Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется шариатом — систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предполагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир.
Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)
Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфарой; чистой водой.
В омовении и обмывании участвуют не менее четырех человек. Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Жена может обмывать тело своего мужа.
Саван (кафан)
Вариат запрещает хоронить умершего в одежде. Согласно традициям тело умершего необходимо окутать саваном, который изготавливается из белого полотна или ситца. Саван для мужчин должен состоять из трех частей: лифофы – ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); изора – куска ткани для окутывания нижней части тела; камиса – рубахи до колен обыкновенной.
Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены – муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.
Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, – в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие – покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.
Погребальная молитва (джаназа)
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются рукны (коленопреклонения) и сажда (падение ниц). Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто?то должен или был в споре с ним) и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
Похороны
Умерших масульман не кремируют. Кремация по мусульманской похоронной традиции сравнивается со страшной карой – «горением в аду».
Согласно шариату рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Хоронить умершего рекомендуется на ближайшем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. В могилу тело опускается ногами вниз. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана, который в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву; айят из Корана, который в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены в сторону Мекки. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного).
Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещено.
Оплакивание умершего
Плач по умершему ислам не запрещает, но оплакивания заменяет заупокойная молитва. Однако строго запрещается оплакивать громко. В мусульманстве считается, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.
По шариату, траур по покойному – первые три дня.