Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > "Каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали..."

"Каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали..." Выступление председателя СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество»

28 мая 2013 г., Москва

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.


Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество». Приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Наш сегодняшнее совещание озаглавлено «Мусульмане России и гражданское общество». Что представляет собой сообщество российских мусульман в гражданском отношении? С момента обретения религиозных и политических свобод в нашей стране прошло практически четверть века. Это время было полно противоречий, но в то же время наполнено колоссальным созидательным трудом – созданием общин и строительством мечетей, воссозданием системы религиозного образования и книгопечатания. Был заложен фундамент для развития государственно-конфессиональных отношений на новых принципах, отраженных в Конституции Российской Федерации 1993 года. Мусульмане равны в своих правах с представителями любой другой религии или этноса. Самое главное изменение – это преобразование менталитета, самосознания людей. В возраст гражданской и профессиональной активности входит поколение, которое вообще не застало времена Советского Союза и свободно от штампов атеистической пропагандистской машины в своем мышлении и деятельности.

Ежедневно мы слышим совершенно разные оценки сегодняшней действительности. Одни говорят: «Мусульмане крайне слабы, дезорганизованы, раздроблены, не могут защитить свои интересы». В этом утверждении есть доля правды, так как отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе в целом, не позволяя в полном объеме решать стоящие перед нами актуальные задачи. Другие, напротив, придерживаются мнения, что мусульман необходимо сдерживать в развитии, так как в противном случае России грозит «исламизация». Один из видных представителей Русской Православной церкви высказал мнение о том, что в России действует всего три реальные партии – православные, мусульмане и атеисты. В общественном мнении закрепился стереотип об экспансии ислама, своего рода захвате общественного и даже политического пространства. Мусульмане – коренные жители, граждане России преподносятся в качестве захватчиков, внутренней угрозы. Это абсолютно некорректная постановка вопроса. Никогда в истории России мусульмане не насаждали свою религию, не вели захватнических войн и не представляли опасности для остальных народов.

Сегодня мусульмане России далеки от того уровня инфраструктурного развития, религиозной просвещенности и того уклада религиозной жизни, которые были разрушены после событий 1917 года.

Согласно переписи населения 1897 года, в российской Империи насчитывалось около 14 миллионов мусульман, из них только более четырех миллионов проживало на территориях в границах современной Российской Федерации. На эти неполные пять миллионов накануне революции 1917 года приходилось порядка 12 тысяч мечетей. Сравните с сегодняшней ситуацией – на более чем двадцатимиллионное мусульманское население мы имеем около 8 тысяч мечетей. А обеспеченность мусульман религиозными учебными заведениями отстает от дореволюционной на порядки. В начале ХХ века мусульманские книги, журналы и газеты печатались в Казани, Уфе, Оренбурге, Санкт-Петербурге и, что важно, раскупались по всей России миллионными тиражами. Современным российским мусульманам до такого уровня просвещенности еще расти и расти. В тот период определенными частями российского общества ислам и его последователи воспринимались исключительно как источник угроз панисламизма и пантюркизма и в этом прослеживается определенная параллель и с сегодняшним днем. Безусловно, мусульмане в начале ХХ века наряду с другими гражданами Российской Империи выступали с требованиями расширения гражданских свобод, но в целом мусульмане были лояльны основам государственного строя. Февральскую революцию и октябрьский переворот, также как расстрел царской семьи и другие кровопролития осуществили отнюдь не мифические панисламисты и пантюркисты. Члены российской уммы не выступили с сепаратистскими лозунгами.

Перед 1917 годом мусульмане России имели хорошо развитую, обеспеченную объектами недвижимости и источниками самофинансирования религиозную инфраструктуру, которая была окончательно разрушена советской властью к концу 1920-х гг.  В начале 1990-ых годов мусульманам были возвращены буквально осколки от прежней системы. Мы собственными силами стали восстанавливать то, что собиралось и создавалось нашими предками в течение столетий. Объективный взгляд на эту простую статистику позволяет составить трезвое впечатление о достижениях и потенциале современных российских мусульман, без упаднических или апокалиптических настроений.

Религиозная жизнь во все времена, кроме сугубо духовного, имела еще и общественное измерение, причем это касается всех крупнейших вероисповедальных традиций. К примеру, Русская Православная церковь получила от государства крупный грант на адаптацию мигрантов по всей стране, в Москве открыт также Еврейский музей и центр толерантности – крупнейшая в Европе и уникальная по своему содержанию выставочная площадка, методические наработки которой Министерство регионального развития России планирует активно использовать при открытии Центров толерантности в еще десяти крупнейших российских городах. Религия занимает видное место в общественной жизни и наиболее разумными основами их присутствия в публичном общественном пространстве являются идеи социального служения, бескорыстной помощи окружающим, диалога культур, укрепления традиционной морали.

Во многих аспектах социальной политики цели и задачи религиозных организаций и институтов власти практически идентичны. При поддержке государственных органов религиозные организации могли бы добиться результатов в части патриотического воспитания общества, укрепления гражданского согласия. Мы с большим воодушевлением восприняли призыв Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время ежегодного послания Федеральному Собранию РФ о необходимости «поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Принципиальная позиция главы российского государства о том, что Россия веками развивалась как многонациональное, поликонфессиональное государство, в котором недопустимы дискриминация по этническому или религиозному признакам нам глубоко импонирует и является залогом успешного развития нашей страны. Россия – это Родина, любимое Отечество для многомиллионной мусульманской уммы. Символом этого, с помощью Всевышнего, должна стать реконструирующаяся Московская Соборная мечеть, торжественное открытие которой запланировано на май 2015 года в 70-ую годовщины великой Победы над западными захватчиками.

Что представляет собой российское мусульманство сегодня? Разумеется, его олицетворяют не только духовенство и мечети, но и широкий слой современных, образованных, успешных людей, способных формировать имидж мусульман в культурной, научной, образовательной, экономической среде, через благотворительную деятельность, художественную литературу, журналистику и другие сферы. Мы являемся свидетелями формирования нового поколения мусульманской интеллектуальной элиты, которая будет влиять на самосознание и позиционирование российских мусульман как в отношениях со всем российским сообществом, так и среди самих мусульман.

Наше время характеризуется важными  социокультурными и политическими процессами. Это рост религиозности и повышение роли религии в обществественной жизни у представителей всех традиций и этносов. Это множество локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных в разных точках мира, особенно на Ближнем Востоке, чудовищные в своей циничности и жестокости теракты, которую преступники пытаются маскировать под псевдорелигиозными лозунгами .

Здесь мы должны еще раз подчеркнуть свою глубокую озабоченность актами насилия, кровопролитием, которые некоторые пытаются приписать исламу, а другие – творить от имени ислама. Один за другим произошли леденящие душу события в Бостоне, Лондоне. В российском Дагестане в течение одной недели совершено два теракта. Наша религия категорически запрещает и осуждает подобные действия, терроризм, экстремизм, радикализм противны букве Священного Корана и его духу, поскольку в священном писании ясно сказано:

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ



«И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура аль-Маида, 2 аят).

Деяния террористов являются богопротивными, богоборческими преступлениями, которые ведут в огонь.

مَن قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا


«Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех», говорится в 32 аяте суры аль-Маида Священного Корана.

В XXI веке человек может почти не ощущать физических границ между государствами, не иметь информационных или языковых барьеров, но выстраивает вокруг себя ментальную стену, которая в зависимости от ситуации принимает форму ксенофобии, исламофобии или слепой ненависти ко всему и всем. Согласно оценкам политологов, арабо-мусульманский мир вступил в зону политической турбулентности, которая будет определять политическую повестку дня региона ближайшие годы, а возможно и десятилетия. Говоря о том, какой должна быть наша умма через 10, 20, 30 лет, мы должны учитывать все эти факторы.

Географически мы – российские мусульмане являемся северной периферией исламского мира, однако на протяжении многих веков наши предки отнюдь не относились к интеллектуальной и научной периферии исламского мира, напротив, формировали видение будущего мусульманских народов, стояли на переднем крае богословской дискуссии. Посещая многие страны мира, как западные, так и восточные, принимая в Москве делегации практически из всех уголков земного шара, я имел возможность убедиться в том, что модели сосуществования мусульман и христиан, выработанные в России, представляют интерес для многих государств. Богословское наследие, принадлежащее российским мусульманам, вызывает восхищение многих мыслителей и ученых мужей современности. Труды и дни Абдуннасыра Курсави, Шигабетдина Марджани, Кунта-хаджи, Сайпуллы-кади Башларова, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Биги являются нашей общей заслуженной гордостью. Безоговорочно воспринимая земли Аравии как территорию, на которой расположены две основные исламские святыни и арабский язык как язык Священного Корана, мы должны перестать мыслить о себе в категориях вторичности по отношению к арабскому миру и видеть в нем не образец для копирования, а источник дополнительных знаний, источник живой богословской мысли. Необходимо выстраивать диалог, т.е. мыслить самостоятельно и сохранять независимость суждений, при этом, безусловно, уважая авторитет великих улемов-богословов.

Необходимыми для этого условиями являются дальнейшее обновление и институциональное укрепление духовных управлений мусульман и качественный рывок в развитии системы отечественного исламского образования с выходом на научный уровень. Я с удовлетворением должен отметить, что курс на модернизацию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, о котором мы объявили на I Всероссийском мусульманском совещании «Россия – наш общий дом» в марте 2011 года, приносит ощутимые положительные результаты. Аппараты СМР и ДУМЕР пополнились молодыми квалифицированными специалистами – выпускниками ведущих российских вузов, в результате чего значительно расширилась информационная и издательская деятельность, налажена научная работа, радуют первые итоги реформы Московского исламского университета, международные проекты Совета муфтиев России последовательно расширяют масштаб и авторитет. В социальной сфере мы запустили беспрецедентный проект всероссийского мусульманского летнего лагеря. Думаю, что подробные отчеты о достижениях и текущей работе мы услышим из докладов в ходе сегодняшнего мероприятия. В качестве председателя крупнейшей религиозной организации российских мусульман я являюсь членом президиума влиятельных в мусульманском мире организаций, таких как Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле и Всемирная ассамблея исламского пробуждения со штаб-квартирой в Тегеране. Мы неизменно являемся почетными участниками такой авторитетной межрелигиозной площадки как  Всемирный саммит лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все это говорит о том, что  слово и позиция российских мусульман имеют весомое значение, к нам прислушиваются в международной общественной и религиозной среде.

Говоря о задачах на будущее, мы должны обозначить несколько векторов развития. В научной и образовательной сфере мы должны в кратчайшие сроки добиться мобилизации всех наших интеллектуальных ресурсов. Анализ ситуации и выработка позиции по актуальным вопросам современности должны вестись с опорой на научную мысль и самые авторитетные богословские источники. Образовательная деятельность в исламских вузах и медресе должна представлять собой союз светской науки и традиционного богословия. Выпускники наших учебных заведений должны быть конкурентоспособны в международном масштабе.

Задачей регионального духовенства должна стать широкая просветительская работа, в том числе и по адаптации и интеграции мигрантов-мусульман, активная коммуникация с институтами гражданского общества, проявление своей гражданской позиции в борьбе с такими общественными недугами как наркомания и алкоголизм, преступность, все виды экстремизма, радикализма и ксенофобии. Каждый региональный муфтий должен в качестве духовного лидера своей паствы иметь непререкаемый моральный авторитет и объединять умму, уметь вести взаимоуважительный диалог с самой широкой аудиторией, разными слоями общества, в то же время, проявляя принципиальность в вопросах противодействия деструктивным псевдорелигиозным течениям, радикализму и расизму.

Патриотическое воспитание, уважительное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий должны стать неотъемлемой частью духовного просвещения через наши воскресные школы - мектебе и медресе. Убежден в том, что крепкое основанное на традициях и патриотизме  духовное воспитание на местах, качественное среднее и соответствующее мировым стандартам высшее образование являются основными факторами противодействия дальнейшему проникновению в молодежную среду псевдорелигиозных течений. С Божьей помощью и при поддержке со стороны органов власти и доверия общества нам по силам справиться с этой задачей. Для обширной воспитательской работы, также как и для адаптации мигрантов, необходима инфраструктура в виде мечетей, медресе и просветительских центров.

Укрепление института семьи и брака, утверждение морали благочестия и благонравия, воспитание нации и благотворительная работа – на этом поле деятельности большую отдачу мы ожидаем от наших женщин, объединившихся в Союз мусульманок России.

Дефицит мечетей в наших городах колоссален и растет с каждым годом. Но с каждым годом и сложнее получить земельные участки и согласовать строительство с местными властями. Как бы нам ни было сложно сталкиваться с непониманием или откровенным нарушением принципов Конституции РФ отдельными чиновниками на местах, призываю имамов, имам-мухтасибов и муфтиев ни на шаг не отступать от законов Российской Федерации, вооружаться знаниями в правовой сфере и отстаивать свои права через тот инструментарий, который предоставлен нам нашей правовой базой, уповая на милость Всевышнего Аллаха. Порядочность, образованность, открытость – ваша лучшая визитная карточка, которая поможет выстроить диалог с немусульманским населением и быть услышанным во власти. Мы не должны допускать геттоизации, анклавизации мусульманских общин, ухода верующих в полулегальный статус.

Нашими целями являются повышение уровня общей образованности, культуры и правовой грамотности, формирование положительного имиджа ислама и мусульман в общественном мнении, гражданская активность в защите традиционных ценностей. В этих сферах должны проводить работу общественные организации, разделяющие принципы единобожия и этические основы авраамических религий, здесь существует единство наших общей целей, потребностей и обязанностей.

Завершить свое выступление хочу аятами суры аль-Гаср:

«Клянусь временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение».

Благодарю за внимание.

28 мая 2013 г., Москва


28 мая 2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку