Суббота, 04 Декабря 2021
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > ДУМРФ > Имам-мухтасиб Астраханской области Мухамед Кадеев: Услышать каждого

Имам-мухтасиб Астраханской области Мухамед Кадеев: Услышать каждого
В ноябре 2020 года Мухамед Кадеев указом духовного лидера российских мусульман председателя ДУМ РФ Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в духовном звании имама-мухтасиба был направлен в Астраханскую область по просьбе представителей местных мусульманских и татарских общин. О своей работе и планах на перспективу он рассказал пресс-службе ДУМ РФ.

– Мухамед-хазрат, какие задачи стоят сегодня перед Вами как имамом-мухтасибом?

– В каждом регионе России у мусульманской уммы есть свои достижения и свои проблемы. Есть «общие пункты», а есть своя специфика, свои особенности. Конечно, одна из важнейших задач – консолидация мусульманской уммы региона. Единение и братство мусульман завещано нам Пророком (мир ему). Увидеть и услышать каждого прихожанина – мой долг как имама. Важно наладить взаимодействие с представителями общин мусульманских народов, представителями властных структур, научным и культурным сообществами, СМИ, общественными организациями, представителями иных конфессий.

Знаковым в моей работе стало общение руководителем Общества татарской культуры «Дуслык» Анвером Ибрагимовичем Алмаевым. Это был по-настоящему плодотворный разговор. Мы обсудили вопросы взаимодействия, говорили о планах на будущее. Он очень тепло отзывался о первом заместителе председателя ДУМ РФ Дамире-хазрате Мухетдинове, который, как вы знаете,  был с визитом в Астрахани  11 ноября прошлого года.  Дамир-хазрат встречался с прихожанами Красной мечети, участвовал в обсуждении вопросов сохранности и реставрации исторических мечетей Астрахани, подготовки кадров для мусульманских общин и ведения государственно-конфессионального взаимодействия в обществе «Дуслык». Что важно, эта встреча прошла с участием начальника отдела по государственной национальной политике  администрации губернатора Астраханской области Олега Попова.

Важной для меня стала и беседа с депутатом Городской думы муниципального образования «Город Астрахань» Али Омаровичем Шарапудиновым. Отрадно, что есть взаимопонимание по ключевым вопросам. Намечены планы встреч с представителями общин.

В период пандемии Сovid-19 работа в интернет-пространстве – соцсетях, мессенджерах – является наиболее актуальной. Сегодня для меня очень важно изучение ситуации в регионе, ее анализ. Мы создали сайт, где размещаем наиболее актуальную информацию: о нашей работе, о событиях, а также материалы по исламским дисциплинам. Основным источником просветительских статей на сегодняшний день является энциклопедия, «Ислам в Российской Федерации»,  выпущенная ИД «Медина».  Мы даем актуальные новостные материалы, реагируем на события, касающиеся и затрагивающие законные права и интересы местных мусульман. В том числе, это неправомерное задержание мусульман – прихожан мечети в центре Астрахани 27 ноября 2020 года. Я открыто высказал свою позицию по этому  возмутительному факту, являющемуся проявлением беззакония и предвзятости по отношению к тем, кто исповедует ислам. На сайте есть материалы о других вопиющих инцидентах – об актах вандализма в отношении памятников татарскому поэту Габдулле Тукаю и ногайскому ученому Абдулхамиду Джанибекову в Астрахани, имевших место 11 декабря 2020 года. Мы говорим о позиции ДУМ РФ по поводу этих совершенно неприемлемых для здравомыслящих людей действиях. Конечно, на сайте мы пишем не только о таких негативных вещах. Здесь представлена очень интересная информация по нашему региону – исторические сведения по Астраханской области, средневековому Хаджи-Тархану, о выдающихся личностях, которые проживали и сейчас проживают в регионе. Я познакомился с доцентом Казанского (Приволжского) федерального университета  доктором исторических наук Мариной Маратовной Имашевой. Она написала немало интересных статей по истории астраханских мусульман, астраханских мечетей. Эти материалы с разрешения автора мы также размещаем на нашем сайте.

Большое значение я придаю исламскому просвещению. В Астрахани более 30 мечетей, и, конечно, в них есть имамы. Однако,  сегодня взгляды людей начиная от детского и подросткового и до среднего возрастов направлены в интернет. Оттуда они черпают информацию. Иногда недостоверную или просто лживую, а это уже путь к развитию крайних взглядов. Поэтому для нас одна из важнейших задач – качественный контент. Это – и исламское просвещение, и профилактика радикализма. Мы планируем расширять работу в интернете – публиковать проповеди, лекции, прямые эфиры встреч и просветительских бесед. Очень важно, что налажена обратная связь – отвечаем на вопросы, разбираем сложные ситуации, даем разъяснения, публикуем «злободневные» материалы. Общаемся с прихожанами постоянно. Могу сказать, что контакт с уммой налажен. Как только эпидемиологическая ситуация позволит, конечно, будет гораздо больше непосредственного общения с нашими прихожанами, «живого контакта».

– Какие вопросы задают прихожане? Что их интересует?

– Много вопросов по мусульманской практике, вопросов по фикху, о том, как бытовые ситуации разрешить с точки зрения норм шариата. Даем квалифицированные ответы. Очень востребована социальная тематика. В частности, много вопросов по социально-благотворительной деятельности. Пандемия внесла жесткие коррективы в жизнь многих людей. Разорились предприятия, снизились многие экономические показатели и упал уровень жизни. Я рассказал нашим прихожанам о масштабных благотворительных акциях, проходивших по благословлению духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина под эгидой ДУМ РФ, – «Рамадан Керим» и «Курбан Керим». Для них это было настоящим открытием. Я их заверил, что теперь с образованием религиозной организации под юрисдикцией ДУМ РФ, малоимущие люди, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, станут участниками благотворительных программ ДУМ РФ, получат поддержку и помощь. Такую помощь в этом году получили все нуждающиеся в регионах, где есть духовные управления, мухтасибаты и мусульманские общины под юрисдикцией ДУМ РФ, – от Калининграда до Владивостока. И это не только мусульмане, но и православные, католики, иудеи, представители иных конфессий.

– Мухамед хазрат, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я родился 6 августа 1997 года в селе Белозерье Республики Мордовия. Это одно из самых больших татарских сел в России с крепкими мусульманскими традициями. В селе нашем восемь мечетей. В моей семье все верующие мусульмане. Девять классов окончил в сельской школе, а затем решил продолжить образование в Альметьевском исламском медресе им. Р.Фахреддина (Республика Татарстан). В этом медресе тогда уже учился мой старший брат Салих. Я окончил Альметьевское медресе и получил квалификацию: «Имам-хатыб, преподаватель арабского языка».  В настоящее время я студент заочного отделения Московского исламского института по специальности «теология», окончил бакалавриат Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (2015-2019 годы). Учился  по правительственной программе подготовки специалистов с углубленным  знанием истории  и культуры ислама. В настоящее время учусь в магистратуре Восточного факультета СПбГУ по специальности «исламоведение», по профилю «История и культура ислама». Как и все студенты МИИ, проходил учебную практику – выполнял обязанности имама в соборной мечети Архангельска. В декабре 2017 года как студент МИИ принимал участие во Всероссийской олимпиаде по исламским дисциплинам в Казани. В мае 2018 года по направлению МИИ принимал участие во Всероссийском конкурсе алимов в Хасавюрте (Республика Дагестан).

– У Вас, несмотря на молодой возраст, хороший опыт руководящей работы. Вы были имамом-мухтасибом Краснодарского края.

– В 2019-2020 годы по направлению  муфтия шейха Равиля Гайнутдина я служил имамом-мухтасибом в Краснодарском крае. Это были полтора года очень эффективной работы. Я получил огромный опыт общения с прихожанами, опыт выстраивания диалога с представителями муниципальных властей, с госструктурами, с силовиками и правоохранителями. Мы зарегистрировали мусульманские общины в Анапе, Апшеронске, Белореченском районе –  всего пять местных религиозных организаций мусульман.  Очень тепло меня приняли представители Татарской национально-культурной автономии Краснодара. Мне предоставили жилье, предоставили всю информацию, поддержали в плане налаживания государственно-конфессиональных отношений. Началась активная деятельность по консолидации мусульманской уммы. В период пандемии – весна-лето 2020 года – Краснодарским мухтасибатом, который я возглавлял, была организована активная просветительская деятельность в соцсетях: тематические лекции по исламским дисциплинам, проповеди.  Проводили прямые интерактивные эфиры, отвечали на вопросы. Кроме того, прихожане, находясь в режиме самоизоляции, изучали основы ислама и арабский язык, используя видео-лекции и беседы, которые ежедневно можно было увидеть  на официальных информационных ресурсах ДУМ РФ. Часть наших прихожан – МРОМ города Краснодар, МРОМ города Сочи «Ясин» и представители дагестанской диаспоры активно включились в волонтерскую работу. Раздавали продукты питания одной из самых слабозащищенных категорий населения – пожилым одиноким пенсионерам. В тот период проходили интересные значимые встречи. В частности, в июле 2020 года, вместе с полпредом  председателя ДУМ РФ  в Южном федеральном округе имамом-мухтасибом Донского мухтасибата Наилем Кулахметовым мы присутствовали на торжественном мероприятии по случаю Дня демократии и национального единства Турции в генконсульстве Турецкой Республики в Новороссийске. Беседовали с генконсулом Фыратом Байаром, который  выразил искреннюю заинтересованность в сотрудничестве.

– Сегодня Вы продолжаете активную научную работу?

– В ноябре прошлого года выступил с докладом на VII Всероссийской научно-практической конференции «Фахретдиновские чтения» «Исламская богословская мысль в России: опыт изучения и перспективы», проходившей в онлайн-режиме. В том же месяце принял участие в научно-практической конференции с международным участием «Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем (Экопром-2020)». В этой связи хочу отметить, что в наших планах активная научная  и просветительская деятельность. И это не только мактабы и воскресные школы для взрослых и детей, организация курсов и  лекций.

Астраханская область – регион с невероятно богатой историей и культурой. В плане истории ислама, истории  взаимоотношений представителей разных конфессий, истории тюркских народов, истории  государственности на территории  России, истории развития дипломатических отношений, мусульманской культуры и архитектуры, литературы. На этой земле даже находят артефакты, относящиеся к древнеегипетской цивилизации, которые, как предполагают,  попали сюда в годы правления хана Узбека, когда были налажены добрые отношения с мамлюкским Египтом. Все это требует изучения и не однобокого, с позиции одного народа и его исторического нарратива, а исторически объективного и со вниманием ко всем историческим и культурным пластам. Планируем проводить научно-практические конференции, симпозиумы, приглашать ученых мирового уровня как отечественных, так и зарубежных. И, конечно, будем готовиться к славной дате – 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. Планируем проведение лекций, курсов, приуроченных к этой дате, конференций. Думаем также о проведении исторической выставки и подготовке тематической полиграфической продукции. В этой деятельности для нас очень важна постоянная и всемерная поддержка ДУМ РФ.

Сайт Мусульмане России


4 февраля 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Польза Мавлида и порядок его проведения.  Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон" Польза Мавлида и порядок его проведения. Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"
Расписание намазов
04 Дек. 2021 фаджр6:36 шурук8:39 зухр12:21 аср13:44 магриб16:00 иша17:56
В Москве 01:47