Среда, 19 Января 2022
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > "Для нас очень важно иметь крепкие отношения с мусульманами России"

Интервью с муфтием Беларуси Абу-Бекиром Шабановичем

Бисмиллахир-рахманир-рахим

Все в мире происходит не случайно, и по Воле Всевышнего Аллаха

белорусские татары оказались на литовской земле по настоятельному приглашению Великого литовского князя Витовта. Об этом свидетельствуют многие средневековые исторические документы.

Появились здесь татары  не случайно как защитники этой земли, которой угрожало  завоевание Западом. Татары были поселены  в городе Тракае – там  как раз проходила  граница с владениями крестоносцев,  и других городах и поселениях приграничных тогда литовско-польских земель.

Поселения наши росли, одни исчезали, другие появлялись. За 611 лет образовалось более 20 татарских поселений. Самое крупное поселение татар сохранилось на  территории Западной Беларуси,  которая  до 1939 года входила в состав Польши  и где отношение к татарам и  мусульманской религии было терпимым за заслуги наших татар перед страной,  трудолюбие и толерантность.

На сегодняшний день еще сохранились остатки  этих  поселений и существуют древние татарские кладбища-мизары. К счастью, жители и Литвы, и Польши, и Белоруссии щадят эти захоронения, не уничтожают - это всегда вызывает прилив патриотизма, хороших человеческих чувств.

Самое первое массовое переселение татар из крымских и ногайских степей произошли при  хане Тохтамыше, свергнутом  с трона Золотой Орды  Тимуром, который и продолжил борьбу за него с помощью литовцев и  татар-переселенцев. Татарские воины переселялись в Литву со своими семьями, получали в пользование лучшие  земли. Они отличались крайней степенью преданности литовским князьям и польским королям, среди них никогда не было изменников. Следует отметить, что личная охрана польского короля Ягайло состояла целиком из татар. Там, где селились татары, появлялись  и мечети. Так мы сохранили ислам, и, по Воле Всевышнего, ислам сохранил нас.

В 1997 году отмечалось  600-летие расселения татар на белорусской, литовской и польской  землях, которое превратилось в настоящий праздник.

В Белоруссии нас уважают, никто нас не считает диаспорой, все относятся к нам, как к равноправным гражданам, это закреплено законами. До Великой Октябрьской революции на территории Белоруссии было более 40 мечетей, после Великой Отечественной Войны осталась одна единственная в поселке Ивье. Это территория Западной Белоруссии. Отношение к исламу  было лояльное  именно в этом регионе, так как в нем насчитывалось самое большое количество мусульманских общин. В Восточной части Белоруссии люди более длительный период пребывали под атеистическим  игом.

Сейчас восстановлено и  построено в Белоруссии  7 небольших мечетей  и несколько Домов татарской культуры. Там проводятся курсы по обучению основам ислама и татарской культуры, этнографии.

Сейчас стоит вопрос о восстановлении мечети в столице нашей республики. В Минске татары появились в 15 веке и основали Татарскую слободу. Главным их занятием было огородничество. Слобода находилась у центрального въезда в город Минск.  Название «Татарская слобода» сохранилось и по сей день. В 1902 году в ней  построили белокаменную мечеть на деньги общины. Средства собирали более 10 лет. Судьба этой мечети достаточно печальная. Она трижды закрывалась. Впервые она была закрыта в 1937 году, так как начались гонения на татар, сталинские репрессии. Затем каким-то образом ее удалось отвоевать. Но на кануне войны мечеть снова была закрыта. Большевики сделали из нее склад-гастроном. Как не печально и непривычно об этом говорить, но когда немцы заняли Минск, то в течение года была возрождена мечеть. После войны мечеть снова была закрыта. Власти почему-то посчитали, что нужен морской клуб, клуб шашек, шахмат, общество собаководов. Все это было в минской мечети. 1962 год – окончательное разрушение мечети и Татарской слободы. На этом месте был построен проспект Машерова, сейчас он называется проспект Победителей.

В этом же районе находится курган Славы, проводятся демонстрации, парады. А ведь когда-то  эта земля полностью принадлежала татарам. Есть несколько причин того, что церкви в то время не закрывали, а мечети закрывали. Я видел некоторые архивные документы, а также мой близкий друг Ибрагим Конопацкий занимался этим вопросом. По результатам этих исследований была  выпущена книга  об истории белорусских татар.

В ней говорится о  гонениях на татар в советское время, о  невозможности для татар в те времена  карьерного роста. Это касалось интеллигенции, в первую очередь. На пути татар был организован настоящий  заслон для поступления в ВУЗы. Стереотипные представления о  монголо-татарском завоевании стали  камнем преткновения  и сохраняются, местами, по сегодняшний день.

Но  праздник 600-летия расселения татар на белорусско- польско-литовских землях дал возможность очередной раз показать историю мусульман-татар на территории  республики и подчеркнуть характер нации, показать ее патриотизм и толерантность, содружество. Показать пример того, как можно уживаться  с другими конфессиями.

К сожалению, местные татары утратили свой язык еще в первой половине 17 века. До сегодняшнего дня татары говорят на  белорусском языке.

Сдвинулся с мертвой точки и вопрос о строительстве новой мечети в Минске. Место для этого было выделено нам недалеко от уничтоженного в конце 60-х годов прошлого века татарского кладбища-мизара. К большому сожалению, никаких документов о том какова была старая мечеть города Минска,  в архивах не сохранились. Но есть фотография 1914 года очень хорошего качества. Мы настроены любой ценой достроить мечеть. Мы увеличили ее размер в два раза. Мы настроены на оживление жизни нашей общины, которая не возможна без существования мечети. Нашим спонсором в этом строительстве является Саудовская Аравия, но, к сожалению, спонсоры не выполняют своих обещаний. Планировалось построить мечеть  за 20 месяцев, а уже прошло 60 и на данный момент  построено только 43 % здания. Есть проблемы с финансированием, но мы надеемся, что оно будет продолжаться.

Мы так же обратились с посланиями к верующим, призывая их  помочь пожертвованиями в строительстве мечети. Равиль-хазрат в числе первых откликнулся на нашу просьбу. Он перечислил 2 млн рублей на счет строительства. Его  примеру последовал Абдул-Вахед Ниязов, а также другие мусульмане. В данный момент  строительством мечети руководит  Равиль Мусин – татарин-мусульманин, который, вносит и свои личные  сбережения в строительство. Большую помощь нам так же оказывает Ильдар Гариев и я по-настоящему благодарен этим людям.

Кроме этого огромной проблемой является отсутствие в республике исламских учебных заведений  и в этой ситуации мы используем потенциал российских исламских ВУЗов. Мы отправили из  наших белорусских татар в Российский Исламский университет в Казань  двух человек, которые там учатся уже третий год. Есть так же намерение послать на учебу в Московский исламский университет несколько человек. Также есть у нас двое студентов, получивших образование в Иордании и в Ливане. Мы очень нуждаемся в квалифицированных кадрах. Также важным  вопросом является создание базы для возрождения ислама в республике: строительство новых  мечетей, восстановление старых, реставрация обветшавших.

К сожалению, в начале 90-х годов появились несколько человек-иностранцев из  мусульманских стран, которые привнесли  негатив в процесс возрождения ислама в Беларуси, ощутимо попортили почву для его развития. После этого в процесс вмешалось государство. Вскоре некоторые из них были депортированы.

У нас не было и не должно быть ни ваххабизма, ни радикализма. Местный белорусский ислам всегда отличался  толерантностью.

Я всегда ссылаюсь на опыт работы мусульман  и положение дел в России, в частности,  на опыт Духовного управления мусульман европейской части России и Совета муфтиев России.

На последнем заседании СМР меня приняли  в него ассоциированным членом. Это дает возможность быть причастным к обсуждению проблем, войти в единое  информационное пространство,  изучать  опыт работы российских исламских организаций, использовать их научные разработки. Мы заключили двустороннее соглашение с СМР.

Такие соглашения мы заключили  и с Духовными управлениями мусульман Республики Татарстан, Украины, Крыма Литвы, Польши. Дружба у нас давно существует, но юридическую базу двусторонних отношений нужно соответствующим образом оформить.

У нас установились хорошие  отношения с Турцией. Министерство по делам религий этой страны помогает нам в восстановлении учебных заведений, снабжает литературой, издающейся на русском языке и т.д.

Нельзя стоять в стороне от развития мировой мусульманской уммы. Нужно использовать наработки, брать пример, получать поддержку и морально-нравственную, и, порой, материальную.

С  государственными властями нашей страны у нас самые хорошие взаимоотношения. Я всегда на связи с уполномоченными по делам религии. Доступны мы для СМИ. У нас часто берут интервью местные газеты. Я пытаюсь показать им быт татарских семей. На жизненном примере показать патриотические чувства татар.

Мы много теряем, не доводя основы ислама до людей. По переписи 10-летней давности, татар в республике насчитывалось 10 098 чел.

Большое количество татар приняли католичество, когда  17 веке на территории Речи Посполитой началась  борьба с некоторыми религиозными течениями. Целые деревни перешли в католичество.  Например, село Сенкевичи – целое поселение татар, которые приняли католичество.

И сейчас ассимиляция идет полным ходом. Вылазки международных террористов также  оказывают пагубное влияние на восприятие ислама в Беларуси.

Вместе  с тем следует отметить, что татары на территории Белоруссии  являются и государственно - и градообразующей нацией. Есть выражение «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Идет процесс ассимиляции, но мы стараемся сопротивляться ему. С 1989 года мы сумели разбудить национальное самосознание. По камешку складываем фундамент возрождения нации. Духовность – ядро  любой культуры, залог спасения нации. Для нас очень важно иметь крепкие отношения с мусульманами России, развивать взаимоотношения. Мы очень надеемся на их братскую помощь.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Обращение Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в связи с началом года празднования 1100-летия официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии. (Обращение на русском и татарском языках) Обращение Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в связи с началом года празднования 1100-летия официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии. (Обращение на русском и татарском языках)
Расписание намазов
19 Янв. 2022 фаджр06:45 шурук08:39 зухр12:45 аср14:18 магриб16:42 иша18:29
В Москве 10:02