Мы предлагаем вниманию читателей цикл статей, в которых использовались материалы книги «Аль Тасаввуф ва сулюк» Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбанди-Муджаддиди.
Культурные традиции мусульман Волго-Уральского региона неразрывно связаны с распространением суфизма на этих территориях. Со времени написания поэмы Кул Гали «Кысса-и Йусуф» (1212-1233 гг.) и влоть до масштабной религиозно-духовной и культурно-просветительской деятельности Зейнуллы-ишана Расулева (1835-1917 гг.), суфизм продолжал оставаться очень важной частью духовного багажа большинства мусульман Поволжья и Урала. Об этом в своих работах пишут и Хамид Алгар, профессор Калифорнийского университета (США) и наш соотечественник, кандидат философских наук Ильшат Насыров. На этот факт уместно обратить внимание ещё и потому, что в наше время у многих людей сложилось неверное понятие об ильми-тасаввуф, как принято называть суфизм в богословской среде . Многие полагают, что это нечто за рамками Корана и Сунны. И заблудшие псевдо-суфии и некоторые недалёкие богословы (улемы) одинаково придерживаются этой ошибочной точки зрения, хотя и находятся на противоположных концах всего спектра мнений о суфизме. В результате, первые избегают следования Корану и Хадисам, а вторые – отвергают тасаввуф. На самом же деле, несмотря на то, что определение ильми-тасаввуф, как и многие другие распространённые в наше время религиозные термины, стало общепринятым в более поздний период, тем не менее оно обозначает отрасль знания, которая является неотъемлемой частью Шариата.
Для доказательства ильми-тассаввуф по Шариатау, существует три аргумента (далиля).
Аргумент первый
Всевышний говорит в Коране: «Воздержитесь от грехов явных и скрытых» (6:120). Этот аят объясняется следующим образом в тафсире Хазин: «Существуют грехи явные, которые совершаются частями тела человека и грехи скрытые, которые совершаются сердцем и душой». Поэтому, действия людей делятся на три вида.
Во-первых, это внешние действия, связанные с частями тела человека. Например, еда и питьё, зрение, движения и т.п.
Во-вторых, это действия внутренние, сокровенные, связанные с сердцем и душой человека. Например, упование на Аллаха (таваккуль), боязнь Его гнева и т.п.
И в-третьих, это действия, связанные одновремнно и с внешней и с внутренней стороной человека. Например, совершение намаза, поскольку его можно совершать внешне безупречно, но при этом неискренне.
Внешние действия имеют духовную связь (нисбат) с областью знаний, называемой ильми-каль или фикх, внутренние действия имеют связь (нисбат) с областью знаний, называемой ильми-халь или тасаввуф. В подтверждение всего вышеизложенного приводятся следующие хадисы.
В другом хадсе говорится о том, как после похорон хазрата Умара р.а., хазрат Абдулла ибн Умар р.а. сказал в маджлисе сахабов: «сегодня мы потеряли девять десятых Знаний (ильма)». Часть сахабов выразили недовольство этими комментариями. Когда хазрат Абдулла р.а. пояснил, что он имел в виду не знания о явном (т.е. фикх), а сокровенные знания (т.е. тасаввуф), сахабы согласились. Тот факт, что их вполне удовлетворил такой ответ, подтверждает истинность изложенного, поскольку сахабы кирам никогда бы не согласились с чем-либо, противоречащим Шариату, у них на этот случай всегда были «обнажённые сабли».
Поэтому многие из сахабов, когда их спрашивали что-либо о религии, отсылали спрашивающих к табиинам. Например, хазрат Аннас ибни Малик р.а., отсылал спрашивающих к табиину Хасану Басри р.а., со словами «он знает лучше, а мы забыли». И это является безусловным доказательством того, что все сахабы р.а. получили мощные знания и фаиз ильми-халь, в то время как поколение табиин по сравнению с сахабами в этом вопросе были, как лампа против солнца. Можно представить себе уровень веры и таваккуль (умения полагаться на Всевышнего) сахабов по следующему хадису.
Хазрат Алли р.а. сказал : «Если я увижу рай (джаннат) или преисподнюю (джаханнам) собственными глазами вы не сможете заметить никаих изменений в моей вере».
И об хазрате Абубакре Сиддык р.а. рассказывала его жена р.а.: «Он имел такой высокий уровень духовности по сравнению с другими людьми не потому что держал пост (уразу) и молился, но из-за его упования на Всевышнего (таваккуль) и постижения сердцем истины (маарифат)»
Вот это и есть маарифати-йакин который называется ещё ильми-халь или тасаввуф. Невозможно получить этот вид знания из книг. Для этого нужно избавиться от нафса, то есть вредных привычек своего эго, своей плотской души. Хасан Басри р.а. говорил: «Мы обрели знания по ильми-тасаввуф не в дискуссиях и разговорах, а лишь только избавившись от роскоши и всего мирского (дунья)».
Всё вышесказанное подтверждает, что источники знаний ильми-каль и ильми-халь берут начало в океане нубуват (пророческой миссии).
(продолжение следует)
© Равиль Таджуддин