Среда, 24 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Выступление Муфтия Казахстана Наурызбая кажы Отпенова на XVII Международном мусульманском форуме

Выступление Муфтия Казахстана Наурызбая кажы Отпенова на XVII Международном мусульманском форуме

Выступление Муфтия Наурызбая кажы Отпенова, председателя Духовного управления мусульман Казахстана,  на XVII Международном мусульманском форуме «От экологической проповеди к экологическому мышлению: поиск оптимального способа говорения»:



Ассаламу алейкум уа рахматулллахи уа баракатуху

Уважаемые участники международной конференции!

Приветствую Вас от имени Духовного управления мусульман Казахстана. Да благословит Всевышний Аллах Вас и нашу сегодняшнюю важную встречу!

В наше современное время мы видим бурный рост больших мегаполисов, устойчивое развитие промышленности и сельского хозяйства, на фоне дефицита водных ресурсов и интенсивного развития страны все большую важность обретает проблема ухудшения качества воды – все это оказало свое отрицательное влияние на окружающую среду. Такое ухудшение экологии и загрязнение природы не может мусульман оставить без внимания.

Мусульмане должны активно включиться в процесс защиты природы, ведь экология является интегральной частью исламского учения. Аллах сделал человека хозяином на Земле при условии, что он будет поступать в полном соответствии с божественными установлениями и не нарушать их. Человек не только хозяин на Земле, но в то же время и представитель Аллаха, он должен осознавать свою высокую ответственность за все, что происходит на планете.

Если заветы Аллаха будут полностью соблюдены, все экологические проблемы будут решены и природа расцветет. Экологическое сознание должно стать важной составной частью религиозного мировоззрения. Мы должны понимать, что значение природы в жизни человека огромно. Природа является заботливым домом всего человеческого существования. Человек является частью природы и может существовать только в ней.

Нужно отметить что, Исламская экологическая этика основана на Священном Коране, а также на поступках и высказываниях священного нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). С точки зрения Ислама, люди находятся в центре творения, обладая не только определенными правами в соответствии с исламской этикой окружающей среды, но и наложенными на них конкретными обязательствами.

Всевышний Аллах в Священном Коране в суре «Фуссилат» сказал: «Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для своих творении». Ученые Ислама и толкователи Священного Корана говорят, что использование природных ресурсов – это право и привилегия всех творений, как людей, так и животных.

Поэтому человеку, проживая на Земле, следует учитывать интересы всех остальных, ведь они равны в правах. Также будет неверным заботиться лишь о своем поколении, забывая о потомках. Извлекать пользу не означает истреблять или использовать блага природы как вздумается, не думая, что и в каком виде достанется будущим поколениям.

Согласно интерпретации современных исламских богословов, сохранение природы и живых существ – в частности, флоры, фауны и воды – одно из самых важных обязанностей мусульманина. Шариат Ислама санкционирует пользование природными ресурсами в разумных пределах при условии защиты окружающей среды и поддержания ее равновесия.

В защиту окружающей среды Духовное управление мусульман Казахстана провела немало встреч и пятничных проповедей в мечетях мусульманам о сохранении природы и правленом его пользовании. Вмести с прихожанами мечети, нами было посажено очень много деревьев, а для использования чистой воды и орошения было вырыто 73 колодца по всей территории нашей страны. Сохраняя естественную природу, мы каждые три месяца совершаем уборку многих территории в городах и за его проделами, а также постоянно поддерживаем чистоту на зиратах (кладбищах).        

В Исламе посадка деревьев считается особенно похвальным поступком. В хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) есть высказывания о том, что верующие могут выразить покорность Аллаху и благочестие посредством посадки растений, цветки и плоды которых могут послужить пищей для птиц и насекомых. Есть также хадис, в котором говорится, что каждый мусульманин, посадивший дерево, будет вознагражден в будущей жизни за каждое животное или каждого человека, кто вкусит его плоды.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, а кто-либо – человек, животное или птица - отведает плоды его труда, мусульманину зачтется милостыня» или еще один хадис «Если кто-то посадит дерево, а потом люди или птицы или животные съедят плоды этого дерева, то посадившему зачтется за это, как милостыня».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поручал своим сподвижникам не рубить деревья и не жечь посевные площади. Исламские ученые запрещают мусульманам вырубку деревьев и поджог посевных земель даже на территории врага во время войны с ним. Нужно отметить, что запрет на вырубку деревьев и поощрение посадки новых деревьев значительно помогают с точки зрения защиты окружающей среды.  

Как видно из хадисов пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и да приветствует) цель Ислама - сохранить окружающую среду и развить природные ресурсы во благо Вселенной в целом, а также каждого ее обитателя в отдельности.

Мы должны все знать, что Ислам – это религия, которая учит защищать окружающую среду. Мусульманин должен понимать, насколько важно охранять окружающую среду, и что любая ее порча запрещена.

Другими словами, каждый мусульманин должен охранять окружающую среду, в которой он живет, и препятствовать проникновению в нее причин факторов тех заболеваний, которые вредят людям и обществу.

15 декабря 2021 г.


15 декабря 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку