Вторник, 11 Декабря 2018
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > "Мы никогда не вставали из-за стола, не поблагодарив Аллаха за еду". Интервью с муфтием Тюменской области Зиннатом хазратом Садыковым

"Мы никогда не вставали из-за стола, не поблагодарив Аллаха за еду". Интервью с муфтием Тюменской области Зиннатом хазратом Садыковым - Зиннат хазрат, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом и где прошло ваше детство?

Я коренной сибиряк, родился в деревне Янтык Тюменского района Тюменской области. Мой отец уроженец села Конченбург Нижнетавдинского района потомок Садык муллы в седьмом поколении. Мать из Янтыка, ее род берет начало от муллы Исмаила. Мои родители вырастили семерых детей, пять девочек и двух мальчиков. Детство мое прошло в родной деревне.

- Пятничные проповеди в сельских мечетях вы ведете на татарском языке, у Вас очень грамотная речь, где Вы изучали литературный татарский?

Я закончил восьмилетнюю среднюю школу в Янтыке, литературным языком владею благодаря образовательной программе того времени, включавшей в себя преподавание татарского языка и литературы в школах, находившихся в населенных пунктах с компактным проживанием татарского населения. В моей школе татарский язык и татарская литература были обязательными предметами. Я горжусь тем, что владею своим родным татарским языком и его литературной основой. Благодаря своим учителям я изучил грамматику языка, познакомился с трудами видных татарских писателей и поэтов.

- Как сложилась ваша жизнь после окончания школы, где вы продолжили обучение, где работали?

10-ый класс я окончил в Каскаринской средней школе. После школы я поступил в Тюменское военно-инженерное училище. По окончании учебы служил в вооруженных силах СССР. В 33 года по состоянию здоровья ушел на пенсию.

- Как Вы пришли к религии и насколько тяжело было исповедовать религию Вашей семье в Советское время?

Я с рождения в религии. Любой татарин, проживающий в Сибири с детства знает о своей приверженности к исламу, это передается нам с молоком матери. Спросите любого моего соплеменника мусульманин ли он, каждый ответит утвердительно. Каждый из нас в душе верует в Аллаха, хотя, конечно, как и во всем, есть исключения, это правило жизни.

Мой дед по отцу был имамом, дед по матери также был имамом, фактически я рос в религиозной семье.

Дед по отцу умер за год до октябрьской революции, отец матери был репрессирован. Семья матери перенесла много невзгод из-за того, что глава семейства был муллой. Мама училась в Тобольском педагогическом техникуме, за несколько месяцев до окончания учебы, ее двоюродный брат направил статью в газету «Кызыл байрак» (Красное знамя), в этой статье он рассказал о репрессированном отце моей матери, о том, что он был муллой, в статье, в частности было сказано: «В чьи руки мы собираемся отдать образование наших детей?! В руки дочери муллы?!». После выхода статьи, директор педтехникума вызвал маму на разговор и сказал: «Извини, но я должен тебя исключить, иначе и ты и я попадем в тюрьму». После исключения она уехала в Вагайский район.

Мой отец был выпускником 2-ого Таллинского военно-пехотного училища. Шел 41-ый год на страну обрушилась мощь фашистской Германии, тогда военные училища Советского Союза в экстренном порядке готовили офицерский состав для фронта. Отец, получив звание младшего лейтенанта был отправлен на фронт. Моя мама познакомилась с ним до войны, ей пришлось проводить своего будущего мужа на войну с немецкими оккупантами. В 42-ом отец был тяжело ранен, 2 года находился на лечении в разных госпиталях страны. В конце 44 – ого он вернулся домой.

Родители были очень верующими людьми, поэтому они бракосочетались согласно исламской традиции, совершив обряд «никах». Нас они также воспитывали в духе ислама. Мы никогда не начинали трапезу, не произнеся «бисмилля» (с именем Аллаха). Все мои сестры работали преподавателями в школе, поэтому были вынуждены скрывать свою приверженность к исламу, а так в общем жители моей деревни не стеснялись проводить религиозные обряды.

Мы, деревенские дети с нетерпением ждали наступления религиозных праздников – Курбан-байрама и Уразы-байрама. Все мусульмане деревни широко отмечали эти праздники. Мы ходили по домам, рассказывали стишки, а нас за это угощали сладостями, по всей деревне царило чувство праздника и радости. Это было очень радостное время. Сейчас религия не под запретом, но уже нет тех добрых традиций. Раньше люди были честнее, добрее, человечнее, вера у них была крепче.

Некоторые не празднуют маулид (день рождения Пророка, мир ему), но я уже с детства знаю об этом празднике. Мама в день маулида читала молитвы, рассказывала о рождении Пророка, мир ему, о его пророческой миссии. Отец работал бухгалтером в колхозе, он не мог открыто говорить о религии, но мама постоянно рассказывала нам о мудростях и тонкостях ислама.

Мы никогда не вставали из-за стола, не поблагодарив Аллаха за еду, пост держали.

При Брежневе гонения на религию ослабли, и жители деревень уже могли позволить себе избирать муллу, в Янтыке муллой был мой дядя.

Однажды, будучи курсантом Тюменского военно-инженерного училища я приехал домой на зимние каникулы. Рано утром мама будет меня и говорит: «Сынок вставай, сегодня день окончания месяца Рамадан, праздник Ураза-байрам, иди сходи на молитву». Мечети в деревне в то время уже не было, такие мероприятия сельчане справляли в чьем-либо доме. В этот день верующие собрались у наших соседей. Я вошел в дом и увидел там много своих односельчан, большинство мужчины преклонного возраста. Так я в первый раз принял участие в праздничном намазе.

- Что сподвигло Вас стать религиозным деятелем?

Я начал отходить от бизнеса, которым занимался довольно долго, в это время я начал интересоваться своей религией. Я увидел, что в наших мечетях мало грамотных, образованных людей. Образовательный уровень имамов также низкий. Я понял, что это является одной из причин, способствующей проникновению в нашу среду чуждых для нас радикальных идей. Я увидел, как молодые проповедники с пеной у рта, пламенно говорили о том, что наши предки ошибались, были приверженцами нововведений. Я понимал, что эти люди сами являются нововведенцами, но из-за недостатка религиозных знаний не мог им доказать этого. Все это подтолкнуло меня сделать важный шаг в моей жизни, поступить в Исламский университет в Уфе. Через какое-то время активные прихожане Каскаринской мечети обратились ко мне с просьбой возглавить их приход. Я принял их предложение и потихоньку начал вливаться в жизнь исламской общины региона.

В 2014 году, народ почувствовал необходимость замены руководителя Духовного управления мусульман Тюменской области. Это было связано с тем, что в нашей области все больше активизировали свою работу апологеты «чистого ислама». Согласно их подходу, оказывается, что мусульмане на протяжении более тысячи лет находились в заблуждении, а они такие молодцы пришли и принесли с собой истинный ислам. Ученые объясняют: «Если человек думает, что он знает все, значит у него нет знаний, если человек думает, что он не знает ничего, значит он достиг первой ступени в получении знаний».

В 2014 году меня избрали муфтием Тюменской области. Быть муфтием это большая ответственность.

- Как Вы представляете себе свою дальнейшую жизнь?

Я хочу посвятить свою жизнь служению исламу, прививать людям чувство богобоязненности.

- Что сегодня для этого делается?

Сегодня для этого мы прилагаем все усилия. Мы организуем семинары для имамов, проводим профилактику экстремизма в молодежной среде. Мы выезжаем в разные населенные пункты, посещаем наши приходы, которых у нас более 80, ремонтируем и благоустраиваем мечети. В этом нас очень сильно поддерживает правительство Тюменской области в лице Губернатора Владимира Якушева. Реализация данных проектов не была бы возможным без работы, которую ведет Комитет по делам национальностей Тюменской области.

Вместе мы прилагаем огромные усилия для поднятия образовательного уровня наших имамов. На учебные курсы мы приглашаем специалистов из Казани, Уфы, Махачкалы, Санкт-Петербурга. Все это делается для того, чтобы истинный, пророческий ислам передавался из поколения в поколение в неизменном виде. Если наше поколение исказит, что-либо в исламском вероучении, следующее поколение допустит еще больше искажений, что же тогда останется от нашей религии?! Наша главная задача сохранить знания ислама и передать их последующим поколениям в неизменном виде. Мы должны научить людей правильно понимать Коран. Правильное понимание Корана зиждится на толковании его аятов самим Пророком Мухаммадом, мир ему, его сподвижников и ученых из последующих поколений. Все, что вытекает из собственного умозаключения человека правильным пониманием считаться не может. Мы против такого подхода. Мы опираемся лишь на достоверные источники в понимании Корана, дошедшие до нас от наших предшественников.

Мы уверены в том, что на протяжении 1437 лет мусульмане шли правильным путем, наши отцы не ошибались. Конечно, религия во многом сдала свои позиции в годы Советской власти. Сейчас многие ругают ту власть, но и тогда было много положительных моментов, образование, отношение к людям. Если посмотреть на кодекс строителя коммунизма, то мы увидим, что это практически дублирование Корана и Сунны. Уважение к старшим, к родным, принесение пользы обществу все это взято из Корана и Сунны. Люди ничего нового не придумали, они черпают знания из священных книг при создании законов.

- Расскажите о своей семье.

Четыре мои сестры выбрали профессию педагога, одна стала медработником. Мы с братом строили военную карьеру. Я вырастил двух сыновей и двух дочерей. Несколько лет назад моя супруга покинула мирскую жизнь, после ее смерти я женился повторно, сейчас моя супруга Лилия меня во всем поддерживает.

- Расскажите о своих увлечениях, хобби, любите ли Вы путешествовать?

В молодости я занимался борьбой, был мастером спорта, мой сын также мастер спорта по вольной борьбе. Помимо этого, я любил заниматься лыжами. Особого интереса к путешествию не испытываю, в основном я ездил в деловые поездки, до начала своей религиозной карьеры я посетил Финляндию, Францию, Германию, Исландию. До избрания на пост муфтия мне посчастливилось совершить паломничество в Мекку, с того момента я окончательно решил посвятить свою жизнь исламу. В прошлом году в составе делегации Совета муфтиев России я посетил Иерусалим и Хеврон.

- Как становятся муфтием и трудно ли им быть?

Нелегко. Муфтия избирает народ. В 2014 году на съезде Духовного управления из 112 делегатов 111 проголосовали «за» один «против», меня избрали. Я благодарен и предыдущему муфтию Галимзяну хазрату, он сделал многое для развития ислама в регионе, хотя при нем были допущены ошибки, допустившие возможность распространения идей радикализма в регионе, на тот момент это была общероссийская тенденция.

- Что Вы скажете о террористах, совершающих свои акции от имени ислама?

Убивает не религия, убивает убийца. Действия радикалов не соответствуют чистому учению Пророка Мухаммада, мир ему, он вел очень миролюбивую политику в отношении немусульманского населения Аравийского полуострова, именно это стало причиной столь широкого распространения ислама по всему миру. Уже при жизни самого Пророка, мир ему, люди начали массово принимать ислам. Даже в самые тяжелые моменты, когда война была неизбежна, мусульмане во главе с Пророком, мир ему, сохраняли свою человечность и не переходили границы в противостоянии с язычниками. При взятии Мекки мусульманскими войсками Пророк Мухаммад, мир ему, не устроил расправу над ее жителями, он даровал пощаду всем тем, кто на протяжении многих лет притеснял его и его общину. Население Персии и Византии увидело всю красоту ислама через нравственность сподвижников Пророка, мир ему, принесших его учение в эти земли. Мусульманские войска ожесточенно сражались с армиями Персии и Византии, но они не рубили головы простым гражданам, не убивали женщин, детей, не заставляли людей принимать ислам. Сегодняшние террористы не последователи Пророка, мир ему, это ученики шайтана. Их целью является дискредитация мусульман и ислама, они пытаются опорочить и очернить нашу святую веру. Мы, мусульмане России много веков мирно сосуществуем со всеми конфессиями, мы уважаем всех наших сограждан вне зависимости от религиозной принадлежности, этому нас учит Коран и Пророк, мир ему.

- Что бы вы пожелали читателям портала «Аль-Хакк»?

Верить в Аллаха искренне, надеяться на Его милосердие и прощение. Получать знания и жить согласно полученным знаниям. Пусть наши слова и деяния не расходятся друг с другом.

С муфтием беседовал Динар Нафиков.


19 января 2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку