Доклад ректора Московского исламского университета Марата хазрата Муртазина на Международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России», Москва, 30-31 мая 2006 г. Бисмилляхир-рахманир-рахим! Уважаемые участники и гости конференции! Позвольте прежде всего приветствовать вас от имени организаторов конференции Совета муфтиев России и Московского Исламского университета и выразить искреннюю благодарность нашим братьям и партнерам, без помощи которых проведение данного мероприятия не было бы возможным. Они представляют Министерство по делам ислама и вакфов Государства Кувейт, Всемирную организацию по сближению исламских школ (мазхабов) из Исламской Республики Иран, Всемирную Ассоциацию исламского призыва (Ливия). Хочу отметить, что с этими организациями у Совета муфтиев России сложились давние добрые отношения, и во многом благодаря их советам и разумной позиции мы сегодня проводим нашу конференцию под лозунгом «Умеренность – прямой путь в Исламе». Дорогие братья и сестры! Вам всем хорошо известны те трудные пути и испытания, которые Всевышний уготовал верующим нашей страны в течение ее многовековой истории существования. Долгий этап атеистических гонений на верующих в советский период тяжело сказался на судьбах и мусульман, и христиан, и последователей других религий. Особые испытания пали на наших религиозных наставников и учителей, десятки тысяч которых были казнены, подвергнуты гонениям и судебным преследованиям в середине 30-х годов. Беспристрастные цифры говорят о многом: были разрушены более 10 000 мечетей, около 30 000 мусульманских религиозных деятелей пострадали от несправедливых обвинений. Но милостью Всевышнего и молитвами наших предков сегодня мы вновь обрели возможность свободно исповедовать свою религию, строить мечети, открывать религиозные школы и университеты, воспитывать наших детей в соответствии с предписаниями Корана и сунны Пророка Мухаммада (САС). Аллах открыл нам прямую дорогу, и теперь уже на нас ложится ответственность сполна воспользоваться имеющимися возможностями и исполнить то, на что Всевышний наставил каждого из нас. «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать дарованное им Аллахом по Его милости, что поступать таким образом лучше для них…» (Сура «Аль Имран», 180 аят). Именно поэтому для нас, мусульман России, нет задачи более важной и ответственной, чем учить и воспитывать нашу мусульманскую молодежь. Нам, духовным лицам – муфтиям, имамам, мусульманским педагогам – надлежит задуматься о том, как сделать так, чтобы Ислам как вероучение и наука, как система знаний стали двумя столпами, на которые могли бы опираться будущие поколения российских мусульман. Перед нами встает главный вопрос: «Как это сделать?» Он абсолютно не нов, и мы можем обратиться к опыту наших предшественников, которые еще в 19 веке вели ожесточенные споры о просвещении и образовании мусульман. Две научно-религиозные школы «кадимистов» - приверженцев старометодной системы исламского образования, и «джадидистов» - защитников модернизации исламской школы и введения в ее программы новых светских предметов, провели много лет в борьбе между собой, но их диспут был прекращен победой атеистов и приверженцев запрещения религиозного образования. К началу 30-х гг. прошлого века в России школа была окончательно отделена от религии, не осталось ни одного исламского учебного заведения, ни одной мечетской школы. Дети и взрослые узнавали о своей религии из рассказов дедов и бабушек и только по большим праздникам осмеливались приходить в мечеть, чтобы провести Курбан-байрам или Уразу-байрам. Слава Аллаху, сегодня у нас в стране существует более 6 000 мечетей, в большинстве из которых наряду с пятничной проповедью мусульмане и их дети могут, в той или иной мере, изучать основы ислама в воскресных школах и на краткосрочных курсах. За последние 15 лет созданы десятки исламских медресе и институтов и два исламских университета в Москве и Казани. Начиная с 2005 года начал действовать Совет по исламскому образованию, который разработал и утвердил единые стандарты исламского религиозного начального, среднего, среднего профессионального и высшего образования и по этому стандарту уже работают большинство учебных заведений центрального региона России и Татарстана. Нами разработана концепция развития исламского образования в России, и вы можете ознакомиться с ней в материалах конференции. Однако проблема, связанная с содержанием исламского образования в наших учебных заведениях, остается еще не решенной. Главный камень преткновения заключается в соотношении светских и религиозных предметов в рамках исламского религиозного образования. Я хотел бы сразу оговориться, что мы не обсуждаем сейчас содержание религиоведческих направлений и специальностей, установленных Министерством образования, например, «Теология», «Религиоведение» и т.п. Это вне нашей компетенции, и мы осуществляя эти образовательные программы в рамках созданных нами негосударственных образовательных учреждений, т.е. в Московском и Российском исламском университетах, обязаны соблюдать требования государственного стандарта и разработанного нами же самими на его основе примерного учебного плана. Разговор идет о том, насколько мы можем и должны вводить в программу исламских религиозных институтов и медресе светские предметы. Мы в Совете по исламскому образованию неоднократно обсуждали этот вопрос, и большинство наших коллег уверены, что и в исламском вузе студенты должны изучать русский язык, историю Отечества, основы философии, информатику и ряд других предметов по выбору вузов. Естественно при этом, что главный приоритет остается за религиозными предметами такими, как Коран, хадисы, биография Пророка (САС), толкование Корана и др. Содержание образования в исламском вузе во многом определяет каким станет российский мусульманин в ближайшем будущем, ибо наши выпускники – это будущие муфтии, имамы, проповедники, сотрудники мечетей и духовных управлений, преподаватели медресе, ученые и богословы. Их мысли, слова и дела проявятся уже в ближайшем будущем, и именно они должны стать примером и образцом российского мусульманина 21 века. Я уверен, что без глубоких научных знаний, не разбираясь в истории своего народа и его культуры, не владея в равной мере государственным, т.е. русским, языеом, и родным языком, в нашей стране будет невозможно стать лидером мусульманского сообщества, руководителем общины или учебного заведения. Не буду скрывать, что не все согласны с нашими взглядами. И среди муфтиев и имамов, и среди преподавателей и богословов, существует мнение о ненужности и даже вредности изучения подобных светских предметов, подразумевая под ними философию, педагогику, политологию, культурологию и т.п., которые иногда даже называют «кяфирскими», то есть «безбожными». В качестве аргумента в пользу этого мнения приводятся необходимость сохранения чистоты религии, борьбы с «бидаатами» и отклонениями, следования идеям «салафизма» и т.п. Как правило, защищая свою позицию, эти люди играют на духе противоречия, которым руководствуются многие молодые мусульмане в своих религиозных исканиях, и призывая молодежь бороться с противниками и врагами, как внутри ислама, так и вне его, отвлекают их от главного: познания. А ведь Пророк (САС) учит нас: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки». Естественно, что наличие подобных противоречий в сфере исламского религиозного образования, создает значительные трудности как для преподавателей, так и для учащихся. Многие молодые люди в своем импульсивном порыве, не понимая значимости и важности широкого спектра знаний, устремляются за рубеж, стремясь найти там гармонию между своими религиозными исканиями и окружающим их миром, но из них, скорее всего, получатся сторонники тех или иных течений в исламе, возможно и радикальных, и экстремистских, и вряд ли они смогут стать истинным примером российского мусульманина в будущем. Но Аллах знает лучше! Есть и еще очень важная сторона этой проблемы: мотивация получения религиозного образования. Во многих исламских учебных заведениях отмечается значительный отток учащихся после 2-го курса. Социологические исследования, проведенные в Российском исламском университете и в медресе «Мухаммадия» показывают, что около половины студентов при поступлении руководствовались интересом к религиозной специальности. Однако на старших курсах перед студентами встает вопрос о будущем трудоустройстве и материальной обеспеченности. Скажем откровенно, что престижность профессии «имам», особенно в сельской местности, пока еще очень низка. Уровень зарплаты имама составляет 2-3 тысячи рублей, и именно поэтому в мечеть идут работать пенсионеры, а многие молодые, намного лучше образованные выпускники исламских учебных вузов, в лучшем случае, совмещают религиозную работу с предпринимательской, или же уходят в сферу бизнеса, преподавания, на государственную службу. Мы сейчас ищем способы закрепить наших выпускников по распределению через подписание контрактов на отработку после учебы, предпринимаем меры по обеспечению их достойной зарплатой, но, не решив эти вопросы, мы не сможем обеспечить устойчивость кадрового обеспечения мечетей и религиозных школ. Поднятые выше проблемы касаются больше профессионального религиозного образования мусульман, хотя и в рамках начального, и в рамках среднего религиозного образования, нам необходимо думать, как воспитывать и образовывать наших мусульманских детей и чему их учить в наших воскресных школах-мактабах. Другой важной стороной исламской просветительской работы является расширение сферы охвата ею мусульман. Ведь религиозное образование получает сегодня только малая часть будущих поколений российских мусульман. Давайте задумаемся, сколько человек обучается в наших мусульманских школах в течение года? Даже если мы назовем явно завышенную цифру в 20 000, то из 20 миллионов российских мусульман это будет лишь одна десятая процента, т.е. один из 1000. Но как же быть с оставшимися 19 миллионами человек, которые относят себя к мусульманам, но еще не доросли до такого уровня, чтобы пойти в мечеть, в мактаб, медресе? Неужели мы оставим их как пищу для различных сектантских проповедников и не обратимся к ним с добрым словом? «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать благо и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, кто отделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения в тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!» (Сура «Аль Имран», 104-106 аяты). Слова Всевышнего, приведенные в этих аятах, касаются нас непосредственно. Ведь дети, родившиеся в мусульманских семьях, но по той или иной причине отошедшие от ислама, сделают это еще и потому, что никто не постучался в их сердца, никто не обратился к ним с добрым словом призыва к вере. Именно поэтому для проповеднической работы мы должны использовать не только возможности мечетей и воскресных школ. Давайте вспомним, что россияне являются одной из самых читающих наций в мире. Интерес к Исламу среди россиян очень велик, и мы просто обязаны использовать печатное слово для призыва к вере через газеты, журналы и книги. Наша пресса должна стать истинной трибуной ислама, а не хроникой встреч и поездок или перепечаткой информации из прошлогодних газет. Мы совсем не даем слово молодым авторам, хотя они могли бы рассказать многое о том, что их волнует, чем они дышат и живут. Свое слово могли бы сказать и учащиеся, и студенты, и преподаватели наших мактабов и медресе. Отдельно нужно сказать о книгоиздании. Сегодня эта деятельность неизбежно должна стать самостоятельной отраслью просветительской деятельности, и она, как и вся остальная религиозно-проповедническая деятельность должна проводиться под эгидой Совета муфтиев России. Это отнюдь не означает, что мусульманская литература будет подвергаться цензуре и запретам, что должны составляться списки запрещенных авторов и наименований книг. Нужно распространять наилучшие образцы классической исламской и исламоведческой литературы, прошедшие проверку временем, осуществлять переводы с арабского, английского, турецкого, персидского и других языков. Нужно поддержать отечественных авторов, стимулировать написание книг через конкурсы, гранты, спонсорские программы. Московский исламский университет в этом направлении предлагает создать исламский фонд-вакф «Исламская книга в России». Мы обращаемся ко всем, кто моежт поддержать исламское книгоиздание на русском языке, прийти к нам. Завтра на утреннем заседании мы проводим презентацию этого проекта, на которой будет представлен порядок деятельности этого фонда. Главное для нас – полная открытость и прозрачность его деятельности, наличие возможности донести до российского читателя истинные жемчужины исламской литературы. Наконец, еще один важный проект. Вы все знаете, какие жаркие дебаты разгорелись вокруг преподавания «Основ православной культуры» в российских школах. Позиция Совета муфтиев России остается принципиальной: в школах необходимо преподавать предмет, который в равной мере рассказывал бы о культуре всех традиционных религий России. Пока этот вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, а преподавание «Основ православной культуры» в различных школах продолжается. В подобной ситуации мы считаем необходимым подумать о том, как обеспечить знакомство школьников и с мусульманской культурой, поскольку мусульманские народы, являющиеся в России вторыми по численности и составляющими большинство в ряде регионов нашей страны, не должны изучать только православную культуру. Именно поэтому наши школьные проекты также становятся одним из приоритетных направлений в нашей просветительской и воспитательной работе с мусульманской молодежью. Перед нами множество важных дел задач. Я хочу еще раз обратиться к нашей мусульманской молодежи: вы должны работать более активно, нельзя делать все только ради сегодняшнего заработка и прибыли. Без вас, без ваших молодых сердец и рук, дело религиозного образования и просвещения может пойти на спад. И кто знает, сколько нам еще дано времени жить и работать так же свободно, как сейчас. Политическая и экономическая ситуация в мире не может быть неизменной, и наша обязанность использовать все, что дает нам Всевышний. «Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши дела Аллах, и Его Посланник и верующие! Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» Сура 9, Тауба, 105 аят. Мы просим помощи и успеха у Аллаха во всех наших делах!