Суббота, 12 октября 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Проповедь муфтия Равиля Гайнутдина в Московской Соборной мечети,Москва, 2006 год

Ислам в XXI веке, или как жить

по Корану мусульманину в России

4. Умеренность во всем  – главная черта ислама и образа жизни мусульман (1)

Дорогие единоверцы!

«Ислам в XXI веке, или как жить по Корану мусульманину в России». Если вы помните, именно так я обозначил цикл проповедей, с которыми выступаю перед вами. О том, чем вызвана такая постановка вопроса, я рассказывал в первой из них. Почему же я вновь напоминаю вам об общей направленности проповедей, прежде чем обозначить сегодняшнюю тему? Дело в том, что в апреле этого года в Кувейте, одном из ведущих в мире религиозных центров, прошла очень интересная  конференция мусульманских богословов. В ее работе  принимала участие и большая делегация Совета муфтиев России, нашего Духовного управления мусульман. Съехавшиеся в Кувейт со всех континентов известные мусульманские ученые  и религиозные деятели обсуждали практически тот же самый вопрос, который является содержанием моих проповедей: как жить и действовать мусульманину в современных условиях, в условиях XXI века.

Чем же вызвана такая постановка вопроса? Тем, что Священный Коран и основанный на нем и хадисах пророка нашего  учение ислама возникло в седьмом веке, то есть четырнадцать веков тому назад, а ныне идет шестой год двадцать первого века. За эти века изменились и изменились принципиально экономические, социальные и духовные условия существования мусульман. Они теперь живут в условиях всеобщей глобализации, когда развитое телевидение и Интернет неизмеримо увеличили степень их информированности. Теперь сидя у себя дома, в далекой аравийской пустыне или африканской деревушке, люди узнают обо всем, что творится в мире, знакомятся с  обычаями и традициями, моральными и правовыми представлениями других, немусульманских народов. На конференции в Кувейте говорилось о том, что в современных условиях значительно шире стал уровень образования,  кругозор мусульман,  и о том, что они не только знакомятся с образом жизни последователей других религий и культур, но и многое из него заимствуют. Участники конференции с тревогой отмечали и обратную сторону современной жизни, влияния глобализации:  рушатся традиционные устои мусульман, в их жизнь привносится много новшеств, которые далеко не всегда и не во всем соответствуют нормам жизни и представлениям мусульман. В результате происходят довольно заметные изменения в семейных отношениях мусульман, месте и роли женщин в обществе и семье. Много изменений привносит действительность в проблему отцов и детей, взаимоотношения представителей разных религий. В традиционном мусульманском обществе находят свое место ценности европейской культуры и западных стандартов. Век требует внесения серьезных изменений в постановку образования подрастающего поколения, в том числе содержания и методов религиозного образования.

 

Уважаемые мусульмане!

   

Естественно то, что мусульмане не остаются безучастными к происходящим изменениям в жизни их семьи, жизнедеятельности своих обществ. О том, что отношение это довольно многопланово, нередко  противоречиво, знаем мы и по состоянию мусульманской общины России. Это отношение нельзя оценивать как однозначно отрицательное или положительное, хотя каждая из оценок имеет своих сторонников.

 Как мне представляется, российских мусульман по их отношению к происходящим в жизни нашей страны изменениям можно разделить на множество групп. Я же коротко охарактеризую две из них, откровенно противоположных, чтобы вы знали какие крайние, резко  противоположные взгляды существует в вопросе о современном состоянии и будущем ислама в России.

Имеются мусульмане, которыми возрождение ислама в России, наличие реальных общественных условий для этого процесса, воспринимается как необходимость возвращения к прошлому положению ислама в обществе и в семье, судьбе каждого верующего. К прошлому, естественно,  не советскому, а тому, что было до 1917 года. То есть, это верующие, которым бы хотелось видеть главной фигурой в обществе имама, единственным выразителем их интересов  – мечеть, а мусульман руководствующимися только шариатскими нормами, которые были сформулированы при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Детей они видят обучающимися только основам ислама, отвергающими ценности западной, христианской культуры, а женщине отводят место только дома. Эти верующие как бы не замечают  кардинальных изменений, которые произошли в  мышлении и образе  жизни большинства мусульман, изменений,  ставших  необратимыми. Не думают они, к сожалению и о том, что такой подход к реальности мешает им самим, их детям занять свое достойное место в многонациональной и поликонфессиональной России, овладеть соответствующим эпохе знаниями, профессией, закрывает им двери будущего.

Справедливости ради следует заметить, что абсолютное большинство верующих, думающих таким образом,  не предпринимают никаких насильственных действий во имя реализации своих представлений об исламском обществе, которое им в принципе по нраву. При этом многие из них не только смиряются с тем обществом, которое сегодня существует, но и вольно и невольно  разделяют многие его ценности и правила жития.

Но, будем откровенны. Есть среди нас и верующие, которые не только мечтают о мифическом, не могущем быть созданным в современных условиях всемирном мусульманском халифате, но и с оружием в руках, террористическими действиями готовы отстаивать свой идеал. Причем делают они это, ссылаясь на Коран и учение ислама, хотя их действия ничего общего с нашей религией не имеет.

Имеется и  другая крайность. Нельзя не замечать и тех, кто в угоду ложно понимаемому «евроисламу», готовности подчинить жизнь мусульман нашей страны современным  веяниям  в технологии и общественном сознании, готовы «выбросить» «устаревшие», на их взгляд, суры и айаты  Корана,  внести изменения даже в основы веры и культа ислама. Не удивительно, что такого рода новшества не только не воспринимаются мусульманами, но и резко осуждаются ими.

 

Дорогие мусульмане!

Я дал краткую характеристику всего лишь двух групп мусульман. Повторю, что их гораздо больше. Есть, к примеру, такие верующие, которые, считая себя мусульманами, не соблюдают его обряды и предписания. Другие только к исполнению этих обрядов и предписаний сводят суть нашей религии. Отдельные из них выходят из мечети с таким видом, как будто только что они общались напрямую с Аллахом и получили от Него прощение всех своих нынешних и будущих грехов и теперь могут свысока относиться, а то и презирать других окружающих. Короче говоря, немало мусульман, придерживающихся крайних взглядов на исполнение своих религиозных обязанностей, роль и место ислама в своей жизни и жизни общества, враждебно относящиеся  к современной культуре, носителям других религиозных представлений.

 И эти крайности, как подчеркивалось на конференции в Кувейте, встречаются повсеместно в мусульманском мире. Наличие  крайностей мешает исламу и самим мусульманам, приводит к тому, что у последователей других людей формируется неверное, прямо скажем, негативное отношение к исламу и мусульманам. В их сознании ислам нередко ассоциируется с экстремизмом и терроризмом, а мусульмане с экстремистами и террористами.

Как избежать этих крайностей? Надо ли для этого отказываться от многовековых ценностей ислама? Избежать крайностей можно и нужно, и этого можно добиться без отказа от исламских норм и  ценностей! Таков был ответ участников конференции в Кувейте. Они доказали, что ислам обладает для этого более чем достаточным и проверенным веками идейным потенциалом, потенциалом, способным помочь мусульманину быть хорошим верующим и современным человеком, человеком, успешно осваивающим достижения современной человеческой науки и техники, культуры и образования.

 

Уважаемые мусульмане!

На чем же основан общий вывод богословов, какой путь они предписывают для достижения желанной цели? Предыдущая моя проповедь, как вы помните, была посвящена Мавлидун-Наби, дню рождения пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), с именем которого связано становление нашей религии – ислама. Ислам, таким образом,  существует четырнадцать веков. Его исповедовали и исповедуют живущие в разных концах света и говорящие на сотнях языках народы. У каждого из этих народов своя история, свои особенные, непохожие на других условия существования. Одни из них в своем экономическом, образовательном и социально-политическом развитии достигли немалых высот, другие только начали путь к таким показателям. Одни мусульманские народы живут в странах, вставших на путь демократического развития, в рыночных условиях, а  других такие перспективы, вероятно, ожидают в будущем. Но все они, подчеркну вновь, исповедуют ислам, являются мусульманами. Это убедительно показывает  универсальность учения ислама, его соответствие запросам и требованиям любой эпохи, его способность решать проблемы и запросы людей, живущих в резко отличающихся социальных условиях.

Зададимся вопросом: благодаря чему все это удается исламу? Подробный ответ на вопрос я попытаюсь дать в будущих своих  проповедях, а в этой отвечу коротко, перечислю важнейшие принципы, которые делают  его учение всегда современным, отвечающим запросам конкретного времени, эпохи, общества. Ислам, по определению Священного Корана, основывается на неизменном вероучении (основы веры + культ) ниспосланном Аллахом и едином для всех мусульман. Следовательно, основы веры – акида и культ - столпы ислама, которые являются частью мусульманского права – шариата, с изменением условий жизнедеятельности людей не могут подвергаться изменениям, в них нельзя вносить новшества. А такие части  шариата, как  правовые, этические и моральные нормы, которыми мусульмане должны руководствоваться в своей личной жизни, вступая в отношения с другими людьми,  обществом, в том числе в сфере социальной и экономической, постоянно изменяются с изменением условий жизнедеятельности людей. Суть шариата, подчеркивают знатоки шариата, заключается не в подчинении человека раз и навсегда уста­новленному порядку. Суть его  в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и посту­пать в ней по-исламски, не забывая при этом собственные интересы, потребности других людей и особенности той среды, в которой он живет. Вся история ислама свидетельствует, что с первых веков существования ислама шариат развивался с учетом национальных, культурных и иных условий жизнедеятельности мусульман разных регионов. Именно об этом свидетельствуют то, что, кроме Корана и Сунны,  общепризнанными источниками шариата являются также: «кийас» - аналог, аналогия; иджма – консенсус; истислах или маслаха – общественное благо; урф - привычная практика, местные традиции, обычаи и нормы; зарура – необходимость.

Уважаемые мусульмане и мусульманки!

Предвижу ваши вопросы: а кто же вправе обновлять учение ислама? решать вопрос об изменении норм шариата, вносить в него соответствующие времени новшества?  что понимается под «обновлением учения ислама»? Это происходит благодаря тому, что ислам главный упор делает на  разум человека, позволяя ему самому  определять свою жизнь в соответствии с требованиями времени и обстоятельств, при которых ему приходится жить и действовать, опираясь на человеколюбивые и жизнеутверждающие ценности своей веры. Большую помощь им в этом призваны оказывать им  мусульманские богословы,  обязанные чутко реагировать на происходящие в обществе изменения.

Из чего же исходят богословы, проявляя иджтихад в осознании и разъяснении  учение ислама в соответствии с требованиями конкретной эпохи? Об этом также подробно  в следующих проповедях. А сейчас отвечу на вопрос коротко: исходя из Корана и хадисов пророка нашего  пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), учения ислама.  Из  законченного учения ислама  о человеке, сути его земной и потусторонней жизни. Сердцевину его составляет учение о земной жизни человека с ее горестями и радостями,  благополучием и заботой о завтрашнем (земном) дне,  учение,  удивительно созвучное с духом нашего времени. Формируя взгляды человека на жизнь,  ислам делает упор на его разум, а не на бездумное отношение к миру, механическое повторение всего того, чем жили предки или живут другие. Ислам – религия «обладателей разума» (3:5;) и обращен к тем, кто «размышляет» (3:188), сообразителен (6:32), зряч (6:50;22:45), обладает умом (40:56), смотрит на окружающий мир и делает поучительные  для себя выводы (88:17-20; 67:3-8; 45:1-5; 32:3).

Именно обращение к человеческому разуму, желательно коллективному,  способно дать ответ на самые острые вызовы современности исламу и мусульманам. Именно коллективный разум богословов в Кувейте и дал ответ на жгучий вопрос современности о том,  как мусульманам в современных условиях избегать крайностей, жить в соответствии с духом требований своей религии и времени? Их ответ был таков: выход для мусульман заключается в обращении к истории, теории и практике умеренного ислама, того ислама, который заложен в Священном Коране и хадисах. 

 Как сказал пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто им пренебрегает». По его же определению, ислам является  религией середины, то есть не приемлет крайности. Но прежде чем приводить доказательства, я попытаюсь вкратце остановиться на самом понятии «умеренный», «умеренность». Разбираясь в этимологии слова, я просмотрел многочисленные толковые словари и  работы. В мусульманской культуре,  как и в других культурах,  умеренность  - это важнейшая человеческая добродетель и достоинство. Когда говорят об умеренности, то имеют в виду  желание и умение соизмерять свои взгляды, желания и поступки в противовес разного рода крайностям во взглядах и поступках. Умеренность  означает выбор во всех ситуациях  серединного пути.  На меня сильное впечатление произвел разговор об «огромном кладе и сокровище», содержащийся  в поучении одного из мусульманских правителей IX  века своему сыну и престолонаследнику: «Будь умеренным во всех делах, ибо нет ничего более явно полезного, более обеспечивающего невредимость и содержащего в себе более достоинств, чем умеренность: умеренность побуждает к праведности, праведность является отражением поспешествования Аллаха, а последнее ведёт к благополучию. Умеренностью держатся устои веры и руководящие заветы пророка, а потому во всех земных делах своих уделяй ей преимущественное внимание… Помни, что умеренность в мирских благах порождает достоинство и страхует от прегрешений, и нет ничего более совершенного, чем ты мог бы оградить самого себя и близких тебе и направить дела свои; если ты будешь придерживаться её и руководствоваться ею, то и дела свои доведёшь до благополучного конца, и могущество своё поднимешь, и будут благоденствовать у тебя и знатные, и простой народ… «

А теперь о том, на чем основано требование ислама к верующим быть умеренным буквально во всем. На эту тему можно приводить большое число айатов из Священного Корана и хадисов, но я ограничусь лишь несколькими из них, важными для понимания данной  проповеди. Творец и Создатель наш, обращаясь к мусульманам, говорил: « Аллах хочет для вас облегчения, и не хочет затруднения для вас…» (2:181); «О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, что наделяет вас Аллах, дозволенным благом. И бойтесь Аллаха, в которого вы веруете!» (5:89-90).

Посланник Аллаха, пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не раз подчеркивал, что ислам является религией середины, прямо запрещал чрезмерность: «Остерегайтесь чрезмерности в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религии». Вся  жизнь и деятельность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является примером для руководства нами, современными мусульманами,  этими принципами. О том, как эти принципы отразились на истории, вероучении и столпах ислама, его важнейших ценностях, в следующих проповедях.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку