Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar

На вопросы читателей газеты «Ислам минбаре» отвечает имам-хатыб Московской Соборной мечети Ильдар-хазрат Аляутдинов

Вопрос: Дело в том, что у нас недавно умерла мама, и в этой связи я бы хотел уточнить три момента, связанных с выплатой фидья-садака за умершего человека. Прошу Вас, если можно, ответьте, пожалуйста. Это для нас крайне важно знать.

1.Этот вид садака выплачивается за (накопившиеся) дни обязательного поста, пропущенные покойным в течение всей его жизни или только в период его последнего поста? Например, ситуация, когда известно, что человек по болезни не додержал несколько дней предпоследнего своего поста и в последующий год до наступления нового Рамадана не смог их восполнить, так же как по болезни не смог полностью завершить пост в последний Рамадан?

2. Можно ли отдать фидья-садака также и в мечеть?

 3. Обязательно ли выплатить фидья-садака только в течение 40 дней с момента погребения покойного?

“Фидья-садака” – это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше – среднесуточные затраты на питание).

В своде хадисов ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: “Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста”.

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить “фидья” за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить “фидья” и из своих личных сбережений от его имени.

Известный мусульманский правовед аз-Зухайли говорит: “Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за его невосполненные дни поста, выплачивается “фидья”. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается “фидья””.

1.      Учитываются все пропущенные в течение жизни умершего дни поста, максимально возможно подсчитав их количество.

2.      В вышеупомянутых словах Ибн ‘Умара сказано: “…пусть за него накормят”, -  поэтому важно, что бы “фидья” была направлена именно на эти цели. Если среди Ваших знакомых, соседей или дальних родственников, есть нуждающиеся, то лучше Вам самостоятельно накормить или передать “фидью” в денежном или продуктовом эквиваленте.  Если же среди Ваших знакомых таковых не оказалось, то во многих мечетях проводятся специальные обеды для неимущих, и Вы можете передать “фидью” специально для этих целей.

3.      Определенный срок, в течение которого необходимо выплатить “фидью”, не оговаривается. Однако, лучше сделать это как можно быстрее, сняв тем самым долг покойного перед Всевышним.


Вопрос: Не будет ли нарушением канонических установлений выгравировать на надгробном камне (небольшом) какой-либо аят из Корана, например, аят Аль-Курсий?

В мусульманском праве нет канонических положений о надгробиях. Однако, следует учесть положение о святости арабского текста Священного Корана, согласно которому требуется уважительное отношение к его записям и запрещается прикосновение к ним тем, кто не имеет ритуального омовения. В связи с этим можно сказать о нежелательности использования коранических цитат на арабском языке, так как соблюсти вышеуказанное положение на кладбищах бывает достаточно сложно. На надгробном камне можно написать фамилию, имя, отчество и годы жизни покойного, в том числе и арабской вязью. Также важно понимать, что никакая надпись на могильной плите не принесет пользы умершему, и получать воздаяние он будет по милости Всевышнего Аллаха, на основе совершенных им в своей земной жизни деяний. “В тот День не принесет пользы ни имущество, ни дети” (Св.Коран, 26:88).

Однако нельзя забывать, что многие достоверные хадисы указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени.

Один мужчина обратился к Посланнику Господа: “Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?” Пророк ответил: “Да” (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).

К Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и спросил: “Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?” Пророк коротко ответил: “Да” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Уместно вспомнить пророческое изречение: “Со смертью сына Адама останавливаются его деяния [книг дел закрывается], кроме как для трех: милостыни, которая продолжает приносить пользу людям [к примеру строительство мечети, школы, больницы, дороги, моста и много другого], оставленных полезных знаний [написанная книга, новые открытия в сфере науки и т.п.] и благочестивый ребенок, пребывающий в молитве за своих родителей [также как и любые благие деяния, совершенные им]” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима).

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку