Суббота, 04 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Ректор МИИ выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России»

Сегодня в Казани открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный выбор народов России». Организаторами мероприятия выступают Казанская духовная семинария, Казанский федеральный университет, Российский исламский институт, Институт востоковедения Российской академии наук.

Конференция проводится в соответствии с планом  реализации Соглашения о взаимном сотрудничестве между КФУ, Казанской православной духовной семинарией, Российским исламским институтом и Институтом востоковедения РАН и организована в рамках празднования 1000-летия преставления князя Владимира, отмечаемого в 2015 г. на церковно-государственном уровне.

Участники мероприятия обсуждают такие темы, как: цивилизационный выбор как непрерывный исторический процесс; цивилизация, культура, религия: типология взаимосвязей; исламо-христианское пограничье на пространстве России; межконфессиональные связи в едином культурном пространстве России; традиционные конфессии России перед вызовами религиозного радикализма; объекты культурного наследия как элементы конфессионального пространства Среднего Поволжья; богословское и религиозно-философское осмысление исторического пути России; секулярное и религиозное мировоззрения  в духовном пространстве России.

Духовное управление мусульман Российской Федерации по поручению председателя ДУМ РФ и СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина представляют первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, заместитель председателя ДУМ РФ по делам образования, науки и культуры, ректор Московского исламского института им. М.Бигиева Дамир Хайретдинов, руководитель департамента образования, науки и культуры ДУМ РФ Ислам Зарипов.



Предлагаем вашему вниманию выступление заместителя председателя ДУМ РФ по делам образования, науки и культуры, ректора Московского исламского института им М.Бигиева Дамира Хайретдинова:



Позвольте начать свое выступление с приветствия в адрес Соглашения о взаимном сотрудничестве между Казанским федеральным университетом, Казанской духовной семинарией, Российским исламским институтом и Институтом востоковедения Российской академии наук. Сам факт реализации подобного сотрудничества говорит о сформировавшемся в нашем обществе государственно-конфессиональном и межконфессиональном консенсусе, который при уважении прав и интересов всех его сторон является фактором устойчивости и последовательного развития.

Сегодняшняя конференция приурочена к важной исторической дате − 1000-летию кончины князя Киевской Руси Владимира, принявшего крещение, а затем распространившего православие в русском княжестве. С личностью Владимира и его выбором связывают укрепление древнерусской государственности, расцвет русской культуры, письменности, духовной жизни. Через три с небольшим века в том же Крыму состоялось и другое важное событие −  принятие ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, также оказавшее самое непосредственное влияние на развитие литературы, искусства, духовности, причем не только мусульманских народов, но и православных. Духовным выбором народов России, которому они остаются верны по сей день, за небольшими исключениями можно назвать выбор в пользу единобожия, в пользу убеждений общего праотца Авраама.

На протяжении столетий наши народы, будучи духовными потомками одного праотца, жили на этих землях бок о бок, каждый сохраняя свою веру и традиции. Этот феномен неразрывного сосуществования и того огромного созидательного потенциала, который заложен в нашем добрососедстве, был осмыслен лидерами татарского общественно-политического движения прошлого. В 1881 году в Крыму, который ранее я упомянул отнюдь не случайно, вышла программная статья великого просветителя Исмаила Гаспринского − "Русское мусульманство", в которой мыслитель ставит вопрос: "Должны ли русские и русские мусульмане жить рядом на одной земле, под одним законом, как случайные спутники, соседи, или между ними следует развить более близкие родственные отношения, как между детьми великой семьи народов нашего обширного великого отечества? Где та идея, которая воодушевляет и служит источником отношений и регулятором действий русской власти в отношении русского мусульманства?" и отвечает на него: "Рождаясь и живя в России, под охраной и покровительством общегосударственных законов, неся, наравне со всеми, общие обязанности и повинности, русские мусульмане исполняют свой долг как верноподданные граждане России. Но этого мало. Желательно, чтобы эта еще внешняя, официальная связь приобретала все более и более нравственный характер; чтобы она неустанно укреплялась и оживлялась сознанием не только ее политической необходимости, но и сознанием ее внутреннего исторического значения и полезности; желательно, чтобы русское мусульманство прониклось убеждением в том, что Провидение, соединив его судьбы с судьбами великой России, открыло пред ним удобные пути к цивилизации, образованности и прогрессу".

В будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы, − писал Гаспринский в XIX веке. А уже в начале XXI века глава нашего государства Владимир Путин в одном из своих выступлений напомнил: На протяжении многих веков Россия как евро-азиатская страна переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями. Как указал президент, в нашей стране исторически проживают миллионы мусульман, которые считают Россию своей родиной и в то же время ощущают себя частью мусульманского мира. Религиозная идентичность мусульманских народов России никак не противоречит их интеграции в ткань российского государства, напротив, она поощряет диалог и уважительные отношения с "людьми писания", призывает к законопослушности и обязывает любить и защищать свою Родину.

На территорию современной России ислам пришел уже в первом же веке своего существования, распространился в широчайшем ареале, захватив Северный Кавказ, Поволжье, Урал и часть Западной Сибири, а также полуостров Крым, где в подавляющем большинстве распространялся мирной проповедью и был представлен блестящими государствами своего времени. Это историческое наследие, а также современные социальные и демографические реалии красноречиво свидетельствуют о том, что ислам и его последователи есть неотъемлемая часть российского социума и государства, которые, даст Бог, и в дальнейшем будут занимать свое достойное место в развитии российской цивилизации.

Эта данность и это наследие, завещанное нам предками, однако не должно быть бездумно растрачено и восприниматься как неизменная данность. От современников требуется осознанное усилие, говоря исламской терминологией интеллектуальный и научный джихад с целью осмысления того выбора, который сделали наши предки и дальнейшего развития на этом пути. Необходимо, в частности, наполнить актуальным содержанием концепцию Исмаила Гаспринского о русском мусульманстве как российском мусульманстве образца XXI века, обладающем уникальным опытом сосуществования в инокультурной и инорелигиозной среде, опытом отстаивания своих прав через инструмент парламентаризма, опытом образовательной реформы, повлекшей значительную социальную модернизацию. В новейшую эпоху российские мусульмане в лице наших кавказских братьев могут гордиться опытом преодоления сепаратистских настроений и сохранения целостности государства.

"Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства" − это убеждение Гаспринского имеет все шансы воплотиться в жизнь, для этого, однако, мы − российские мусульмане должны четко осознать все преимущества своего развития в структуре российской цивилизации и понять, каким может стать наш вклад в дальнейшее строительство нашего общего дома.

Цивилиационный выбор, о которым мы с вами сегодня говорим, имеет и другое измерение. Наш выбор был сделан много столетий тому назад, однако и сегодня, буквально в каждую минуту своего бытия каждый из нас делает свой личный выбор в пользу той или иной парадигмы: между верой и безверием, духом и слабостью, традицией или ее отрицанием. В этом выборе мы − верующие люди оказываемся на одной стороне, заявляя о своем убеждении, что будущее человечества немыслимо без веры во Всемогущего Творца, установившего универсальные законы бытия и человеческого общения. Мы говорим о том, что наблюдаемые сегодня политические, социальные, гражданские катаклизмы суть лишь последствие того, у какой духовной пропасти оказался эмансипированный человек, отказывающийся от данных Всевышним духовных и мирских благородных благ, будь то радость веры, сладость искренней молитвы, благодать семейной жизни, честный труд, любовь к Отечеству, обманувшись приманками якобы свободной от установлений Бога цивилизации.

По моему убеждению, вклад российских мусульман в развитие своего государства на современном этапе должен заключаться в сбережении традиций добрососедства, сохранении интитута семьи и брака, возрождении традиций многодетности, укрепления демографического, трудового, интеллектуального потенциала, образцовом экономическом и инновационном развитии, какое показывает, к примеру, Республика Татарстан, принимающая сегодня нашу конференцию, возрождении духовных ценностей.

Уверен, что и в XXI веке наши народы подтвердят цивилизационный выбор, сделанный много веков назад нашими предками.

Благодарю за внимание.

Казань, 27 марта 2015 г.


27 марта 2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку