Доклад первого заместителя председателя Совета муфтиев России, заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ, член Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Рушана Аббясова, подготовленный к мероприятию проекта «100 дат российской идентичности», посвященного 250-летию издания Указа о терпимости всех вероисповеданий:
В 2023 году отмечалась ключевая дата в истории государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Именно 250 лет назад, в благодатную эпоху екатерининских преобразований, существенно изменилось положений религий в России, прежде всего ислама. Фактически, с 1773 года можно говорить о легализации ислама, получение мусульманской религией своего официального статуса.
Казалось, что известный указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам» решал лишь прикладные вопросы строительства мечетей. Однако на деле, Екатерина II определила границы исповедания религий в своем государстве, и ислам с тех пор получает возможность официального общинного развития.
Здесь необходимо учитывать контекст века Просвещения, стремление императрицы умиротворить жизнь своих подданных, учет внешнеполитических реалий, а главное – все более значительное положение, которая занимала мусульманская умма в России. Скорое продвижение на юг и активное освоение Причерноморья сделает решение о веротерпимости особенно актуальным.
Очевидно, что на положение ислама повлияло и знаменитое Волжское путешествие Екатерины 1767 года, когда она посетила Казань и лично убедилась в многочисленности и зажиточности татарского купечества, в положение, которое татары занимали почти в центре России. Именно в Казани было получено высочайшее разрешение на строительство каменных мечетей в Старо-Татарской слободе – ныне Марджани и Апанаевской, ознаменовавших начало эпохи складывания новой мусульманской инфраструктуры. Каменные мечети в заказанском селе Береске и целый религиозный комплекс, возникший в Каргалинской слободе близ Оренбурга еще ранее, показывал, что исламский фактор учитывался властью, а усилия на интеграцию становились ведущим направлением государственной политики. В этом ряду - и учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания, ставшего не только органом взаимодействия власти и мусульман, но и национальным институтом для татар. Не случайно, татарская народная традиция нарекла Екатерину II уважительным прозвищем Әби-патша (бабушка-царица).
Следствием указа о веротерпимости стала и активизация российского востоковедения. В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке. Священная Книга мусульман все более становится известна просвещенной России.
Важно подчеркнуть, что преобразования Екатерины II по отношению к исламу, меры по интеграции поданных разных конфессий, не ограничились ее правлением, а следуя логике «долгого государства» продолжились и при ее наследниках. Примером этому служит строительство двести лет назад, в 1823 году в Москве мечети, которая ныне именуется Исторической. И хотя мечети существовали в Москве и ранее, а татарская община развивалась еще со Средневековья, Историческая мечеть ознаменовала стабильное оформление общины мусульман в первопрестольной.
Внук Екатерины II император Александр I следовал положениям политики веротерпимости, ставшей политической и идеологической линией и в дальнейшем. В этом и есть историческое значение событий далекого 1773 года - прозорливость, мудрость, политическая воля, курс на единство верующих всех конфессий и народов, что сохраняется и укрепляется в нашем Отечестве и сейчас.