Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Ислам и общество > Участие духовных управлений мусульман в антитеррористической политике государства

В течении моей военной службы в рядах Вооруженных Сил  практически постоянно в подчинении были военные строители – мусульмане. Начинал я службу в Казахстане и Киргизии, да и здесь, в Москве, в моем подразделении было большинство представителей Северо-Кавказских республик (в том числе и чеченцы с 2001 года), татары и башкиры. На практике я столкнулся с фактами в подавляющем большинстве неумелого руководства, а то и с весьма грубыми ошибками со стороны офицеров и прапорщиков в работе с военнослужащими-мусульманами. При этом вышестоящее руководство не давало каких-либо рекомендаций с данной категорией военнослужащих, отсутствовала, да и сейчас еще не в полном объеме существует в Вооруженных Силах система работы с военнослужащими-мусульманами и взаимодействие с исламскими организациями в вопросах воспитания солдат – представителей мусульманской уммы.

Нечто подобное наблюдается и в масштабе всей страны. Нет четкой политики взаимоотношений между государством и исламскими организациями, нет системы работы с 20-милионной мусульманской уммой. Глубоко убежден, если бы такая работа велась, то можно бы было избежать многих проблем, в том числе и чеченского конфликта.

Считаю необходимым отметить, что руководство страны признает возрастание роли исламских отечественных организаций и в целом всей мусульманской уммы в политической и общественной жизни страны. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1) Участие Президента России в работе Организации Исламская конференция, где было сказано о том, что «Россия в некотором смысле мусульманская страна».

2) Периодические встречи руководства государства с мусульманским лидерами России (с председателем совета Муфтиев России Р. Гайнутдином и главой ЦДУМ Т. Таджуддином), особенно заметно это было после теракта в театральном центре на Дубровке в Москве.

3) Привлечение на сторону российского государства бывшего муфтия Чечни Ахмада Кадырова, трагически погибшего от рук террористов 9 мая 2004 года.

4) Участие мусульманских лидеров в крупных государственных политических акциях, таких например как ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию, встречах с лидерами арабских и других стран, где большинство населения – мусульмане.

5) На государственном канале «Россия» по пятницам выходит в эфир передача «Мусульмане» с исламской символикой, в дни значительных мусульманских праздников (Курбан-Байрам, Ураза) идет прямая трансляция богослужения из мечети. 

6) Создание во всех органах законодательной и исполнительной власти структур, отвечающих за связи с религиозными организациями.

7) Регулярное совместное проведение научных семинаров, конференций, круглых столов по исламской проблематике.

8) Привлечение религиозных лидеров к переговорам с лидерами мусульманских стран (обсуждение крупных экономических проектов, в частности, с ОПЕК).

Однако заняться непосредственно изучением темы взаимодействия исламских организаций с органами государственной власти в сфере противодействия терроризму, автором было решено, исходя из заявлений как главы государства, так и высших мусульманских лидеров России, стран СНГ и других государств. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 24 сентября 2001 года в Москве по поводу ситуации в мире после терактов 11 сентября 2001 года, сказал: «Разделяю их (руководителей мусульманских духовных управлений России – А.Н.П.) озабоченность, которая складывается в мире и без всяких сомнений, такая поддержка будет оказана. Считаем, что эффективно бороться с религиозным экстремизмом и фанатизмом не только исламским, но и всякого другого толка можно только при активном участии самих религиозных общин».

В мае 2004 года автор этих строк присутствовал в качестве приглашенного лица на международный конференции «Мусульмане за мир и согласие», в котором приняли участие главы духовных управлений мусульман государств СНГ и представители из некоторых арабских стран. На наш взгляд, на этом форуме мусульманские религиозные лидеры  обозначили два важных аспекта, которые необходимо учитывать, как органам государственной власти и общественности России, так и работникам силовых и специальных служб, т.е. всем, кто имеет отношение к вопросам проведения политики в сфере противодействия терроризму:

1. Терроризм (то есть террористы и террористические организации, которые прикрываются мусульманской риторикой) нанес серьёзный вред исламу, как религии мира и добра, извратил образ мусульманина в глазах представителей не только других религий, но и всей остальной общественности, как в России, так и на мировой арене. Российского обывателя постоянно приучают к мысли, что появился новый враг. Если спросить человека из толпы, то он скажет, что мусульманин - это человек с зеленой повязкой на голове, который бегает по горам и стреляет из автомата… В результате не слишком компетентной пропаганды произошла подмена понятий – ислам ассоциируется только с радикализмом, с боевиками и т.п.» Другими словами, так называемый «исламский терроризм» нанес удар по имиджу мусульманской религии.

2. Признано, что борьба с терроризмом должна стать не только делом государства и специальных служб, но также духовных управлений мусульман и всех представителей мусульманской уммы.

Выступая на этой конференции Председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин отметил: «Нам бы очень хотелось, чтобы слово “мусульманин” было сродни у других людей также, как “любовь”, “доброта”, “помощь”. К сожалению пока это далеко не так…Мы мусульмане считали, что борьба с террористами – это дело только силовых структур и спецслужб. Надо признать, что некоторые из нас до недавнего времени признавали в террористах своих, порою сочувствовали им. В настоящее время духовные лидеры мусульман всех стран должны выступить единым фронтом против международного терроризма, они должны не только помогать организациям, которые непосредственно ведут с ним борьбу, но должны возглавить эту борьбу. Таким образом мы будем способствовать возрождению доброго имени ислама». 

Возникают следующие вопросы: В какой форме, какими средствами должны противодействовать терроризму духовные управления мусульман? Каким образом должно быть организовано взаимодействие духовных управлений мусульман с силовыми структурами и специальными службами в антитеррористической политике? Готовы ли сами духовные управления мусульман к такой деятельности, если у них соответствующие специалисты? Нужна ли помощь органам государственной власти и силовым структурам Российской Федерации со стороны российских духовных управлений мусульман в вопросах противодействия терроризму?

Необходимость проведения работы по организации взаимодействия между исламскими отечественными организациями и государственными структурами в вопросах противодействия терроризму, по мнению автора, заключается в наличии следующих обстоятельств и проблем как в мире, так и в России:

1. В настоящее время возрастает роль и значение исламского фактора в мире и в Российской Федерации, в том числе увеличивается количество представителей мусульманской уммы, участвующих в террористических актах на территории России. Деятельность террористических организаций носит во все большей степени мусульманско-религиозный характер и опирается на отдельные положения исламского вероучения. По данным Госдепартамента США более 70% всех террористических организаций в мире придерживаются исламской религиозной идеологии.

2. События 11 сентября 2001 года в США, контртеррористическая операция в Чеченской Республике, крупные теракты на территории России (с 1999 по 2004 годы), военные события в Косово, война в Афганистане, в Ираке и недавние боевые действия в Ливане все убедительнее демонстрируют, что терроризм стал средством политики как в мире, так и в Российской Федерации. Это означает, что, наряду с антитеррористической борьбой, ряд субъектов международного права оказывают международным и национальным террористическим организациям разностороннюю поддержку. Тем самым многократно актуализируется проблема ведения борьбы с международным терроризмом.

3. Отношения внутри исламской уммы в России продолжают оставаться противоречивыми; система мусульманского образования и просвещения, подготовки отечественных священнослужителей находится в стадии формирования. Продолжается борьба за лидерство между тремя мусульманскими центрами России (СМР, ЦДУМ, КЦМСК).

4. До сих пор отношения отечественных исламских организаций и государственных органов России продолжают оставаться противоречивыми, а политика в отношении ислама непоследовательной и невнятной, что в полной мере относится и к вопросам противодействия терроризму. В российском обществе нередки случаи исламофобии и отторжения помощи, которую в борьбе с терроризмом могли бы оказать российские мусульманские религиозные и общественные организации. Многие государственные чиновники не готовы сотрудничать в вопросах борьбы с терроризмом с отечественными общественными и религиозными организациями; ряде регионов до сих пор чинятся бюрократические препятствия строительству мечетей, исламских культурных и образовательных центров.

5. Необходимо признать, что на практике отсутствуют механизмы взаимодействия государственных органов и исламских организаций в вопросах противодействия терроризму и экстремизму. Отечественные силовые структуры в большинстве своем ориентируются на взаимодействие с Русской православной церковью и изредка готовы допустить ограниченное участие религиозных организаций в мероприятиях воспитательного характера.

В настоящее время мусульманские отечественные организации уже обозначили свою позицию и осудили террор, терроризм и экстремизм. Так, например, издана фетва Совета муфтиев России о недопустимости оправдания экстремизма и терроризма нормами священного Корана и Сунны. Мусульманскими богословами, как отечественными, так и зарубежными,  выпущены книги, где они доказывают, что между терроризмом и исламом нет ничего общего, так как ислам религия мирная и человеколюбивая.

Однако автор, нисколько не подвергая сомнению выводы уважаемых исламских богословов, хотел бы отметить, что существует и большая группа других богословов – идеологов терроризма, которые как раз обосновывают необходимость террористической деятельности с помощью мусульманской риторики с использованием текстов из священного Корана и Сунны.

Таким образом, мы можем говорить о том, что внутри мирового ислама, в том числе и в России, идет идеологическое противостояние между двумя направлениями, которые можно условно назвать антитеррористическим и протеррористическим. Данное положение дел необходимо осознать не только руководителям государства, силовых и специальных служб, но и лидерам мусульманских организаций для обозначения своей позиции не только по отношению к террористам, но и участия мусульман в антитеррористической политике России.

Руководитель Совета Муфтиев России давно обозначил свою позицию, позицию руководства СМР и других региональных духовных управлений мусульман России по отношению к проблеме противодействия терроризму. Он поддержал действия руководства государства в борьбе с терроризмом, выразил свою солидарность с другими организациями, в том числе и религиозными в осуждении террористических актов. Кроме этого глава Совета муфтиев России в своей книге «Ислам в современной России»[1]:

– провел анализ причин возникновения идеологии терроризма среди представителей российской мусульманской уммы,

– обозначил недостатки работы самих духовных управлений мусульман России, которые способствовали формированию «террористического сознания» у некоторых российских мусульман,

­– обозначил основные направления деятельности активной части российских мусульман по оздоровлению обстановки внутри российского ислама,

– сделал конкретные предложения государственным и общественным органам по взаимодействию в вопросах противодействию терроризму.

Что же предлагается в этой книге органам государственной власти и другим общественным институтом? Совету муфтиев России разработать совместно с аналитическими или экспертными отделами различных государственных служб тексты проповедей на актуальные темы и рассылать их по мечетям, добиться чтения проповедей имамами мечетей на основе этих разработок; разработать Совету муфтиев России совместно с кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы методических указаний по проведению «дней ислама», «дня открытых мечетей» и т.д. для широких слоев населения (особенно в местностях, где мусульмане и их общины появились за последние годы в результате миграции из Средней Азии, Северного Кавказа и Азербайджана). Важнейшими первоочередными задачами Совета Муфтиев России также считаются создание новых учебных программ и пособий (не только печатных, но и фото, кино- и видео) для мусульманских духовных учебных заведений, отвечающим условиям России и подготовку собственных преподавателей для мусульманских духовных учебных заведений.

Однако взаимодействие отечественных исламских организаций с органами государственной власти, силовыми структурами и спецслужбами, другими институтами гражданского общества и средствами массовой информации остается на сегодняшний день несущественным для антитеррористической политики в целом.

Что необходимо сделать, по мнению автора, органам государственной власти и обществу для налаживания и повышения эффективности такого взаимодействия?

1) Государству необходимо готовить специалистов по исламу совместно с Советом муфтиев России для государственных органов, в особенности осуществляющих свою деятельность на Северном Кавказе, в Поволжье и в других регионах с компактным проживанием представителей мусульманской уммы. Например, по мнению американского политолога Д. Стивенсона, специалисты по исламу «нужны для выработки и формулирования ясного и комплексного курса борьбы с терроризмом. Это они смогут уточнить различия между террористами и определить, кто из них более подвержен внешнему убеждению… Это им предстоит вырабатывать основные направления стратегии нераспространения и сдерживания, эффективной в отношении отдельных разновидностей терроризма»[2].

2) В создавшихся социально-политических условиях необходимо создать в Администрации Президента России отдел по взаимодействию с исламскими отечественными, зарубежными и международными организациями в вопросах противодействия терроризму.

3) Создать в Минобороны РФ, МВД РФ и ФСБ России специальные подразделения из числа представителей мусульманской уммы, обладающих не только военными специальными навыками, но знающих арабский, чеченский языки, языки народов Афганистана и другие. Понимаем спорность этого положения и считаем, что его можно обсуждать.

4) Воспитательными службами силовых структур и специальных служб разработать методику взаимодействия с исламскими отечественными организациями по вопросам воспитания военнослужащих-мусульман. Здесь хотелось бы отметить, что автор, совместно с другими специалистами участвовал в разработке подобных методических рекомендаций и учебно-методического пособия на основе своего опыта проведения воспитательной работы с военнослужащими – представителями мусульманской уммы[3]. Поэтому представляется необходимым и далее, с учетом накопленного опыта и отзывов из войсковых подразделений, готовить новые рекомендации и пособия. Конечным пунктом этой работы должен стать учебник для офицеров и прапорщиков по вопросам специфики воспитания и обучения военнослужащих-мусульман.

Однако для выполнения вышеназванных задач и повышения их эффективности автор предлагает Совету муфтиев России продумать вопрос о создании (по аналогии с РПЦ) отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, силовыми структурами и правоохранительными органами.

На каких направлениях должна вестись совместная деятельность мусульманских отечественных организаций и органов государственной власти в сфере политики противодействия терроризму?

Первое направление – контрпропаганда, которая ведется против террористов и их руководителей.

Второе направление – участие исламских субъектов в разрешении социальных проблем и конфликтов вместе с государственными органами и остальными институтами гражданского общества.

Кроме этого, государство может повысить роль исламских отечественных организаций в политической жизни общества с помощью следующих мероприятий:

а) Предоставить право выступать с поддержкой государства и его политики, или, наоборот, с выражением неприятия политики государства, действий его руководства.

б) Способствовать мобилизации мусульман на выполнение национальных проектов, или противодействие их выполнению.

в) Предоставить преимущественное право в выдвижении собственных социально-политических предложений и проектов.

г) Активизировать участие в патриотическом воспитании. К сожалению пока участие религиозных организаций в выполнении государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» остается мало значимым.

д) Одновременно проводить работу по участию государства в процессах по обновлению ислама. Так, король Саудовской Аравии Фахд бен Абдуль Азиз ас-Сауд на конференции, организованной Всемирной исламской лигой в 2004 году в Мекке, заявил: «Мусульманский мир надо реформировать во имя прогресса и преодоления трудностей»[4]. Фактически из выступлений на этой конференции можно сделать вывод о том, что «под прогрессом мусульманскими государственными лидерами других стран понимается, как правило, освоение не только технологических и научных завоеваний западного мира, но его демократических ценностей и свобод»[5]. Для проведения такой работы необходимо изучить и использовать опыт реформаторского движения в исламе в России XIX–XX веков, известным под названием «джадидизма».


[1] См., подробнее: Гайнутдин Р., муфтий. Ислам в современной России. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.

[2] См., подробнее: Стивенсон Д. Стратегия «сдерживания и профилактики» терроризма // Международные процессы. – 2005. – Том 3. – № 1 (7). – С. 34-35.

[3] См., например: Мельков С.А,. Перенджиев А.Н. Методические рекомендации по работе с военными строителями-мусульманами. – М.: СМР, 2004. – 48 с.; Григорян С.А., Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами. – М.: СМР, 2005. – 102 с.

[4] Король Саудовской Аравии: «мусульманский мир надо реформировать…» // Ислам минбере. – 2004. – №3.

[5] См., подробнее: Гайнутдин Р. Ислам в современной России. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 233-245.

 

А Перенджиев


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку