Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Рафик Фаттахетдинов: Ни перед каким делом страха нет, только перед Всевышним!

Рафик Фаттахетдинов: Ни перед каким делом страха нет, только перед Всевышним!
Рафик Анварович Фаттахетдинов – многолетний соратник Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации – Управляющий делами ДУМ РФ. Накануне 50-летнего юбилея одного из самых опытных российских деятелей в области мусульманской инфраструктуры и управления имущественными вопросами мусульманских организаций мы побеседовали с ним о впечатляющем пути служения Исламу и российской умме.

– Уважаемый Рафик Анварович, на протяжении многих-многих лет я вижу Вас рядом с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Когда Вы начали с ним работать? И помните ли Вы, когда впервые пришли в Московскую Соборную мечеть?

– Да, конечно. Я рос в религиозной семье, в которой соблюдали все каноны ислама, чтили религиозные традиции, отмечали все религиозные праздники. Но в мечеть меня впервые привела мама, мне было тогда 14 лет. Вообще я отметил бы роль матери в религиозном воспитании детей. Находясь в тесном контакте с ребенком, именно мама прививает ему религиозность. От отца я получил уроки уважительного отношения к старшим, вообще к людям. Получил уроки доброты, умения находить контакт с людьми разного социального положения и статуса, входить в их проблемы, помогать им, если это необходимо. Любовь к спорту – тоже от отца. Я с юных лет занимался классической борьбой, в 16 лет стал мастером спорта СССР. Тренировался постоянно, но пост держал с 14 лет. Вместе с родителями.

Я хорошо помню бабушку по маминой линии – она владела арабским языком, читала намаз. Когда мы к ней приходили, она объясняла мне, как совершать намаз, писала наши с братом имена по-арабски, мы за ней писали следом. Я переписывал бабушке аяты из Корана, хотя арабского не знал, но копировал арабскую вязь, и бабушка меня хвалила – у меня красиво получалось. К ней часто приходили люди, она читала Коран и давала людям листочки с аятами из Корана как обереги, их клали детям под голову.

Дед привил мне навыки к чисто мужским делам, от него я получил первые мужские подарки – велосипед, часы. Отец учил водить мотоцикл, автомобиль – все это я с благодарностью вспоминаю до сих пор.

В 1994 году я поступил на работу в Духовное управление мусульман. Год учился в медресе при Московской Соборной мечети. Неоднократно проходил курсы повышения квалификации. Но могу сказать определенно: находясь рядом с муфтием, ты фактически проходишь курс обучения медресе. Разного рода мероприятия, на которых присутствует муфтий, совершение обрядов, посещение меджлисов, чтение Корана – ты все впитываешь как губка. От муфтия ты получаешь и религиозные знания, с его помощью постигаешь и сам дух религии.

– Получается, что Вы рядом с Муфтием почти 3 десятилетия. Не Вы один, а целая команда – команда единомышленников. Что, на Ваш взгляд, ее отличает? Трудно ли работать под началом уважаемого Шейха?

– Спасибо за вопрос. На мой взгляд, самое главное – муфтию удалось сплотить вокруг себя людей. Получилась действительно команда. Трудно ответить, что ее отличает. Она напоминает бриллиант с множеством граней, которые обтачивались на протяжении многих лет. Муфтий в своей повседневной работе уделял внимание самым разным направлениям, но я бы выделил прежде всего образование. Я получил второе высшее, окончив РАНХиГС при Президенте РФ. Это же высшее учебное заведение, получив навыки управления, окончили и многие имамы из команды Муфтия. Именно он нацеливал нас на получение светского образования. Так что образование, на мой взгляд, – это ключевой фактор в создании команды Муфтия. Его окружают грамотные, образованные люди, настоящие профессионалы.

Муфтий Гайнутдин не просто отбирает людей для своей команды. Он их готовит, воспитывает. При этом аксакалы, те, кому мы пришли на смену, остаются в команде. Дамир-хазрат Гизатуллин, Джафар-хаджи Файзрахманов, Харис-хазрат Саубянов, Фарид Абдуллович Асадуллин – все они продолжают работать рядом с нами, мы обращаемся к их опыту, советуемся с ними. Таким образом сохраняется преемственность поколений. Это тоже отличительная черта команды Муфтия.

Муфтий – человек добрый и мудрый. Редко когда в нашем коллективе возникают конфликты. Он старается их обойти, сгладить. Он умеет любого своего недоброжелателя сделать другом и соратником. При этом Муфтий всегда приводит в пример нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – он для нас должен служить главным ориентиром.

– Так сложно ли работать с Муфтием?

– Если бы было сложно, наверное, я бы столько не проработал! Но и не легко, это точно, ведь муфтий – очень требовательный человек. Он крупный, серьезный руководитель, и мы понимаем, что на нас лежит большой груз ответственности. И задачи, на нас возложенные, мы должны с честью выполнять, чтобы не посрамить ни честь Ислама, ни честь Муфтия. Это проще делать, когда есть команда единомышленников, таких, как Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя ДУМ РФ, Динар Гайнетдинов, руководитель департамента безопасности Духовного управления, его заместитель и мой родной брат Шамиль Фаттахетдинов.

- Рафик Анварович, Вас не удивляет, что в нашей беседе, приуроченной к Вашему 50-летнему юбилею, мы столь много внимания уделяем Муфтию?

– Абсолютно нет. Моя работа и моя судьба неразрывно с ним связаны. Я и мои коллеги всегда равняемся на муфтия, причем не только в работе, но и в личных делах. Равняемся на него, на его семью. Отношение Муфтия к своей супруге Зухре-ханум, к которой мы относимся с большим уважением и любовью, к своим дочерям и внукам – это пример для нас. Это образец того, как должен себя вести отец, муж, бабай, это образец мусульманина.

– Благодарственное письмо от М.Ш. Хуснуллина, заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства (в настоящее время – заместитель председателя Правительства РФ) – это повод для того, чтобы вспомнить о Вашем участии в возведении Московской Соборной мечети. Расскажите об этом подробнее.

– Мне вспоминается одна из первых заграничных поездок Муфтия. Мы прибыли в Стамбул. Разместились в отеле, который располагался напротив мечети Султанахмет. Помню, я открыл в номере окно и залюбовался видом мечети. Величественное здание, красота которого вызывает чувства восхищения и гордости за ислам! И тут ко мне в номер заходит муфтий, интересуется, как я устроился. Это отличительная черта Муфтия – он внимателен к людям, которые его окружают, – к водителям, охранникам и т.д. Он всегда следит, чтобы мы были накормлены, хорошо устроены в гостиницах, имели возможность отдохнуть.

Так вот, стоя у окна, любуясь видом мечети Султанахмет, я спросил у муфтия: будет ли когда-нибудь в Москве такая мечеть? И муфтий ответил: Инша Алла, будет. Это было приблизительно в 1998 году, еще в самом начале нашей совместной работы.

Прошло несколько лет. В 2007 году состоялась закладка камня в основание Московской Соборной мечети. По линии безопасности я присутствовал на всех начальных этапах строительства, когда определялось расположение входов и выходов из мечети и т.д. Непосредственно к строительным работам я подключился на конечном этапе, когда здание было в бетоне уже возведено, а ни наружной, ни внутренней отделки еще не было.

Напомню, что начиналось строительство мечети при Ю.М. Лужкове, продолжалось и было завершено, когда мэром столицы уже был С.С. Собянин, а его замом по вопросам градостроительной политики и строительства – М.Ш. Хуснуллин. Я находился в постоянном контакте с его помощником. Сложностей было много, но благодаря общей сплоченной команде в лице муфтия шейха Равиля Гайнутдина, благотворителя Сулеймана Керимова и заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина масштабный замысел по возведению соборной мечети в нашей столице удалось воплотить в жизнь.

Мы очень четко понимали: главная мечеть Москвы должна быть красивой. Для облицовки бетонного здания мечети был выбран канадский камень. 46 пятидесятитонных огромных глыб, которые затем шли под распил, доставлялись из Канады в Китай, в Гуанчжоу, оттуда морским путем – в Санкт-Петербург, затем по железной дороге – в Москву. Неоднократно мы ездили в Китай, следили, чтобы камень был одинаковый, контролировали, как идет распил и отгрузка. На каждом совещании, которое еженедельно проводил Рашид Нуруллин, руководитель фирмы, которая являлась техзаказчиком, заслушивался доклад о том, какой пароход вышел из Гуанчжоу, какой в пути, какой прибыл в петербургский порт. Одновременно шли поиски надежной компании по золочению купола. Очень большой работы потребовала внутренняя отделка мечети. Каждый ее элемент согласовывался с муфтием. С ним мы неоднократно ездили в Турцию, посещали известную компанию «Наккаш», которая специализируется именно на внутренней отделке мечетей. Ездили на ковровый завод, где согласовывали каждый элемент, каждую деталь орнамента и цветовую гамму ковровых покрытий. Побывали на заводе, где изготавливают по старым, еще с османских времен, технологиям витражи. Турецкие мастера и создали то великолепие внутреннего убранства Московской мечети, которое мы сейчас видим. Это был дар Турецкой Республики российским мусульманам.

– Какую должность Вы занимали в тот период?

– Я был заместителем муфтия. Я хорошо запомнил свое 30-летие. Когда мы отмечали тот день рождения, я сказал муфтию, что рад с ним работать. Но в то же время я чувствовал, что у меня уже есть определенный потенциал, что не только в вопросах безопасности я могу пригодиться Муфтию. Он меня понял, но опять-таки привел пример нашего Пророка: на него Всевышний возложил пророческую миссию, когда ему исполнилось 40 лет. Наберись терпения! Таков был совет Муфтия.

Отдельные его поручения я периодически выполнял, а ближе к 40 годам он назначил меня своим заместителем, определив соответствующий круг обязанностей. На памятной встрече, когда решался вопрос о продолжении строительства Московской Соборной мечети, в присутствии С. Керимова и М. Хуснуллина Муфтий меня представил уже как своего представителя. Я понимал тогда, что муфтий на меня возлагает очень большую ответственность.

На заключительных этапах строительства состоялась встреча Шейха Равиля Гайнутдина с Президентом страны. Муфтий пригласил его на открытие мечети, которое было намечено на май 2016 года. Президент приглашение принял, но предложил открыть мечеть в сентябре 2015 года, то есть на несколько месяцев раньше срока.

Помню, работа тогда шла днем и ночью, в три смены, мы доделывали и вносили последние штрихи в отделку здания и подготовку мечети к открытию. Нагрузка была огромная. К ней добавилась работа по организации самой церемонии открытия. Я не думал, что мне поручат эту работу, но, по решению муфтия, я возглавил оргкомитет по подготовке церемонии открытия Московской Соборной мечети. Груз ответственности и объем работы – колоссальный! Понятно, что открытие мечети, да еще в присутствии Президента страны, должен дать новый импульс для развития ислама в нашей стране!

В церемонии открытия участвовали главы трех государств – России, Турции и Палестины. Гостями стали руководители многих субъектов РФ, министры, выдающиеся люди нашей страны. Помню, одних телекамер для освещения церемонии было зарегистрировано 246!

– Я думаю, дело даже не в количестве камер. Вы, по сути, один из главных устроителей события, которое стало историческим не только для уммы, не только для Москвы, а для всей страны! Вы это осознавали?

– Я этого на тот момент не осознавал, но могу сказать точно: после проведения церемонии открытия я понял: нашей команде любое дело, любое мероприятие по плечу. Ни перед каким делом страха нет, только перед Всевышним! Я горд тем, что справился с порученным мне муфтием большим делом. Моя работа была отмечена орденом «Аль-Фахр» и благодарственным письмом М.Ш. Хуснуллина.

– Все эти годы, выполняя коммуникативные функции, Вы взаимодействовали с различными государственными структурами. Как менялось их отношение к Исламу и мусульманам?

– Когда я начал работать с муфтием, у него уже сложились определенные отношения со столичным мэром Ю.М. Лужковым. Я видел, как раз от разу эти отношения становились все лучше и лучше. При Лужкове мы построили мечеть на Поклонной горе (на ее открытии присутствовало много уважаемых людей, которые впоследствии стали главами регионов страны) и мечеть в Отрадном. Взаимодействие было хорошим.

С.С. Собянин также открыт к нам и весьма благосклонен. При финансовой поддержке московских властей, а также мецената С. Керимова проведена реконструкция Московского исламского института и благоустроена близлежащая территория. Открытие МИИ состоялось 23 сентября 2022 года. На нем присутствовал вице-премьер Правительства РФ М.Ш. Хуснуллин, который уделяет немало времени вопросам ислама, проблемам российских мусульман. После церемонии открытия М.Ш. Хуснуллин соединил по телефонной связи Муфтия с Президентом страны, и В.В. Путин поздравил Духовное управление мусульман Российской Федерации, всех мусульман нашей страны с этим крупным для исламского образования событием. Недавно у муфтия была встреча с С.С. Собяниным по поводу строительства мечети в ЮВО, вопрос решается положительно для мусульман и с учетом мнения москвичей, проживающих в округе.

Что касается в целом государственных структур, то отношения с ними в эти годы складывались по-разному. Все зависит от мудрости руководителей на местах. В мусульманских регионах – в Татарстане, в Чеченской Республике – вопросы решать проще, в других регионах – возникают сложности. Сегодня в российской умме много талантливых руководителей общин, знающих, грамотных имамов, к сожалению, им не дают раскрыться на местах, по разным причинам не дают возможности общинам развиваться.

Мы понимаем, что ислам и его наполнение сегодня идет за счет мигрантов, не за счет коренных жителей страны. Этот миграционный поток неизбежен, он требует строительства новых мечетей и молельных домов. У нас в работе сейчас несколько строительных проектов. Один из них – Ярмарочная мечеть в Нижнем Новгороде, работа по этому проекту идет полным ходом. Уже в июле нынешнего года состоится церемония закладки камня в фундамент мечети с участием муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

– Рафик Анварович, сейчас в сферу Ваших служебных обязанностей что входит? Какие направления Вы курируете?

– Во-первых, это вопросы безопасности. Затем – кадры. Вопросы эксплуатации Московской Соборной мечети. Бухгалтерия. Юридический департамент. Строительство мечетей не только в Москве, но и в регионах – в Перми, Омске, других городах. Мы постоянно проводим консультации и оказываем юридическую помощь общинам по подготовке необходимых документов для получения земельных участков под строительство мечетей. Ведем работу по переводу памятников религиозного назначения в собственность религиозных организаций. Возведенная в XVI веке мечеть в Касимове, памятник федерального значения, уже находится на нашем балансе.

Одно из важнейших направлений моей работы – осуществление тесного взаимодействия с Правительством Москвы, точнее с Департаментом по работе с религиозными организациями и объединениями, с руководителем Департамента В.И. Сучковым и его заместителем К.Л. Блаженовым. Такое тесное взаимодействие, а также неизменное внимание к жизни и чаяниям мусульманской общины столицы мэра Москвы С.С. Собянина позволяет нам уже много лет отмечать мусульманские праздники на достойном уровне, без каких-либо эксцессов.

Также я отвечаю за проведение акций федерального значения – Рамадан Керим, Курбан Керим. В дни рамадана, который недавно закончился, во время ифтаров более полутора тысяч человек ежедневно получали горячее питание, от 500 до 800 человек получали продуктовые наборы. В регионы мы отправляли денежные средства на проведение ифтаров. На Курбан-байрам раздаем порядка 15 тонн мяса. Средства на проведение этих массовых акций выделяет предприниматель, меценат С. Керимов. Я познакомился с этим человеком благодаря муфтию. За минувшие годы мы осуществили множество совместных проектов: это и строительство Московской Соборной мечети, и благоустройство мусульманского участка Волковского кладбища в Московской области, и федеральные благотворительные программы, о которых я говорил, и многое другое. Мы постоянно находимся с Сулейманом Абусаидовичем на связи, посылаем фото- и видеоотчеты. Он на них живо реагирует, всегда интересуется жизнью мусульманской общины. Пользуясь случаем, я хочу выразить искреннюю благодарность Сулейману Керимову за его многолетнюю благотворительную деятельность!

Недавно по поручению муфтия я ездил на Донбасс, был в Донецке и Мариуполе. Мы отправили в Мариуполь ковровые покрытия для мечети, оказали мусульманам этого региона благотворительную помощь на праздник Ураза-байрам. В скором времени начнем ремонт мечети в Донецке, где в результате обстрела осколком пробило кровлю, бетонное перекрытие и пол.

Хочу отметить также, что комплекс Московской Соборной мечети включает в себя множество вспомогательных служб, которые ведут дополнительную деятельность, относящуюся к мечети, – магазин мусульманской атрибутики, кафе, экскурсионное бюро. Коллектив очень сплоченный, и я рад, что у меня со всеми сложились добрые, теплые, дружеские отношения.

– Рафик Анварович, к 50 годам Вы добились всего, чего хотели? Ваша жизнь удалась?

– Моя жизнь – это моя работа. Посмотрите на мои планы – они нацелены на 2028 год. Реализация их находится на начальном этапе. За предстоящую пятилетку по поручению муфтия должны быть выполнены все работы по возведению Ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде, по реставрации Исторической мечети в Москве. Сейчас реализуется проект по строительству 4-го этажа административного здания ДУМ РФ в комплексе Московской Соборной мечети. Так что планы грандиозные, я обозначил только часть из них. Работа ответственная: реставрация Исторической мечети ведется по поручению Президента страны, Ярмарочная мечеть – наш федеральный проект, на реализацию которого муфтий дал 60 месяцев.

Поэтому 50 лет – это для меня промежуточный рубеж. Тяжело, конечно, осознавать, что тебе уже полвека. Понимаешь, сколь быстротечно время. Это огорчает. Но есть и радости. Это моя семья. Это моя супруга, которая поддерживает меня во всех начинаниях, мой единомышленник и помощник. Я благодарен Всевышнему, что Он дал мне возможность встретить такую женщину. Недавно у меня родилась дочь, ей скоро пять месяцев. Старший сын учится в МГТУ им. Баумана. Средний в этом году заканчивает МГТУ «СТАНКИН». Старшая дочь учится в школе, отличница. Дети радуют и дают силы для осуществления больших целей…

– …которые, я уверена, Вы с вашими знаниями, опытом, энтузиазмом и сплоченной командой обязательно выполните!

– Только под руководством Муфтия!

– Благодарю вас за интервью и поздравляю с юбилеем!



Беседовала Ольга Семина


7 мая 2023

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку