Четверг, 10 октября 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XVI Международном мусульманском форуме «Культура встречи: религиозная этика в эпоху пандемии»

Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XVI Международном мусульманском форуме «Культура встречи: религиозная этика в эпоху пандемии»
Выступление Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председателя Совета муфтиев России, президента Международного мусульманского форума Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XVI Международном мусульманском форуме «Культура встречи: религиозная этика в эпоху пандемии»:

الحمد الله رب العالمين

والصّلاةُ والسَّلامُ عَلَى رَسُولِهِ الْأَمِين

وعلى آله وصَحْبِهِ أجمعين، وَبَعْدُ:



Дорогие участники XVI Международного мусульманского форума!


От имени Международного мусульманского форума, 25-миллионной уммы России и себя лично сердечно приветствую вас на XVI (шестнадцатом) ежегодном заседании нашей организации.

Сегодня каждый из нас заключен в границах своего дома или офиса и каждый из нас, в той или иной степени, озабочен вопросами своего здоровья и сохранения жизни. Благодаря пандемии COVID-19 состоялось возвращение человека к себе, своему индивидуальному пространству и личной ответственности. В условиях пандемической действительности каждая личность равна сама себе и более не может прикрываться общественными статусами, массовостью, помпезностью внешней обстановки. Тот цейтнот, с которым столкнулась мировая система здравоохранения, правительства большинства стран мира, развеяли иллюзию благополучия, контроля и работающих правил, а человек, казалось бы, остался один на один с самим собой и всем своим грузом страхов и переживаний. Ситуация, в которой мы находимся, хотя и несет тяготы бытового, психологического характера, но, как никогда, приближает нас к моменту истины и побуждает к искренности с самими собой и с окружающими.

Пандемия стала питательной средой для усиления в обществах настроений, не способствующих гармоничному существованию и планомерному развитию. Это усиление магического, суеверного мышления, характерной чертой которого является убеждение в непостижимости мира и тех законов, на основе которых он функционирует. Страх и беспомощность гонят человека в психологическое укрытие, которым служат всевозможные суеверия и предрассудки, будь то отрицание существования коронавирусной инфекции или убежденность в ее рукотворном происхождении. Немногие способны противостоять соблазну убежать от глубокого осмысления пандемии и тех нравственных и духовных вопросов, которые она ставит перед человечеством, и предпочитают скрываться за ширмой отрицания и проклятия.

Подобно нашим древнейшим предкам, многие и сегодня предпочитают все непонятное и внушающее опасения, встречаемое нами на жизненном пути, объявить злыми силами, демонами, которых нужно обуздать и запереть в темницу, даже не попытавшись осознать духовный смысл этой встречи. Тогда как внутренний смысл любого испытания, выпадающего на нашу долю – это встреча с Творцом, шанс постичь его мудрость и милосердие.

В русле этого же суеверного мышления лежит логика, делящая мир на «мы» и «они», на своих и чужих. Однако зададимся вопросом, только ли с пандемией произошел стремительный откат человечества к суеверному, сознанию? Я склоняюсь к мнению, что пандемия стала катализатором в этом процессе, но не первопричиной. Параллельно и наряду с ней мы наблюдали в 2020 году насаждение идеологии «столкновения цивилизаций». Она утверждала, что одновременное нахождение в рядах наиболее развитых цивилизаций и народов представителей различных религиозных традиций принципиальное невозможно.

Логика, согласно которой «мы» не добьемся счастья и процветания до тех пор, пока существуют «они», т.е. другие по своему мировоззрению индивиды и общества, чрезвычайно опасна. В этой логике, встреча с неизведанным, с новым, с еще непонятым – это непримиримая вражда, а не испытание и опыт. Эта жажда к конфронтации и отказ от сосуществования проявляются и в безумных и преступных мщениях якобы за честь Пророка (мир ему), и в совершенно неразумной политике очернения, шельмования ислама и навязывания мусульманскому сообществу статуса изгоя в так называемом цивилизованном мире. С горечью мы наблюдали попытки представить недавний военный конфликт в Южно-Кавказском регионе в качестве войны религий, что абсолютно неприемлемо и безответственно.

Преодолению предрассудков, преодолению конфронтационного и эксклюзивистского мышления мы уделили основное внимание в ходе ежегодных собраний Международного мусульманского форума, которые, начиная с юбилейного десятого Форума, проходят под знаменем идей коранического гуманизма и всеохватности божественной милости.

Постигая глубочайшие смыслы Откровения, великий мусульманский мыслитель Абу Наср ал-Фараби, 1150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году под эгидой ЮНЕСКО, сформулировал учение о совершенном граде, в котором достигаются величайшее благо и высшее совершенство. Великий учитель подчеркивал, что благо и счастье людей проистекают именно из подлинной, всесторонней солидарности: «Град, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является совершенным градом, и сообщество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть совершенное сообщество».

Священный Коран гласит:



وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ



«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).



Хвала Создателю миров, те смыслы, которые были отражены в наших дискуссиях и размышлениях, получают непосредственное практическое выражение.

Итак, после более чем тысячелетнего периода взаимного дистанцирования и раздоров, осуществляется фундаментальное сближение между двумя крупнейшими мировыми религиями: христианством и исламом. Качественно новый этап этого процесса ознаменовала эпохальная встреча главы Римско- католической церкви папы Франциска с верховным имамом университета «Ал-Азхар» Шейхом Ахмедом ат-Тайибом, которая состоялась в 2019 году. А в октябре нынешнего года эта встреча получила свое логичное продолжение в исторической инициативе папы Франциска — речь идет об энциклике, которая озаглавлена «Fratelli Tutti» — «Все братья».

Из этого следует, что центральные идеи энциклики в высшей степени созвучны основополагающим ценностям ислама и его интеллектуальному наследию. Естественным образом послание энциклики гармонирует с теми позициями, которые формулируются и отстаиваются на всех наших международных дискуссионных площадках: в Москве, Лондоне, Хельсинки, Берлине, Париже. Мы полностью поддерживаем и приветствуем братскую инициативу папы Франциска, и в качестве жеста солидарности и согласия выражение «Культура встречи» отражено в названии XVI (шестнадцатого) Международного мусульманского форума.

Всевышний Аллах требует от нас:



ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً



«Войдите в мир вместе, сообща» (2:208)



Мы были свидетелями обострения военного конфликта в нагорном Карабахе, где погибли тысячи людей, было осквернено более 70 священных храмов ислама и христианства. В настоящее время всеобщими усилиями и при непосредственном участии Российской Федерации в регионе был достигнут мир. Однако духовный урон, наносимый войной, невосполним. Глубоки те раны, которые наносит война не только в тела, но и в души, в коллективную память людей.

Именно поэтому в контексте нашего Форума должно быть уделено особое внимание осмыслению центральных понятий современности: свобода слова, свобода совести, уважение чувств верующих, толерантность и солидарность. Результаты и выводы нашего диалога должны трансформироваться в конкретные общественные и гуманитарные инициативы.

Хотелось бы отдельно затронуть тему так называемой «реформы ислама», к которой сегодня активно призывают известные европейские чиновники и представители некоторых религиозных групп. Предполагаемая «реформа ислама» преподносится в качестве некой панацеи, которая позволит якобы «отсталому» исламу вписаться в новые реалии, где господствует верховенство прав и свобод человека.

Между тем, то насилие, от которого сегодня содрогается Земля, может прикрываться любыми благими идеями, но в действительности оно не отражает ни одну из них. Вспомним и о тревожном положении двух других мусульманских народов — уйгуров и рохинджа. Недавно в своей книге «Давайте мечтать: путь к лучшему будущему» на это призывал обратить внимание папа Франциск. Из этого усматривается, что те разговоры о «реформе ислама», которые позволяют себе представители политического истеблишмента и некоторых представителей иных религий, являются совершенно беспредметными. Кризисные явления современности коснулись всех мировых религиозных традиций без исключения. Здесь не может существовать никакой команды «хороших» и «прогрессивных», играющей против команды «плохих» и «отсталых». Любые попытки представить дело подобным образом — не более, чем бессмысленная демагогия.

Позитивные реформы, которые будут осуществляться на основании взаимоуважения, диалога, солидарности и гуманизма, необходимы всем религиям. Мы неустанно призывали к этому на всех наших мероприятиях, призываем и теперь — в дни тяжких испытаний, когда единство человечества насущно, как никогда.

Мы рады, что сегодня голоса солидарности раздаются со стороны наших братьев — христиан, иудеев, буддистов, и всех людей доброй воли. Рассматриваем это как позитивное предзнаменование того, что пандемия будет осознана человечеством как Божий знак, и она сподвигнет людей к подлинному единению на основании общих ценностей… К осознанию священности жизни и вторичности имеющихся разногласий… К эпохальной Встрече, которая станет надежным основанием мировой Культуры!

Московская Соборная мечеть, 10 декабря 2020 г.


10 декабря 2020

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку