Те кто ездил в последние годы на поезде в Казань и подъезжал к столице Татарстана минут за 20-25 и смотрел в окно не мог не видеть (с правой стороны по ходу движения) мечеть и минарет построенные в лесочке состоящем из вековых ветвистых лип рядом с железнодорожной платформой «Обсерватория». Это, пожалуй, единственная мечеть, которая видна из окна вагона поезда на всем протяжении пути от Москвы до Казани.
Мечеть и сам поселок находится в прекрасном месте. С одной стороны протекает широкая в этом месте с многочисленными островами великая река Волга, с другой на многие километры простирается огромный смешанный лес. Сюда еще в дореволюционные времена приезжали на отдых известные богатые казанские обитатели. До сих пор еще сохранились деревянные купеческие дома на горе в сосновом бору, на открытых верандах которых они распивали чаи, любовались сверху видом на Волгу и на заливные луга с многочисленными озерами. Но не забывали они и о духовном. Для обслуживавших их прислуги и рабочих ими была построена небольшая деревянная мечеть, от которой позднее не осталось и следа.
Но потребность в молитвенном помещении была даже в так называемые «застойные годы». Некоторые люди сетовали, что негде справлять религиозные обряды и совершать намаз и поэтому во время религиозных праздников, которые конечно отмечали, ходили молиться на кладбище и в дома отдельных верующих.
Я знал несколько человек, которые еще в те времена усердно молились дома, а по пятницам ездили в казанскую мечеть Марджани, единственную не закрытую тогда в городе, на пятничный намаз. И сейчас помню наиболее усердных в вере троих жителей поселка. Это «Халик бабай», участник революционных событий и попытки водружения полумесяца на башню Суюмбеки в Казанском кремле. Рахимжан Шамгунов, светловолосый и голубоглазый, говоривший на мишарском диалекте татарского языка, настоящий подвижник веры в поселке и один из самых лучших знатоков веры и пользовавшийся наибольшим уважением всегда до самой кончины всеми жителями поселка. И сейчас некоторые уважаемые люди считают своим долгом почитать молитву над его могилой, помня, сколько он сделал для веры укрепления среди местных жителей. И мой дед Мустафа Муртазин, которого больше всего помню читающим намаз в большом деревянном доме в тишине под тиканье нескольких настенных часов (которые он собирал). Намазы он не пропускал, особенно в последние годы жизни, и, потому как ни приду, большей частью заставал его за этим богоугодным занятием. Тогда я, молча сидя на пороге, если он был дома один, ждал окончания намаза, ведь он не мог себе позволить оторваться от молитвы. Их всех троих считали за честь пригласить на какие-нибудь религиозные обряды. Но не все дожили они до того времени, когда власти разрешат строительство мечети и молиться в ней. Двое умерли раньше и только Шамгун-бабай (Рахимжан Шамгунов) дожил до этого времени и, как и ожидалось, воодушевленный принял активное участие в начале строительства мечети, несмотря на пожилой возраст.
В Уфу, где тогда находилось духовное управление мусульман за разрешением на строительство мечети в 1991 году ездил Халиллулин Карибулла Халилулович. Средства на строительство собирали у народа, а также были отдельные спонсоры. Перечислю некоторых – это директор совхоза «Овощевод», завод Медаппаратуры в Казани, совхоз «Юдинский», занимающийся разведением птиц, а также турок Нежметдин эфенди, внесший 2 тысячи долларов.
В этом же 1991 году начали и строительство. Фундамент копали вручную: Халиллулин Карибулла Халилулович, Рифкат Гарифуллович Гафиатуллин, бывший директор обсерваторской средней школы и коммунист, Шамгунов Рахимджан, Зарипов Хабибрахман, Гатин Латып, Муртазин Талгат Мустафеевич, Мухаметшин Халит, Насыбуллин Зуфар Ренатович, Мухаметзянов Шакирзян, которые в большинстве своем участвовали в организационных мероприятиях и при самом строительстве мечети. Строительным материалом решено было, должен был быть белый силикатный кирпич, на этом особенно настаивал Нежметдин эфенди, чтобы не подожгли. Кроме того, он подтвердил свой довод взносом еще большей суммой денег. Впрочем он еще не один раз вносил деньги на строительство мечети.
Кладку делали строители МСУ казанской железной дороги. Строителей ежедневно кормили местные жители, даже пироги им специально пекли. Крышу покрыл Андрей Вилисов, местный житель. В первоначальном варианте минарет хотели выстроить с центра крыши как это традиционно делается в татарских мечетях. Но Нежметдин Эфенди вновь сказал свое веское слово, что не хотел бы и его построить из дерева и посредине крыши, предложив еще денег, чтобы хватило их на отдельное строительство минарета у входа, что было и сделано. Но, к сожалению, при окончании кладки стены минарета треснули, его пришлось разобрать и вновь построить.
Наконец, и мечеть с минаретом была построена. 8 октября 1994 года состоялось торжетсвенное водружение полумесяца на минарет и открытие мечети, при большом количестве народа, а также приглашенных специально на это мероприятие высоких гостей, среди которых находился Марат Абдурасулович Мулюков, историк и общественный деятель, один из организаторов и первый президент Всетатарского общественного центра.
Так вот свершилась мечта многих верующих иметь свою
мечеть в поселке с населением в количестве 2547 жителей, из которых 34% татар
(на
В этом году исполнилось ровно 15 лет с начала строительства мечети и столько же лет возглавляет мусульманскую общину поселка (имам-хатыб?) мулла Халилуллин Карибулла Халилулович.
Мне хочется поздравить всех мусульман поселка с этой круглой датой и рамазаном, наступлением священного месяца, и пожелать им всем крепкого здоровья, Милости Всевышнего и Его Благословения.
Муртазин Фарид