Интервью с доктором шариатских наук профессором Мухаммадом Хассаном Ибрахимом Авадом, деканом шариатского факультета Дамасского университета, членом Совета по фикху при Министерстве вакуфов Сирии.
– Уважаемый профессор, Вы приняли участие в Международном симпозиуме по фетвам. Поделитесь своими впечатлениями.
– Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Безусловно, этот симпозиум крайне важен и проведен очень своевременно. Он является ясным доказательством важности сотрудничества мусульман различных стран в области разработки и принятия фетвы.
Я убежден, что фетва объединяет умму и предотвращает ее раскол. Фетва позволяет осуществить в реальной жизни нормы шариата, упрочивает его основы, разъясняет основные догматы нашей веры. Правильная фетва закрывает двери насилию, экстремизму. Правильная фетва отдаляет нас от авантюрных, противоестественных, аморальных поступков. Поэтому мы, мусульмане, нуждаемся в такого рода встречах для взаимной поддержки и для утверждения фетвы как нашей юридической обязанности.
– На симпозиуме речь шла в том числе и о новаторских методах при разработке фетв. Было сказано и о том, что фетва – это воплощение инновации…
– Да, но под новаторством, инновациями и обновлением не подразумевается обновление религии. Вовсе нет. Обновление в разработке и принятии правовых постановлений означает, что мы обращаемся к какой-то современной проблеме, которой раньше не стояло в обществе, и ищем пути ее правового решения. Например, суррогатное материнство. Или пересадка органов. Раньше таких проблем не существовало. Сейчас они стоят на повестке дня, и мы не можем от них отмахиваться и говорить: «Нет! Это недопустимо, это неприемлемо». Раньше правоведы бы сказали, что это харам, сегодня мы должны дать грамотное, научно обоснованное правовое решение этим проблемам.
– «Фетва и вызовы эпохи» – так назывался Ваш доклад, с которым Вы выступили в Москве. Какие вызовы современной эпохи, на Ваш взгляд, наиболее опасны для мусульман?
– Самая главная опасность – неправильное, ошибочное понимание постулатов религии, любой религии, будь то ислам, христианство или иудаизм. Неправильное понимание Божественного послания порождает войны и смуту, радикализм и экстремизм, разного рода отклонения и крайности. Это первое. Вторая опасность – это отдаление от благочестия и набожности. Набожность держит человека в рамках благонравия, морали, нравственности и добродетели. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, я был послан, чтобы улучшить их мораль высокой нравственностью». Все пророки были высоконравственными людьми.
Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас ислам в качестве религии». Наша вера базируется на принципе «нет принуждения в религии». В богослужении и обрядах у мусульман, принадлежащих к различным мазхабам, существуют особенности, но наши моральные нормы – едины, они всеобъемлющи. Сегодня во всеуслышание говорят о гомосексуализме. Этого не приемлет ни одна религия, и мы, мусульмане, говорим ему «Нет!», потому что это путь к уничтожению человечества, к появлению болезней, разложению нравственности.
– В таком случае, что должны делать религиозные лидеры, мусульманские ученые, чтобы противостоять этим угрозам?
– Главная задача ученого – это исправление своей собственной души. Это наш долг, наша обязанность. Нужно совершенствовать свою душу. Во-вторых, ученый должен быть близок к людям, он должен знать их реальную жизнь, понимать, что их волнует, иначе он будет просто смешон. Наконец, он должен использовать все возможные средства и методы, которые способствовали бы установлению норм шариата и служили бы интересам уммы. Делать это нужно без нажима, без принуждения, без давления на людей, чтобы не возникло антипатии и неприязни.
– Между сирийскими и российскими мусульманами – давние и очень крепкие связи. Как бы Вы оценили нынешний уровень развития наших отношений?
– Сотрудничество на современном этапе осуществляется исходя из тех целей, которые ставит перед собой Научный религиозный совет Сирии. Он включает в себя представителей всех мазхабов, всех религиозных общин страны. Между ними нет разногласий, потому что их цель – это, во-первых, интересы нашего государства и, во-вторых, реализация принципов шариата. В рамках симпозиума у нас прошла встреча с уважаемым муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Эта встреча продемонстрировала единство целей мусульман России и народа Сирии. Эта встреча стала подтверждением того, что российские мусульмане – вместе с сирийским народом, его руководством. Мы, сирийцы, обрели безопасность и спокойствие, во-первых, благодаря тому, что была одержана победа над террористическими группировками, и во-вторых, благодаря тому, что рядом с сирийской армией все это время находилась российская армия, которая помогла очистить нашу страну от террористов, которые сеяли раздор между людьми, несли разрушение и насилие.
Своим пребыванием в Москве на этом симпозиуме мы, сирийские мусульмане, говорим миру, что Божественное послание нас всех объединяет. Божественное Послание адресовано всем людям, исповедующим разные религии. Мы говорим, что ниспосланное Всевышним Аллахом Послание – всеобъемлюще. В Священном Коране сказано: «Хвала Аллаху, Господу миров». Миры – это и наш с вами мир, разнообразный, представленный людьми разных национальностей и этнических групп, и этот мир во всем его многообразии – един. Ислам – это религия для всех людей.
Я хочу пожелать мусульманам России процветания и благополучия, чтобы Всевышний удовлетворил их нужды, примирил их сердца, чтобы Он сделал их примером цивилизационного, культурного научного развития для немусульман. Задачи, стоящие перед российскими мусульманами, – сложнее, чем у мусульман, живущих в других частях исламского мира. Вы живете в окружении немусульман. Они по вам судят об исламе. Поэтому вы, следуя в своих помыслах и делах за нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), должны быть образцом праведности и милосердия.
– Благодарю Вас.
Беседовала Ольга Сёмина