Пятница, 26 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Наша страна - не православное государство

Российские мусульмане не намерены считать себя "вторым сортом", говорит ректор Московского исламского университета Марат Муртазин


Марат Муртазин: 'В школе не должно быть никакой религиозной пропаганды!'

Со следующего учебного года, возможно, во многих школах появится новый предмет по истории религии. По каким учебникам будут учиться наши дети, кто будет им преподавать, будет ли изучение религии факультативным или обязательным предметом - все эти вопросы волнуют не только родителей, но педагогов, религиозных и общественных деятелей и журналистов. Редакция "НГ-религий" предлагает читателям познакомиться с двумя противоположными точками зрения на эту непростую проблему. Опозиции мусульман России по вопросам религиозного образования, а также о своем видении возникающих проблем, связанных с проводимой в стране образовательной реформой, корреспонденту "НГР" рассказал ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.

-Марат Фахрисламович, в связи с реформой светского образования в школах скоро появится предмет, рассказывающий об истории религии. Как вы к этому относитесь?

- Эта тема на протяжении последних лет является предметом достаточно острой дискуссии среди религиозных деятелей, светских педагогов и ученых. С одной стороны, школа сегодня не может обходиться без духовности (в широком смысле этого слова), с другой стороны, приход религии в российские школы - процесс очень не простой, а зачастую болезненный. Мусульмане активно участвуют в обсуждении этого вопроса в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, Комиссии по вопросам религиозных организаций при правительстве РФ и в различных рабочих группах, которые обсуждают проблему религиозного образования.

В 2005 г. в рамках Совета муфтиев России мы создали специальный Совет по исламскому образованию, который призван решать вопросы, не только связанные с развитием исламского образования, но и проблемы взаимоотношений между религиозными организациями и государственными органами управления образованием.

- Члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России заявили 1 июня о необходимости преподавания религиозных предметов в средней школе... Поддержал ли Совет муфтиев эту идею?

- На этом Совете председатель Союза муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что мусульмане против введения в школах предмета, в рамках которого дети будут изучать основы лишь одной религии.

Национальный и религиозный состав российского общества смешанный, не существует чисто православных или чисто мусульманских регионов. Поэтому речь должна идти о том, чтобы мы смогли дать представление нашим детям обо всех религиях, которые исторически распространены в нашей стране. Эта позиция поддержана всеми крупными религиозными общинами России, кроме Православной Церкви, которая имеет особое мнение по этому вопросу.

Но ведь задача состоит в том, чтобы дети в школах изучали историю и культуру разных народов России. Если завтра в школах введут Закон Божий, это приведет к тому, что изучаться будет только одна религия - православие. Но Россия не православное государство! Это демократическая страна, в которой равными правами пользуются все религии, в том числе и ислам.

- Как вы считаете, должен ли предмет по истории религии вводиться в школах в обязательном порядке?

- Государственная школьная система должна сама определиться, каким будет статус этого курса - обязательным или факультативным. Присутствие священнослужителя в классе для изучения истории религий не обязательно. Предмет должен вести светский педагог, объективно рассказывающий обо всех религиях. В школе не должно быть никакой религиозной пропаганды!

Если я, будучи мусульманином, приду в государственную школу, то, конечно, буду проповедовать ислам, поскольку моя задача - обучать религии. Но, безусловно, это недопустимо, поскольку для этого существуют, например, Московский исламский университет, мечеть или исламская воскресная школа.

Если взять в качестве примера Западную Европу, то необходимо отметить существенное различие. Во время уроков религии дети-христиане остаются в классах, а мусульмане могут уйти в мечеть или домой. Но ведь это касается мусульман-иммигрантов! В России же мусульмане не иммигранты, мы здесь живем исконно на протяжении всей истории страны. Российские мусульмане не намерены считать себя "вторым сортом". Это будет оскорблением наших религиозных чувств.

- Основной аргумент, приводимый представителями Православной Церкви против введения в школах светского предмета об основах религии, заключается в том, что он якобы носит атеистический характер. Что вы думаете по этому поводу?

- Сейчас мы говорим о том, что школа базируется на принципе равноудаленности от всех религий, а не о том, что она носит атеистический характер. Это принципиально! Нельзя навязывать учение только одной из религий в школах, где учатся дети разных национальностей, выросшие в семьях, исповедующих разные веры.

Те, кто утверждает, что нынешняя система образования носит атеистический характер и именно поэтому нужно вводить религиозные предметы, просто пытаются найти аргумент в свою пользу. Давайте зайдем в любую школу и убедимся, что это не так! Попытки подменить атеистическую пропаганду православной абсолютно неправомерны в современной школе. Школа должна оставаться светской, и это вовсе не значит, что если в школе нет предмета "Закон Божий", то дети вырастут бездуховными.

- Как вы считаете, к чему может привести введение в школах обязательного предмета "Основы православной культуры"?

- К сожалению, этот процесс уже начался. Это приведет к тому, что часть детей мусульман со школьной парты перейдет в христианство. К тому же не надо забывать, что в России велик процент смешанных браков, и если школа станет дополнительным фактором приобщения детей к православию, то наверняка дети из смешанных семей станут скорее всего православными.

В высшей степени некорректно говорить, что если в какой-то местности большинство населения исповедуют православие, то здесь надо преподавать только основы христианской культуры! Права меньшинства должны быть обеспечены везде, даже если в классе всего лишь один нехристианин.

- Должны ли представители разных вероисповедований участвовать в разработке курса по истории религии для школ?

- Обязательно! Более того, в учебнике по истории религий должны быть учтены мнения всех религиозных деятелей. Прежде чем вводить новый учебник, должен быть создан экспертный совет, включающий представителей традиционных российских религий.

- Должно ли государство поддерживать религиозное образование вне системы светских учебных заведений?

- Несмотря на то что религия у нас отделена от государства, значительная часть населения - люди верующие. Они нуждаются в духовной пище. Эти люди платят налоги, и поэтому государство обязано дать им или их детям возможность получать религиозное образование. Когда у человека "заболит" душа, он идет в церковь или мечеть, и государство не должно быть безучастным к тому, сможет ли он там найти "лекаря".

Для этого государство должно предоставить, например, налоговые льготы религиозным объединениям, занимающимся религиозным образованием. Почему бы государству не взять на себя оплату преподавателей, которые обучают будущих священнослужителей истории, философии и педагогике? И если мы хотим, чтобы священнослужители были людьми образованными, патриотами своего Отечества, то государство должно им помочь.

Между прочим, в Законе о свободе совести и о религиозных объединениях прописано, что государство может финансировать преподавание светских предметов в духовных учебных заведениях. К тому же за государством, которое раньше разрушало церкви, мечети и их

образовательные учреждения, остался неоплаченный долг.

Александр Петров. НГ-Религии

15 июня 2005 год.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку