Доклад Шейха Марата Муртазина,
Ректора Московского Исламского университета,
Заместителя Председателя Совета муфтиев России, прочитанный на открытии Второго Всероссийского мусульманского форума 3 ноября 2006 г.
Уважаемые братья и сестры! Уважаемые участники Форума! Прежде всего позвольте мне от имени Совета муфтиев России поздравить всех вас с наступающим праздником – Днем единения. Мы искренне приветствуем идею проведения Всероссийского мусульманского форума, который может и должен стать нашей общей трибуной, с которой нам нужно выносить на широкое обсуждение различные идеи и предложения, затрагивающие наиболее важные и актуальные проблемы жизни мусульманского сообщества России. Я хочу от имени Совета муфтиев России выразить искреннее уважение и огромную признательность своему коллеге шейху муфтию Умару Идрисову, Сопредседателю Совета муфтиев России, Председателю Духовного Управления мусульман Нижегородской области, за те усилия, которые он приложил ради того, чтобы этот форум состоялся и стал, я надеюсь, одним из главных направлений деятельности Совета муфтиев России. Мы знаем с какими трудностями пришлось столкнуться в организации этого мероприятия и в прошлом, и в нынешнем году, но милость и помощь Всевышнего всегда приходит к тем, кто стоит на прямом пути. Поэтому еще раз от всей души желаю успехов и плодотворной работы его участникам.
Уважаемые участники конференции! Интерес к исламу, к его вероучению, принципам, социальному и политическому учению стремительно возрастает в течение всех последних лет. Но особенность интереса к исламу у нас в России заключается в том, что этот интерес абсолютно разносторонен и имеет совершенно противоположные векторы. Главная проблема связана с тем, что об исламе и про ислам пишут и говорят большей частью не сами мусульмане. Очевидно, что не стоит говорить о средствах массовой информации – в газетах, журналах, на радио и телевидении при освещении событий, касающихся жизни мусульман как в России, так и за рубежом, выступают, возможно, очень уважаемые эксперты и специалисты, но они не только не выражают точку зрения мусульман, но зачастую враждебны по отношению к самому исламу. Наши собственные средства информации, это немногочисленные интернет-сайты, отдельные журналы и газеты, не пользуются популярностью и достаточным авторитетом, чтобы воздействовать на сознание россиян и создавать в их умах истинный облик ислама и мусульман.
Остается еще одно очень важное направление нашей деятельности – это публикация книг, монографий, сборников на исламскую тематику. Здесь на сегодняшний день также большинство составляют издания написанные немусульманами и светскими учеными. Я с огромным уважением отношусь к работам таких известных ученых, как А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен, Е.А.Резван, В.В.Наумкин, С.М.Мельков и многих других, но все они относятся к исламу, к его учению, лишь как к объекту их научного интереса. При этом, я назвал среди перечисленных специалистов тех, кто относится к нашей религии наиболее объективно. Но кроме них есть еще «авторы» в кавычках исследований по новейшей истории ислама в России, фундаментализму и радикализму в исламе, и от них ждать объективности очень сложно К великому сожалению, голос самих мусульман в этом хоре еще очень слаб. Отдельные работы наших собственных исследователей, например, муфтия Равиля Гайнутдина «Ислам в современной России», Асадуллина Ф.А. «Москва мусульманская: история и современность», В.Якупова «К пророческому исламу», еще не создали прочный фундамент для ведения серьезной богословской научной дискуссии.
Именно поэтому нам сегодня очень необходимо объединить все наши усилия для того, чтобы определить наиболее приоритетные направления в области научных и богословских исследований. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день внутри России можно говорить о формировании трех центров мусульманской богословской мысли – Москва, Казань, Нижний Новгород. Какие объективные предпосылки для этого существуют? В этих городах имеются духовные управления мусульман и исламские учебные заведения, которые должны стать стержнем и объединяющим звеном наших улемов, ученых и авторов, готовых развивать современную философскую, богословскую, историческую мусульманскую мысль. Этот процесс на местах уже идет, но, совершенно очевидно, что без объединения усилий в формальных или неформальных рамках, каждый будет вариться в собственном соку. Нам необходим научный богословский центр, который, с одной стороны, мог бы координировать деятельность наших ученых и исследователей, с другой стороны, определял бы наиболее приоритетные направления их деятельности. В этом отношении, я считаю очень актуальным предложение шейха Умара Идрисова о создании Совета улемов, и совершенно очевидно, что работу по его формированию нужно уже давно начать, и мы готовы принять в этом самое действенное участие. Поскольку научная деятельность прежде всего связана с изданием книг и публикаций, то мы считаем возможным и необходимым создание вакуфного фонда «Исламская книга в России», который мог бы издавать наши книги и распространять их по всей России. Эта работа уже начата, многие зарубежные ученые и организации готовы сотрудничать с нами, поэтому очень многое зависит от нас самих.
Наконец, я хотел бы остановиться еще на одном существенном моменте. Говоря о развитии нашей богословской мысли, нельзя не затронуть и такой щепетильный момент, как разнообразие школ и течений в исламе. Сегодня по прошествии 15 лет с того момента, как в России были провозглашены принципы демократии и свободы совести и вероисповеданий, нам стоит задуматься об установлении собственных внутримусульманских основ свободы вероисповедания. Ни для кого не секрет, что в результате вакуума научной богословской мысли в нашей стране в 90-е годы эту пустоту стали заполнять идейные течения, которые пришли к нам из-за рубежа. Каждое течение пропагандирует свои принципы, более того одни из них яростно борются против других, и в результате этого российская мусульманская молодежь, подпадая под влияние одних или других, оказывается расколотой на мелкие борющиеся в свою очередь между собой группировки. Я говорю об этом как ректор университета, в который приезжают студенты из разных концов России, в том числе и те, кто уже имел возможность учиться за рубежом. Сегодня у нас в России присутствуют и суннитские и шиитские школы, салафиты, хабашиты, суфии и многие другие. Но у нас, к сожалению, еще не сформировалась собственная богословская школа, которая отвечала бы требованиям современной жизни, которая проповедовала бы просвещенный ислам и настраивала бы молодежь на то, чтобы жить и работать в нашем российском обществе, в нашем российском государстве, любить свою землю, своих близких и родных, с уважением относиться к соседям, помнить и беречь свою историю и передать все это своим детям и внукам. Нам сегодня крайне необходимо свое собственное толкование вероучения ислама, основанное на ханафитском мазхабе суннитского толка ислама и возрождающее наследие наших предков Абдунасыра Курсави, Шихабутдина Марджани, Ризаутдина Фахретдина, Мусы Бигиева и других. Нужно оформить это толкование в виде учебных пособий по изучению Корана, сунны, обрядов и вероучения для наших начальных, средних и высших учебных заведений и сделать эти пособия обязательными для изучения нашими детьми и молодежью. Всевышний учит нас: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь». Нашей обязанностью является дать эту «вервь», чтобы наши дети не утонули в пучине сталкивающихся между собой совершенно различных и противоположных течений ислама. Мы сегодня в рамках Совета по исламскому образованию уже приняли единый стандарт начального, среднего и высшего исламского религиозного образования, проводим аттестацию наших учебных заведений по единым требованиям и будем выдавать единый сертификат на право ведения религиозной образовательной деятельности, будем готовить и утверждать единые учебники для всех ступеней образования. В этом деле мы надеемся на помощь Всевышнего, на поддержку наших муфтиев и улемов, на понимание и содействие государственных органов.
Вся наша работа должна быть направлена на сохранение мира и спокойствия в нашей стране, на то, чтобы чуждые нам экстремистские и радикалистские течения не овладели умами нашей молодежи.
Вассаляму алейкум варахматуллахи ва барякятух!