учебные планы средних общеобразовательных школ на факультативной основе;

- содействовать выделению грантов на исследования нынешнего состояния и перспектив укрепления традиционного ислама в различных регионах России;

- привлекать исламские религиозные организации к реализации социальных проектов по нравственному воспитанию молодежи, по противодействию наркомании, алкоголизму и прочим негативным социальным явлениям;

- сотрудничать с исламскими религиозными организациями в сфере воспитательной работы среди лиц мусульманского вероисповедания, отбывающих сроки наказания в исправительно-трудовых учреждениях;

- содействовать организации и проведению научно-практических конференций по проблемам исламского образования в России.

  Нияз Гайнуллин, заведующий международным отделом МИУ,

член Союза журналистов России

Москва, 2 июля2007 г .

Наш сайт публикует доклады участников.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку