Среда, 24 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Интервью с Евгением Примаковым

 Е.М. Примаков: «Я стою за то, чтобы мы четко разделяли  фундаментализм и экстремизм»

От лица всех российских мусульман разрешите поприветствовать Вас, Евгений Максимович и пожелать Вам крепкого здоровья и успехов на государственном поприще. Мне бы хотелось начать нашу беседу с истории, рассказанной муфтием Равилем Гайнутдином. Он принимал участие в  одной из совместных с Вами поездок  и как-то задерживался перед прибытием  в аэропорт. Когда же он приехал, то Вы поприветствовали его и сказали: «Муфтий, мы без «Бисмиллях» и без вас никуда не поедем». В тот момент Вы продемонстрировали знание тонкостей психологии мусульман. В связи с этим хотелось бы спросить, а какое качество в мусульманах, как в людях Вам больше всего импонирует?

-Знаете, я бы не выделял как-то особо мусульман, христиан, иудеев, буддистов. Если говорить о России, то все они полноправные члены российского общества, хотя у нас в стране большинство населения православные и это отражается  в политике страны, так как  конфессия, имеющая самое большое число приверженцев, пользуется особым вниманием со стороны государства.

 С другой стороны,  у нас государство и церковь разделены, и необходимо так же учитывать, что в России проживают представители разных религий, и для нашей страны очень важна выверенная межконфессиональная и межнациональная политика.  С мусульманами я сталкивался многократно и, в том числе, и в жизни своей. Мой зять –мусульманин.  И я не вижу никакой разницы между христианами и мусульманами, да и представителями других религий. Просто, как и везде есть хорошие и плохие люди. Зять мой, между прочим, очень хороший человек.

Как вы считаете, каким образом должны в России строиться межконфессиональные и межнациональные отношения?

-Мне кажется,  не только в России, но и в любом государстве,  должно быть равенство всех граждан, независимо от их вероисповедания. И это равенство должно обеспечиваться и государственной политикой. Как Вы помните, в Советском Союзе не разрешали строить мечети, но одновременно не разрешали строить и христианские храмы. Таким образом, антирелигиозная политика была направлена против всех без исключения конфессий. При Советской власти запрещали даже проведение религиозных обрядов, исключали из партии людей, которые участвовали в этих  обрядах или совершали их  над своими детьми. Сейчас же все осознали, что  это все противоестественно и с этим покончено раз и навсегда.

Есть и другая сторона проблемы: сейчас во многих странах Европы, в частности, во Франции предпринимаются усилия, чтобы между коренным населением и мигрантами –выходцами в основном  из мусульманских стран Магриба не было разницы, не было отчуждения. Что касается России, то проживающие в ней мусульмане –не  иммигранты. Они корнями ушли в ту землю, на которой они живут и наряду с русскими  имеют такие же права на нее. Произошло максимальное смешение –на  землях, где испокон веков живут мусульмане проживают и русские. В то же время в исконно русских областях, которые никогда не входили в состав Золотой Орды, так же живут мусульмане. Кстати, и в отношении Золотой Орды существует несколько точек зрения. Некоторые даже считают, что ордынцы – это славянские племена, другие полагают, что ордынцы –это находившиеся в союзнических  отношениях с русскими князьями военные отряды, которые обеспечивали  порядок. А некоторые исследователи даже  немецкое слово «орднунг» – «порядок»  связывают с названием Орды. В нашей стране все переплетено с древнейших времен, и это переплетение сохранилось до наших дней. Это необходимо учитывать при выстраивании межконфессиональных и межнациональных отношений. Я считаю, что опасно скатываться к ситуации, когда предпочтение отдается лишь одной религии. У нас по разным данным 18-20% мусульманского населения, но при этом каждый имеет свободу религиозного выбора. У разных народов есть  различия этнографические и национальные, этнические особенности поведения, жизни, быта. Это должно учитываться и не подвергаться остракизму. В то же время,  процесс глобализации, который затрагивает всех, приводит к тому, что, так или иначе  происходит взаимодействие разных народов, взаимопроникновение культур. Кстати, наши мусульмане занимают довольно высокие посты и в государстве, и в бизнесе и никакой дискриминации в этом отношении нет. Культура разных народов России взаимообогащается, впитывая в себя разные элементы, поэтому взаимопроникновение проживающих в ней  народов пройдет намного легче. Россия исторически формировалась как государство, вобравшее в себя различные религии и национальные традиции. Это, прежде всего, относится к исламу и христианству. Межрелигиозный диалог шел у нас веками через мирное общение мусульман, христиан, иудеев, буддистов. Сегодня есть все условия для того, чтобы это сотрудничество и диалог стали  цементирующей основой нашего общества. Позитивное влияние мусульманских религиозных деятелей на эти процессы бесспорно. Поэтому надо обращать внимание на воспитание религиозных кадров в духе традиций отечественного ислама и его богословских направлений.

 

На Ваш взгляд, чем российские ученые-исламоведы, исламоведение как наука могут помочь мусульманам в возрождении своей религиозной традиции?

 

- Необходимо показать, что так называемый «джихадизм» - не естественное проявление ислама. Ведь сейчас многие считают, что, если террористические организации рядятся, так сказать, в исламские одежды, так это от того, что ислам сам по себе агрессивен. Это не так. В то же самое время и классическое  и современное российское исламоведение показывало суть ислама как религии, которая  не несет в себе элементов агрессии, не предписывает уничтожать всех, кто не придерживается этой религиозной концепции. Джихад первоначально был направлен не на то, чтобы уничтожать «неверных», а для того чтобы защищать свою веру.

 

Как Вы, как государственный деятель оцениваете степень взаимодействия государства и мусульманских религиозных организаций? В связи с этим как Вы оцениваете деятельность Фонда поддержки мусульманской науки, культуры и образования, председателем Попечительского совета вы являетесь?

 

-Сейчас государство начинает уделять этим вопросам  больше внимания  чем раньше. Наши доморощенные ваххабиты, которые, кстати, ничего не знают о том, в какой форме существует ислам в той же Саудовской Аравии, считают, что необходимо силой навязывать свою веру, свои взгляды. Я стою за то, чтобы мы четко разделяли  фундаментализм и экстремизм. Фундаментализм есть в любой религии.  И если последователи разных религиозных взглядов стремятся утвердиться в своей религии, стремятся развить ее, то в этом ничего плохого нет. Ведь мусульмане, например, не обязаны стремиться хоронить своих усопших в гробу. Гроб –не символ цивилизации. Это определенный обычай, сложившийся главным образом у  христиан. А в Индии, например, умерших сжигают. В этом нет ничего предосудительного. Пусть каждый поступает согласно предписаниям своей религии, лишь бы это не нарушало общественного спокойствия. Государство лишь должно все это регулировать. Оно  стало уделять больше внимания мусульманским организациям и потому, что все хотят, чтобы развивался толерантный ислам. Чтобы проповедников в мусульманских учебных заведениях не готовили по рецептам тех медресе, где вместе с  изучением Корана занимаются изучением автомата Калашникова. В то же время государство должно защищать  свободу выбора, поддерживать исламские фонды, образовательные учреждения, поддерживать хадж. Государство теперь в полной мере осознало необходимость поддержки традиционных мусульманских организаций России и их деятельности, направленной на развитие традиционной мусульманской науки и культуры, связанных с этим проектов в образовательной и просветительской сфере. Для этого при участии администрации Президента России и был создан  Фонд для их поддержки. Кстати очевидно, что мусульманское сообщество нуждается в организационном единстве и модернизации своей структуры в соответствии с требованиями времени.

 

У СССР были прочные позиции на Ближнем Востоке в 70-80 годы.

В 90-ые годы Россия фактически ушла с Ближнего Востока.

Каким путем можно восстановить позиции России на Ближнем Востоке, как надо выстраивать отношения со странами региона?

- Я немного не согласен с тем, что Россия ушла с Ближнего Востока. Все зависит от того, с какой точки зрения рассматривать ситуацию. Когда существовал Советский Союз, то отношение со странами Ближнего Востока строились с учетом той конфронтации, которая тогда существовала между СССР и США.   Правила холодной войны диктовали, что нельзя оставлять вакуума, который может заполнить твой противник и, в то же самое время надо выращивать союзников. Даже была выдвинута теория социалистической ориентации, некапиталистического пути развития. Сейчас во главу угла нашей политики на Ближнем Востоке ставятся интересы развития экономических связей со странами региона и активное участие в стабилизации ситуации. Во времена СССР мы тоже активно занимались миротворчеством, но тогда нам лишь удавалось сдерживать обстановку, чтобы напряженность не выходила на глобальный уровень и это удавалось, несмотря на критические ситуации. Сейчас совместные действия международного сообщества,  например, Международного квартета посредников по урегулированию палестино-израильского конфликта, в состав которого наряду с США, ООН, Евросоюзом входит и Россия  направлены на то, чтобы создать условия для создания Палестинского государства. Если Палестинское государство не будет создано и сохранится очаг напряженности, то не удастся достичь надежного и стабильного мира на всем Ближнем Востоке.

И здесь, кстати, свою лепту могут внести представители трех традиционных конфессий: ислама, христианства и иудаизма. Они могут показать, как можно мирно существовать вместе в течение многих веков, как можно мирно решать все проблемы. Я считаю, что необходимо провести что-то вроде круглого стола или конференции по проблеме Палестины с участием представителей этих религий, где они могут спокойно обсудить все вопросы, в том числе и вопросы доступа к святыням Иерусалима и  на основе своего опыта взаимодействия  внести свои позитивные предложения.

Эта идея витает в воздухе, и я готов вместе с остальными ее обсуждать.

Ведь в  Коране говорится, что мусульмане должны по-особому относиться к людям Книги – христианам и иудеям, Ведь  Бог –Един, а мусульмане признают и всех пророков, бывших до Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).

 

Спасибо, Евгений Максимович, за  содержательную беседу

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку