Принимая участие в I Международной суннитской конференции «Суфизм и его роль в единении и возрождении Уммы», проходящей в эти дни в Багдаде, первый заместитель председателя Совета муфтиев России, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов выступил с докладом об истории и современности суфизма в России.
В прологе выступления Рушан хазрат передал участникам слова приветствия и пожелания успешной работы от имени духовного лидера российских мусульман Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина.
Раскрывая тему выступления, Рушан Аббясов отметил, что тасаввуф, или суфизм, в России имеет давнюю историю, особенно в контексте распространения и развития Ислама среди татарского народа, второго по численности после русских. Он сообщил, что уже в конце 9 века, мусульманские странствующие аскеты из различных регионов Мавераннахра стали первыми проповедниками Ислама в Волго-Уральском регионе, где находится историческая родина татарского народа. Рушан хазрат особо подчеркнул, что официальное признание Ислама в этом регионе пришло в 922 году с прибытием посольства Багдадского халифа в Булгар, столицу татар, что стало важной вехой в истории Ислама в России, а два года назад по распоряжению Президента России Владимира Путина, на федеральном уровне отмечалось 1100-летие этого события.
Затронув еще более ранний исторический период, Рушан Аббясов сказал, что в северокавказский регион России Ислам пришел в годы правления праведного халифа ‘Умара, когда арабские войска в 643 году вошли в город Дербент (баб ал-абваб), расположенный сегодня в российском Дагестане, однако распространение Ислама среди горских народов произошло намного позже и во многом связано с деятельностью суфийских тарикатов. Известные лидеры Чечни и Дагестана имамы Шамиль и Газимагомед были последователями накшбандии. Огромную роль в духовном развитии региона сыграл шейх кадарийского тариката Кунтахаджи, чьих последователей здесь и сегодня очень много.
Он также отметил, что суфийская традиция в России продолжала развиваться, принимая различные формы и влияния. Например, тарикат ходжа Ахмада Яссави из Туркестана стал широко известен в регионе, а произведения таких авторов, как Кул Гали, Махмуд ал-Булгари, и других, явно отражали суфийские принципы. Рушан хазрат добавил, что накшбандийский тарикат также получил распространение среди мусульман России, особенно благодаря медресе в Бухаре и Самарканде, где татарские студенты становились муридами местных шейхов.
Переходя к XX веку, первый зампред СМР сообщил, что в российском Исламе получило распространение движение религиозного обновления (тадждид), которое, несмотря на критику народных форм суфизма, признавало его важность в духовной и социальной жизни общины.
В части доклада, посвященной советскому периоду, Рушан хазрат сказал, что эта эпоха принесла запрет на суфизм, но многие его практики, такие как маджлисы (религиозные встречи), зикры (воспевания), и посещения кладбищ родных и праведников, продолжали существовать неофициально, способствуя сохранению Ислама, а в конце 1980-х годов суфизм начал выходить из подполья, одновременно с возрождением исламских общин и притоком проповедников из разных стран.
В завершение Рушан Аббясов подчеркнул, что в последние два десятилетия в России произошло возрождение традиционных суфийских братств и отреставрированы старинные текке и завии, переводится и издается суфийская литература, последователи тарикатов имеют свободу собраний и исполнения своих практик.