Суббота, 04 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Интервью с имамом-хатыбом финской общины

Ислам в стране озер. Татаро-мусульманская община Финляндии

Мало кому известно, что в стране многочисленных чистых озер и вековых лесов, в крае размеренности и стабильности, на земле северных сказок и белых оленей – в Финляндии - уже больше века живет небольшая татаро-мусульманская община. И тем более удивительно, что за столь долгое время пребывания в стране, где господствует иная культура и религия, они смогли сохранить свои традиции, национальную и конфессиональную идентичность.

У них два родных языка – финский и татарский, а про себя они так и говорят: «Мы – финские татары». О том, как они живут нам рассказал имам-хатыб финской татаро-мусульманской общины Рамиль Беляев.


- Насколько велика ваша община?

На сегодняшний день численность татаро-мусульманской общины составляет 800 человек. По российским меркам, конечно, немного, но по финским – вполне нормально. Это реальная община, с реальными членами и реальным правлением.

- А какова история ее появления?

Если сделать небольшой исторический экскурс, то нашей прародиной является Нижегородская губерния. Наши предки, занимавшиеся коммерцией, поначалу ездили из своих деревень на Нижегородскую ярмарку, затем начали вести дела в Санкт-Петербурге. В 1873 году была построена дорога из северной столицы в Великое княжество Финляндское, которое было тогда частью Российской империи. Татары начали по торговым делам наведываться и туда.

Революция 1917 года и отделение Финляндии от России перерезало и закрыло границы. Кто смог из наших предков, вывез из советской республики семьи и обосновался на новой родине. Самой большой численности финская татаро-мусульманская община достигла в 1940-е годы – порядка 1000 человек.

- Правда, что вы единственные, кто имеет в Финляндии в собственности мечеть?

Да, это так. Наша мечеть была построена татарами в 1944 году в городе Йарвенпаа в 40 км от Хельсинки. Долгое время она считалась самой северной мечетью. Это отдельно стоящее здание с куполом и полумесяцем. Это, в общем-то, не характерно для Финляндии.

Другим мусульманским общинам дешевле снимать помещения. Таких арендованных достаточно больших молельных комнат около 10 в столице страны Хельсинки и более 30 по всей Финляндии.

Мечеть татарской общины довольно большая, поэтому часть помещений мы сами сдаем в аренду, а поступающие средства идут на духовные и культурные нужды общины.

- А какова общая численность мусульман в вашей стране и выходцами из каких стран они представлены?

До конца восьмидесятых годов татары были единственными мусульманами в стране. Сейчас же официальное количество приверженцев Ислама по данным финского правительства – 40 тысяч человек, большинство из них - беженцы, спасавшиеся от войн, или трудовые мигранты.

Сейчас умма Финляндии многонациональна и включает выходцев из Сомали, турок, арабов, боснийцев, иракских курдов. Мы - татары - являемся одной из самых малочисленных групп мусульман, выраженных этнически. Однако повторюсь, еще двадцать лет назад татары являлись единственными представителями Ислама в Финляндии.

- В каких вы отношениях с другими мусульманскими общинами?

У нас дружеские взаимоотношения со всеми мусульманами. Мы встречаемся на различных форумах, общаемся, делимся опытом пребывания среди финнов, ведь у нас есть 130 лет опыта проживания в этой культуре. Этим богатством мы делимся с нашими братьями, чтобы они могли реализовать себя и как мусульмане, и как часть финского общества, чтобы они смогли интегрироваться в новую для них культурную среду.

- Почему же тогда финское татаро-мусульманское общество не входит в созданную недавно Шуру?

Тому есть несколько причин. Шура – Совет мусульман Финляндии - был создан при помощи финского правительства, которое стремится активизировать и объединить мусульманские общины, дать им пространство для деятельности.

Нужен был орган, который бы представлял интересы мусульман. Но никакого давления со стороны государства, конечно, не было. Исламские организации сами пришли к выводу о необходимости создания такого органа.

В Шуру вошла 21 община, но это организации недавних эмигрантов, у которых другая ментальность. Татары же жили в стране с самого начала и совместно с финнами строили ее государственность и независимость.

Мы стремимся сохранить в своей среде не только Ислам, но также язык и культуру. Поэтому, если бы мы взвалили на себя общемусульманские проблемы, сил на сохранение национальной культуры просто бы не осталось. Но еще раз подчеркну, мы поддерживаем тесные взаимоотношения с другими исламскими организациями.

- А насколько трудно татарам было сохранить в Финляндии свою культуру?

Здесь сыграла большую роль закрытость границ и большое желание татар сохранить свою культуру и свой менталитет. Наши деды разговаривали дома только на татарском языке, у них была своя татарская школа, и до сих пор в нашей мечети проповеди читаются исключительно на татарском языке, ведутся масштабные работы, чтобы сохранить свою культуру, язык и обычаи и, в первую очередь, религию.

Конечно, бывают в последнее время межэтнические браки. Но если финка выходит замуж за татарина, она принимает Ислам.

- Поддерживают ли финские татары связь со своей исторической родиной?

Конечно. Сам я выходец непосредственно из Нижегородской области, уехал в Финляндию в 2004 году. Нижегородчина - это наша историческая родина, здесь живут наши родственники, друзья, знакомые. Нас приглашают на татаро-мишарские мероприятия, которые проводятся в Нижнем. И для нас большая честь принимать в них участие.

Беседовал Алексей Старостин

Ислам.ру


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку