Вторник, 17 сентября 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > Интервью советника Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, члена Совета старейшин ДУМ РФ Хариса Саубянова

Интервью советника Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, члена Совета старейшин ДУМ РФ Хариса Саубянова
    
Интервью советника Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, члена Совета старейшин ДУМ РФ Хариса Саубянова



- Харис Ахметович, Вас называют соратником муфтия шейха Равиля Гайнутдина.  Соратник – это человек, которого объединяет с кем-либо общая деятельность, общие взгляды, интересы, цели. Это испытанный, надежный товарищ по борьбе и деятельности. Так пишут в толковых словарях. Вы согласны с таким определением? Может быть, Вам есть что к нему добавить?

- Это очень сложный, объемный и многоплановый вопрос. Я благодарен муфтию всем сердцем за то, что он считает меня своим соратником и другом, своим соработником. Это большая честь для меня: на протяжении 30 лет оправдать его доверие, насколько это в моих силах. Я могу абсолютно искренне сказать: муфтий – всесторонне образованный и культурный человек. Он обладает не только прекрасными человеческими качествами, но и дипломатическими приемами. Это главное. Он никогда не навязывает своего мнения, никогда не подавляет человеческого я. Он всегда выслушивает: если не соглашается с твоим мнением, то старается объяснить, почему. Любые вопросы решаются путем диалога и обсуждения. Он всегда выслушает, даст совет и подскажет нужное решение.

Так что, хвала Всевышнему, муфтий – достойнейший человек, и мы все, старая гвардия, как он нас называет, равняемся на него. Среди нас есть те, кто работает в Духовном управлении более 30 лет, есть и молодые кадры. Если бы муфтий не обладал теми качествами, о которых я сказал, то такой сплоченной команды – представителей старшего поколения, старой гвардии и молодежи – просто бы не было. Она бы распалась. Те, кто разделяет позицию ДУМ РФ и Совета муфтием России, - те работают в команде шейха Равиля Гайнутдина. Кто не согласен, тот здесь не задерживается. Здесь работают те, кто реально помогает муфтию, кто рад себя ощущать частью большой сплоченной команды под его руководством.

Еще о «старой гвардии». Муфтий знает, что может всецело положиться и рассчитывать на нас. Он знает, что никаких закулисных разговоров у нас нет и быть не может. Мы считаем, что это большая честь – быть рядом с ним и походить на него. Мы стараемся брать от него все самое лучшее. Мы, сотрудники ДУМ, - все люди разные, с разным образовательным уровнем, но он у каждого что-то находит и ценит. Он всегда говорит: каждый человек важен и нужен на своем месте. Когда он на своем месте, он приносит пользу!



- Вы рядом с муфтием на протяжении трех десятилетий. Это большой срок. А можете вспомнить события 30-летней давности? Как Вы оказались в Духовном управлении? Тогда не было этой великолепной Соборной мечети Москвы, да и отношение к мусульманам было совсем другое…

- Я в Московскую Соборную мечеть хожу с 7 лет. То есть более 60 лет. Мои родители были прихожанами этой мечети, она для всей нашей семьи – духовный центр. И я хорошо помню, как в 1957 году, когда я пошел в первый класс, мы пришли с отцом в эту мечеть на байрам. Представительское здание было крохотное, вокруг деревянные постройки. Имам-хатыбом тогда был Ахметзян хазрат Мустафин (1902 – 1986). Кстати, он же читал никах на моей свадьбе, приезжал к нам домой, а никах моей дочери читал муфтий Равиль Гайнутдин.

30 лет – срок большой, вы правы. Событий, самых разных, было много. Но пролетели эти 30 лет, как один день. Я пришел сюда работать в 1994 году. Начал свою деятельность в Московском Высшем исламском колледже. Это было первое исламское профессиональное учебное заведение среднего звена, в нем преподавал и шейх Равиль Гайнутдин. Я занимался административными вопросами. Возвращаясь к вопросу о команде: в числе выпускников самого первого набора колледжа - Марат Аршабаев. Сегодня он имам Московской Соборной мечети.



- А кто Вас пригласил на работу в колледж?

- Думаю, я здесь оказался по воле Всевышнего. Будучи человеком светским, имея высшее светское образование, работая в сфере культуры, я оставался человеком глубоко верующим. На все байрамы я отпрашивался с работы, говорил, что у нас отмечается национальный праздник, и приходил в мечеть.

Потом муфтий, человек, умеющий смотреть далеко вперед, вызвал меня и высказал идею организовать просветительское учебное заведение для широкого круга людей с тем, чтобы рассказать им об истинном исламе, его ценностях, о мусульманской культуре. Он пригласил директора Института исламской цивилизации С.Х. Кямилева, и мы втроем еще в старом административном здании обсуждали этот проект. Так появился вечерний университет исламской культуры.

Это был конец сентября 1994 года. У нас не было ни помещения, ни средств, ни штата сотрудников, но было желание воплотить в жизнь этот проект. И уже в феврале 1995 года университет начал работу. Откуда все нашлось? Как мы решили все проблемы? Помог Всевышний!

Было арендовано помещение у метро «Улица 1905 года». Я целыми днями вел переговоры с будущими преподавателями. В результате в университете собрался великолепный преподавательский состав выдающихся ученых. Это д-р Тауфик Ибрагим, Г.М. Керимов, С.Х. Кямилев, ученые-арабисты. Основы исламского вероучения преподавал тогда еще совсем молодой Мустафа Кютюкчю, ныне имам-хатыб Московской соборной мечети. В рамках просветительской деятельности университета мы устраивали встречи с сотрудниками посольств мусульманских государств, тематические дни той или иной мусульманской страны. На эти мероприятия приезжал и шейх Равиль Гайнутдин.

Несколько лет университет успешно работал. Мы принимали всех вне зависимости от национальности и вероисповедания. Это был успешный просветительский проект. Мы показывали красоту ислама в его классическом виде, старались донести, раскрыть его гуманистические идеи.

Духовное управление мусульман – сначала Европейской части России, а затем уже РФ – образовалось в 1994 году, Совет муфтиев России – в 1996, и шейх Равиль Гайнутдин предложил мне возглавить аппарат СМР. Эта работа носила в основном административный характер.



- Занимаясь административными вопросами, Вы находили время и для научной работы. Расскажите об этом подробнее.

- Да, в 2000 году я защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исламская культура тюркских народов Поволжья и Приуралья». Идея написать эту работу возникла, когда я еще работал в Университете исламской культуры, а подтолкнул меня к научной работе Г.М. Керимов. Признаюсь, что желание защитить диссертацию у меня было после окончания МГИКа, но, видимо, Всевышнему тогда не было угодно, чтобы я ушел в науку.

Университет исламской культуры позволил глубоко погрузиться в исламские дисциплины. Началось осмысление всей глубины и мудрости ислама, богатого мусульманского наследия. К тому же общаться приходилось с людьми исключительных знаний, уникальными преподавателями. Поэтому в 2000-м году в Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ на кафедре религиоведения я защитил диссертацию. Там же защищался и наш Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин.

Я работал над диссертацией несколько лет, будучи руководителем аппарата СМР. После окончания рабочего дня допоздна сидел за компьютером, иногда и ночевать оставался на работе. Поволжье и Приуралье – это ареал рождения моих предков. Мои родители из Нижегородской области: отец – из деревни Чембилей, мама – из Уразовки. У бабушки было 10 человек детей, в том числе моя мама. В годы войны она, 16-летняя, была председателем общества Осоавиахим в своей деревне. Интересно, что, живя в деревне, она учила в школе татарский язык с использованием латиницы. Я помню ее записки, адресованные сестре. Они были написаны латиницей. Я, уже школьник в то время, спросил маму: «Ты изучала иностранный язык?» Помню, она рассмеялась и сказала – да, изучала.  У меня в школе уже был английский. Я начал читать ее записку – а там татарские слова! В семье у нас всегда говорили по-татарски. Мама нам, детям, говорила: «На улице – разговаривайте по-русски, дома – по-татарски». Благодаря родителям я сохранил свой татарский язык. Так что в диссертации, повторюсь, я, по сути, обратился к своим корням.

Мой дед работал на железной дороге, у него был свой дом с железной кровлей, лошадь, несколько овец. Его сосед работал в сельсовете и однажды предупредил деда: «Завтра тебя придут раскулачивать. Уходи». Так дед покинул родную деревню. Сначала семья осела в Ленинграде, на Гороховой улице, а в середине 30-х годов перебралась в Москву.

Мой отец – участник Советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной служил в составе санитарного поезда. Он всю жизнь прекрасно делал перевязки. Я у него не раз спрашивал, откуда у тебя это? Он отнекивался, никогда не рассказывал про войну. Не любил. Много позже я сообразил, перевязки он делал – раненым в поездах. Вот откуда у него эти навыки!



- У вас в семье, среди ваших предков, были священнослужители или ученые?

- Нет, никого. Наиболее религиозной в семье была мама, нас, детей, она приучала соблюдать религиозные нормы. С малых лет мы знали суры «Фатиха» и «Ихлас». Детьми соблюдали пост. Утром мама нас будила на молитву, вставать не хотелось, а мама уговаривала: «Надо, сынок! Аллах будет тебя любить и будет тебе помогать». До сих пор Всевышний мне помогает и оказывает свою поддержку.

Я думаю, Аллах любил мою маму. Она очень хотела, чтобы я был музыкантом. Аллах ее просьбу удовлетворил: я имею высшее музыкальное образование, закончил дирижерско-оркестровое отделение МГУКа. Мама хотела, чтобы я был религиозным деятелем. Аллах удовлетворил и это ее желание. Я имею сан имама с 2002 года.



- Вам приходилось выполнять множество самых разных и очень ответственных поручений уважаемого муфтия, Вы курировали различные направления деятельности СМР, представляли Совет муфтиев в различных структурах…

- Да, должность руководителя аппарата Совета муфтиев России – ответственная и многовекторная.

Напомню для начала, что муфтий является одним из разработчиков закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Он участвовал во многих заседаниях при обсуждении и разработке этого Закона. Иногда, в виду своей занятости, он направлял меня на заседания рабочей комиссии.

Во время выборов Президента РФ мы с муфтием работали в Центральной Избирательной комиссии и имеем Благодарности ЦИК за эту работу.

Одним из направлений стала многолетняя работа в Общественном совете при Министерстве обороны РФ и МВД. Был награжден знаком «За оказание содействия органам внутренних дел».

Я представлял СМР в Экспертном совете при Министерстве юстиции по мониторингу правоприменения в РФ, в рабочей комиссии по противодействию коррупции, по взаимодействию со структурами гражданского общества. Это большой пласт, на первый взгляд, рутинной, но необходимой работы.

Также я был членом Консультативного совета по взаимодействию МИД России с российскими мусульманскими организациями, принимал участие в организации многих, в том числе международных форумов. Выступал на конференции ОБСЕ по антитеррористическому партнерству государств, бизнеса и гражданского сообщества. Эта конференция проходила в Вене.

Не раз приходилось выступать перед выпускниками Дипломатической академии, будущими послами РФ в мусульманских странах.

Много лет я работал в Исполкоме Межрелигиозного совета России. Его тогда возглавлял митрополит Кирилл, ныне патриарх Московский и Всея Руси. На заседаниях исполкома собирались представители разных религий, мы обсуждали различные административные и организационные вопросы, провели 2 миротворческих форума.

В 2005 году мы впервые организовали курсы повышения квалификации для руководителей мусульманских организаций и ДУМ на базе Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Мы с муфтием разрабатывали предварительную программу, затем представили ее на кафедру религиоведения, дорабатывали, приглашали нужных специалистов. Имамы изучали основы российского законодательства, этикета и т.д. Со временем эти курсы стали традиционными, но основы были заложены почти 20 лет назад. Хвала Всевышнему, они проводятся и сейчас.

Думаю, стоит подчеркнуть один важный момент: «старая гвардия», которая стояла у истоков создания ДУМ России и Совета муфтиев, рядом с муфтием и сейчас. Но пришла молодежь, молодая гвардия. Это Дамир хазрат Мухетдинов, ученый, первый в России доктор теологии, кандидат политических наук. Большой умница. С ним работает замечательная команда молодых знающих энтузиастов.

Обычно старое поколение с опаской относится к новому. Когда к нам пришла молодежь, у нас тоже были некоторые опасения. Но, слава Всевышнему, они оказались напрасными. Мы оценили знания, работоспособность, энтузиазм наших молодых кадров, молодых имамов и ученых. Они себя прекрасно зарекомендовали, на них можно положиться.

В том, что в нашей команде дружно и сплоченно работают люди разных поколений, большая заслуга муфтия.



- За 30 лет, наверно, было много интересного. Можете вспомнить наиболее сложный момент или критическую ситуацию.

- У меня критических ситуаций не было, но напряженный момент один пришлось пережить.

В самом конце 90-х годов, когда я еще работал в Университете мусульманской культуры, муфтий поручил организовать исламскую конференцию. Она должна была пройти на базе РУДН. Вот тогда я почувствовал, что мои коллеги очень пристально следят за мной – справлюсь я или нет. Когда конференция прошла успешно, муфтий оценил ее по достоинству.

Больше сложных ситуаций не возникало. Я всегда был в контакте с муфтием. Профессионализм, работоспособность и активность – это ценится в нашей команде, а все остальное – по воле Всевышнего!



- Харис Ахметович, у Вас много наград – орден Дружбы, орден Почета, Благодарственные письма. Для Вас награда важна?

- Любая награда – это оценка твоего труда. Когда по указу Президиума СМР я был награжден высшей мусульманской наградой орденом «Аль-Фахр», я был очень горд и благодарен муфтию и коллегам. Потом в соответствии с Указом Президента я был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Дружбы… Это, конечно, приятно.

И это оценка не только моего - Хариса хазрата Саубянова – труда, а Совета муфтиев России, нашей уммы. При вручении в Кремле Ордена Дружбы я поблагодарил Президента и сказал, что считаю эту награду не только своей лично, но и всех мусульман России за их труды. Эта награда только подтверждает тезис о том, что мусульмане были, есть и будут вместе со своей страной и своим народом. Когда вручался орден «Аль-Фахр» я также сказал, что это награда не моя, а всего коллектива и ДУМ России, и СМР.



- Вы добились всего чего хотели? Осталось что-то нереализованное?

- Я многое успел сделать с помощью Всевышнего. Многого  сам, как личность, достиг: имею статус, положение, знания, семью – детей и внуков. Слава Всевышнему, я ни в чем не нуждаюсь. У меня нет недвижимости за границей, у меня нет яхты и дома на Рублевке. Я благодарен Всевышнему за то, что у меня есть.

У меня в жизни было три больших желания. И слава Всевышнему, он все исполнил. Одним из желаний было совершение хаджа. Я совершил и хадж, и умру.



- А что бы Вы хотели сказать молодежи, о которой Вы так по-доброму отозвались? В чем заключается задача той молодой команды, которая работает рядом с Вами?

- Проблема отцов и детей вечна. И сказать можно многое. Но главное напутствие – чтобы духовные «дети муфтия» сохранили то, что с большим трудом на протяжении 30 лет было создано в рамках ДУМ и СМР муфтием и его соратниками.



- Спасибо за беседу! И дальнейшей плодотворной работы!



Беседовала Ольга Семина


3 сентября 2024

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку