Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Д-р Риай Татари Бакри: самое трудное – понять другого, реализовать – уже легче

Д-р Риай Татари Бакри: самое трудное – понять другого, реализовать – уже легче
Испанию принято характеризовать как светское государство, но таковым она стала относительно недавно, позже, чем ведущие европейские державы. Во Франции принцип разделения церквей и государства был закреплен в 190 году. В Германии - Веймарской конституцией 1919 года.

Испанию принято характеризовать как светское государство, но таковым она стала относительно недавно, позже, чем ведущие европейские державы. Во Франции принцип разделения церквей и государства был закреплен в 190 году. В Германии - Веймарской конституцией 1919 года. Испания стала светской лишь в 1978. До этого все испанские конституции, включая и конституцию Первой Испанской Республики (1873-1874), объявляли официальной религией католицизм.

На референдуме 6 декабря 1978 года 88% населения Испании поддержало проект новой Конституции страны. Ее 16-ая статья гласит: «1. Гарантируется свобода идеологии, религиозная свобода и свобода отправления культа, осуществляемые индивидами и их объединениями без каких-либо ограничений …. 2. Никто не может быть обязан объявлять о своей идеологии, религии и верованиях. 3. Никакая конфессия не может иметь характера государственной религии…»

Д-р Риай Татари Бакри, родившийся в Дамаске в 1948 году, был свидетелем того исторического события: он перебрался в Испанию в 1970 году, изучал медицину в университете Овьедо. Он был президентом Исламской комиссии Испании, президентом Союза исламских общин Испании, автором многих книг, в том числе «Открытие ислама. Книга для учащихся», «Вклад мусульман в мировую цивилизацию», «25 лет свободы», «Ислам и современная эпоха», «Молитва в Исламе», «Семья в Исламе».

31 марта религиозный деятель был госпитализирован. У него была подтверждена коронавирусная инфекция, в результате которой он скончался. Мусульманское общество Европы переживает большую утрату. В память о д-ре Риае Татари Бакри публикуется интервью, взятое на полях XV Международного мусульманского форума в Берлине 10 декабря 2019 г.:




- Уважаемый д-р Риай, свое выступление на форуме Вы посвятили государственно-церковным отношениям, рассказали о положительном опыте взаимоотношений мусульманской общины Испании и государственных структур. Ваши успехи впечатляют, но как и за счет чего удалось их добиться?

- Этот опыт, о котором я немного рассказал в своем выступлении, начал приобретаться, когда мы были еще совсем молодыми и только приехали учиться в Испанию из Дамаска. Это было поколение молодых людей, хорошо знавших религию и решивших: не надо оглядываться назад и держаться за прошлое. Не надо ориентироваться на то, что находится за пределами той страны, в которую мы приехали. Нужно посвятить себя мусульманской общине Испании, ее чаяниям. Мои друзья по университету, в целом представители того поколения, с кем я учился и с кем мне приходилось в те годы сталкиваться, оставили серьезный след в формировании и воспитании общины - они знали, как работать с людьми. Второй важный момент: мы все активно участвовали в общественной жизни страны. Например, я лично принимал участие в обсуждениях текста испанской Конституции, которая была принята в 1978 году. Она гарантирует всем религиозную свободу. Я был членом комитета, который разрабатывал закон «О религиозной свободе» (закон 7/1980 от 5 июля). Некоторые слова и выражения вошли в этот закон по нашему предложению. Например, мы предложили слово «община» (это наше предложение поддержали и иудеи), «имам» - вся работа по включению этих понятий в текст закона проходила в рамках этого комитета. Благодаря такой активной работе мы стали известны официальным властям, таким образом, наш опыт работы дал положительные результаты. Когда мы к ним обратились с просьбой о том, чтобы мусульмане были представлены в Консультативной комиссии по вопросам свободы вероисповедания Министерства юстиции, практически все выступили за, и только трое – против. После этого мы вступили в постоянный диалог с государством.



- Как он развивался? С какими-то трудностями вы столкнулись?

- Самое трудное – понять другого, реализовать – уже легче. Например, властям трудно было понять, что в исламе нет института священства, нет института духовенства, аналогичного тому, который существует в христианской церкви. В исламе имам – это обычный человек, у него нет особых полномочий и прерогатив. С этой точки зрения – понимания нашей специфики – трудности были. То есть необходимо было понять, в чем различия в организации мусульманских общин. А наши потребности? Они намного проще, их донести легче, чем все другие вопросы. Положительную роль сыграло то, что я являюсь членом Консультативной комиссии по вопросам свободы вероисповедания с момента ее создания. Мы работали сплоченно, бок о бок с представителями религиозных меньшинств и с католической церковью. Если бы не эта позиция, мы бы не смогли добиться каких-то результатов – провести с государством переговоры и, в конечном счете, подписать Соглашение о сотрудничестве с Исламской Комиссией Испании (Закон 26/1992 от 12 ноября).



- Этот закон можно считать основным, регулирующим отношения государства и мусульманской общины Испании?

- Да. Он остается очень важным, но в некоторых своих положениях он требует сегодня доработки и уточнений. В экономической сфере, например. Католическая церковь не имеет государственного финансирования, но она освобождена от уплаты подоходного налога. Кроме того, содержание зданий, которые являются частью культурного наследия, гарантированно финансируются государством. Граждане Испании могут делать добровольные пожертвования в пользу церкви, разрешённый размер этих пожертвований не должен превышать 0,7 % их налоговых отчислений в соответствии с их ежегодной налоговой декларацией. Мы, мусульмане, от Министерства юстиции не имеем никакой помощи. Хотя в соответствии с соглашением 1992 года мечетям и культовым сооружениям мусульман предоставлен благоприятный налоговый режим, а имамы приравнены к работающим по найму. Могут создаваться исламские образовательные центры всех уровней. Испанские университеты могут предоставлять помещения и выделять средства для организации курсов по исламу. Но когда мы только начинали работу в 70-80-е годы, в Испании было около 200 тысяч мусульман. Сейчас их почти два миллиона! Помимо имамов, необходим какой-то организационный аппарат. Второй вопрос – исламское образование, подготовка преподавателей по исламу. Несколько лет мы занимались этим вопросом и пришли к тому, что подписали соглашение с государством. Оно берет на себя решение этого вопроса.



- Вы постепенно, шаг за шагом, идете к тому, чтобы решить вои проблемы…

- Да, мусульманская община в Испании – мощная сила, если учесть, что это община сплоченная, официально признанная, с которой считается государство. Мы стараемся спокойно, последовательно представлять и отстаивать интересы и чаяния мусульман страны.



- История Ислама в Испании – это отдельная большая тема. О ней в России хорошо знают. Но как бы Вы охарактеризовали современный этап развития Ислама в Испании? Каковы его особенности?

- Если мы хотим увидеть правильную картину положения Ислама в Испании с учетом прошлой великой истории, то мы должны четко понимать, что в науке существует два основных направления. Одни считают мусульман колонистами, другие же говорят: Нет! Колонизации не было. Было очень плодотворное сосуществование, продолжавшееся больше семи веков – с начала VIII и до конца XV века. Мусульманская Испания открыла и дала Европе то знание, которой стало основой ее цивилизации, одарило европейцев переводами древнегреческих мыслителей, ученых, а арабы и берберы быстро ассимилировали. Одно направление представлял историк и политический деятель К. Санчес-Альборнос (1893-1984). Второе – филолог, историк и тоже политический деятель Америго Кастро (1885-1972). Он разработал концепцию сосуществования и взаимовлияния трех культур (христианской, мусульманской и иудейской), которая легла в основу многих исследований по истории и культуре прежде всего Аль-Андалуса (концепция «convivencia»). Сегодня ситуация меняется. Очень многие люди читают труды по истории, изучают исламскую культуру. Они бывали в Кордове, видели знаменитую мечеть этого города, которой уже больше тысячи лет, видели дворец Альгамбра. В какой бы район Испании вы ни отправились, вы везде найдете следы исламской культуры. Их сотни! Что касается нас, мусульман, которые живут в Испании уже десятки лет, то мы относимся ко всем гражданам страны как к нашим братьям. Каким бы ни был политический курс в стране, какими бы ни были политические воззрения, мы будем с властями сотрудничать на основе уважения и братства. Испанцы знают это. Когда в стране происходят какие-то насильственные, кровавые акты и ко мне обращаются с просьбой выступить по телевидению, я говорю: наши дети выходят на улицы из тех же домов, что и ваши. Наши дети играют на тех же игровых площадках, что и ваши. И люди понимают это. Понимают, что все эти насильственные действия не связаны с теми мусульманами, которые живут в Испании. И это нас чрезвычайно радует. Я надеюсь, чтобы в будущем произойдет еще большее сплочение испанского общества, что прекратятся разговоры о том, что этот человек - мусульманин, а этот - католик. Мы все граждане Испании, а наша вера – это уже наше личное дело.



- На форуме в Берлине мы видим, что умма Германии представлена очень разными организациями. Единства мусульман нет. Об Испании, судя по Вашим словам, такого не скажешь?

- В Испании на сегодня мусульманская организация одна. Напомню, что в 1989 году испанцы, принявшие ислам, создали Испанскую федерацию исламских религиозных обществ. В 1991 году студенты и специалисты, эмигрировавшие в Испанию еще в 60-70-е годы из стран Ближнего Востока и получившие испанское гражданство, создали Союз исламских обществ Испании. Эти две организации объединились в Исламскую комиссию Испании. Я являюсь ее главой. Мои представители работают во всех провинциях, с ними официальные власти на местах ведут диалог. Если необходимо принять какое-то решение, эти представители связываются со мной. В стране сейчас действует около 1300 мечетей. Четыре мечети в Сеуте, две - в Мелилье, четыре - в Малаге, две - в Мадриде, одна - в Валенсии и более тысячи небольших мечетей и молитвенных домов в индустриальных центрах и мелких городах. Мы стараемся не допускать того, чтобы мечети делились по национальному признаку. Если мечеть основали магрибинцы или сирийцы, то чтобы в них молились все - и алжирцы, и выходцы из Марокко, и из любой другой страны. Главная идея, которую мы стараемся донести до прихожан мечетей, до всех наших мусульман – ты поклоняешься Всевышнему и служишь на благо того общества, в котором живешь. Недопустимо, чтобы мечеть способствовала разъединению людей, чтобы она подчеркивала различия между ними, потому что разделение мусульман повлечет за собой и разделение общества. Слава Всевышнему, до сих пор нам удавалось проводить в жизнь эту идею!



- В Берлине обсуждается тема диалога религий в постсекулярном обществе. Насколько она важна сегодня и о чем бы Вы хотели подискутировать на следующем форуме?

- Я благодарен ДУМ Российской Федерации за приглашение принять участие в этом форуме. Я впервые на нем присутствую, и для меня лично было интересно узнать, с какими проблемами приезжают на подобные встречи мои братья-мусульмане, что их волнует сегодня. Я считаю, что мы на форуме очень продвинулись в налаживании диалога. Каждый имел возможность высказаться. Голос каждого участника, представителя каждой религии был услышан. То есть мы сделали шаг вперед навстречу друг другу ради общего блага. Я считаю, что в последнее время межрелигиозный диалог принял новый характер, особенно после того, как Папа Римский провозгласил открытость католической церкви. За последние 5 лет ситуация изменилась и в Испании. Мы участвуем в совместных с католической церковью проектах, касающихся защиты прав заключенных, интеллектуальных дискуссиях. Пока подобных акций не так много, но совместная работа уже идет. И наше искреннее желание – ее продолжать. Что касается будущих дискуссий, то я считаю, что сейчас важен диалог внутри мусульманский. Я был в России в сентябре прошлого года. Я видел, насколько хорошо российские мусульмане дисциплинированы, насколько четко и слаженно работают различные мусульманские структуры. Для нашего общего будущего важно сегодня наладить диалог между поколениями внутри общины. Мы исходим из того, что молодежь – основа общества будущего. От того, как налажен диалог внутри общины, зависит и состояние общества. Если мы едины, можно решить все проблемы. Сейчас мир открыт, но не надо копировать кого-то или подражать кому-то в арабских странах. Нам нужно посмотреть на самих себя, заняться самокритикой. Это сложно, потому что это требует определенного уровня воспитания. Если мое мнение не совпадает с вашим, то это не значит, что я должен вас ненавидеть, от вас отстраняться, вас обвинять. Противоположное мнение обогащает ваш собственный опыт. Поэтому, я повторяю, чтобы улучшить состояние внутри общины, нужно воспитание, нужен объективный взгляд на себя.

- Благодарю вас.

Беседовала Ольга Семина

сайт Мусульмане России



6 апреля 2020

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку