Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Совет муфтиев как лицо российской уммы

 Так уж получилось, что мусульмане России, второй по численности традиционной конфесии России пока что не объединены в единую структуру. В принципе, в этом нет ничего неожиданного, -для стран, где мусульмане не составляют большинство характерно наличие нескольких исламских организаций одновременно. И тем не менее не будет преувеличением утверждать, что на виду и на слуху среди всех их находится только одна- созданный двенадцать лет назад Совет Муфтиев России, ставший на сегодня фактически  единственным полноценным представителем российских мусульман.Почему сложилось именно так? Этот вопрос сегодня задают себе не только многие мусульмане, но и другие представители российского сообщества, в том числе, будем откровенны и те его круги, которым не по душе рост влияние и значимости мусульман, объединившихся на основе таких ценностей как мир, толерантность и межрелигиозная гармония, вокруг СМР. Эти круги часто, а в последнее время весьма активно через медиа делают попытки представить СМР и его деятельность, что называется в "кривом зеркале". Итак, почему СМР занимает сегодня лидирующее положение в российской умме. Во-первых потому, что его основатели и лидеры четко  в делах и словах придерживаются принципов серединности и умеренности, что не является какой-то данью общественной конъюнктуре, но завещано в качестве одного из основных принципов веры пророком Мухаммадом (САС). Отсюда, кстати, и конфедеративная структура СМР. Входящие в него духовные управления пользуются широкой самостоятельностью, их руководители часто высказывают собственное мнение по тем или иным вопросам религиозно-общественной жизни. В тоже время, в Совете муфтиев одновременно существует отлаженный механизм принятия и оглашения коллективных мнений.Сегодняшнего авторитета у Совета Муфтиев просто бы не было, если бы за словами и декларациями не стояли конкретные дела. У руководства СМР и сегодня стоят люди с которыми связано возрождение мусульманской религиозной жизни в России. И пожалуй самое главное и глобальное достижение СМР в том, что его усилиями удалось за десять с небольшим лет создать и развить современную исламскую инфраструктуру  в России. Здесь и новые мечети, религиозные школы всех уровней, создание в последнее время производства халяльных продуктов питания и сети медицинского обслуживания в соответствии с принципами шариата. Важен опыт по организации подготовки молодых мусульманских кадров за рубежом. СМР старается сотрудничать с теми учебными заведениями, которые являются проводниками идей умеренного традиционного ислама в которых наряду с религиозными можно получить и прикладные знания.Общеизвестна международная деятельность и авторитет муфтия Равиля Гайнутдина. Главы и дипломаты мусульманских ( и не только) встречаются именно с главой сМР как представителем всей российской уммы. Последняя встреча была с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, из всех духовных лидеров России в первую очередь встретился именно с главой СМР. В связи с арабо-палестинским конфликтом и го эхом на российской земле, радикалы с обеих сторон  упрекают СМР в слабости и негативных действиях, в частности за то, что Равиль Гайнутдин встречается с представителями обеих сторон этого конфликта. Эти критики не понимают, что таким образом СМР демонстрирует ни что иное, как следованию линии официальной Москвы в этом вопросе.  Знаковым событием можно назвать присутствие муфтия на съезде партии "Единая Россия". Заблуждаются те, кто видит в этом "ритуальный", "верноподданнический" акт. Призывая на выборах голосовать за "Единую Россию", а впоследствии за кандидата в президенты от этой партии, СМР и его руководства призывали голосовать, Перефразируя классика за дело, а не лиц. Сегодня ясно, что только эта политическая сила выступает за последовательное движение вперед по пути социальны и экономических реформ, только она четко придерживается принципа равенства культур и религий нашей страны.  Но  присутствие на съезде "Единой России" председателя СМР отнюдь не благодарность за поддержку на выборах. Современная политика отличается такими качествами как прагматизм и рационализм. И в данном случае мы имеем прагматично и на перспективу сделанную ставку на личность муфтия Гайнутдина как на авторитетного лидера одной из крупнейших традиционных религиозных групп в нашей стране, наряду с иудейским раввином Берл Лазаром или протестанским епископом Ряховским. Немаловажно отметить, что во многими современными исследователями муфтий Гайнутдин рассматривается как духовный лидер всех татар  России (а татары - второй по численности народ в России), подобно тому, как бессменный    лидер Республики Татарстан Минтимер Шаймиев может рассматриваться политическим лидером народа. Прежде всего потому, что обе эти фигуры в той или иной мере устраивают самые различные круги татарского сообщества.Многое сделано СМР за 12 лет существования. Но самые большие дела еще впереди. Предстоит развивать уже имеющиеся направления. Есть еще много работы по объединению потенциала мусульманской интеллигенции и религиозных общин, развитие социальной работы в том числе по борьбе и профилактике антиобщественных явлений, нужно на системном уровне решить, наконец вопрос с мусульманской литературой. Но можно быть уверенным, что эта деятельность будет вестись в рамках закона, на принципах уважения прав граждан России и законов нашего государства.

Валерий Емельянов

"Ислам минбаре" № 4 2008


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку