Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости > Дамир Мухетдинов выступил с докладом на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе

Дамир Мухетдинов выступил с докладом на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе
Как сообщает наша нпресс-служба, сегодня первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института, директор Центра исламских исследований СПбГУ, профессор, доктор теологии Дамир Мухетдинов принял участие в XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе (Катар). В этом году в качестве темы конференции заявлена "Язык ненависти: между теорией и практикой".

Организаторы конференции – министерство иностранных дел Катара и Международный центр межрелигиозного диалога в Дохе.

Открыл конференцию директор Международного центра межрелигиозного диалога в Дохе доктор Ибрахим ан-Нуайми. С приветственной речью в адрес участников обратился государственный министр по иностранным делам Катара Султан Аль-Мрейхи. В числе выступивших в пленарной части заседания был глава Всемирного совета мусульманских ученых доктор Али аль-Карадаги.

Дамир Мухетдинов был единственным выступающим из России на конференции. В мероприятии также приняли участие представители Русской православной церкви: исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Димитрий Сафонов и председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонаха Григорий (Матрусов).

В своем докладе посвященном, социальным истокам ненависти, он ознакомил участников конференции с социальными причинами распространения таких идеологий ненависти, как религиозный экстремизм и фанатизм, говорил о системной проблеме организации социальных связей, о чувстве униженного достоинства у тех, кого вербуют экстремистские организации.

Говоря о социальных корнях экстремизма, первый заместитель председателя ДУМ РФ призывал «вовсе не оправдывать его, а понять мотивы основной массы религиозных экстремистов, чтобы эффективно противостоять проповеди ненависти и насилия.

«Мы ясно понимаем, что ислам чист от того, что приписывают ему адепты религиозного экстремизма и фанатики. В главном источнике ислама – Коране - нет ничего, что оправдало бы тотальную и деструктивную ненависть. Тем не менее сторонники террора в попытке легитимировать свою борьбу постоянно апеллируют к определенным вырванным из контекста айатам и хадисам. Наш долг – постоянно разъяснять и убедительно интерпретировать соответствующие отрывки против «экстремистской герменевтики», - подчеркнул профессор.

По словам Дамира Мухетдинова, борьба с идеологиями ненависти, с религиозным экстремизмом и фанатизмом – это борьба за интеллектуальное и моральное обновление мусульман. «Это борьба за их потенциал, за их чувство включенности в сообщества, которым они принадлежат. Это борьба за человеческое достоинство. Для успеха этой борьбы исламские мыслители должны вновь открыть для мира забытый освободительный потенциал ислама, перехватив инициативу у религиозных экстремистов и фанатиков. Наш долг – ответить на вызовы идеологий ненависти не только их порицанием и разоблачением, но и формулировкой убедительной альтернативы. И здесь мы должны быть едины со всеми людьми доброй воли христианского и иудейского вероисповедания. Вспомним начало выступления: не всякий протест полон ненависти, не всякий протест ведет к разъединению», - заявил он.






Доклад Д.Мухетдинова на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе

Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ, ректора Московского исламского института, директора Центра исламских исследований СПбГУ, профессора, доктора теологии Дамира Мухетдинова на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу "Язык ненависти: между теорией и практикой" в Дохе (Катар).



Социальные истоки идеологий ненависти

بسم الله الرحمن الرحيم

والحمد لله رب العالمين

والصلاة والسلام على سيدنا محمد خاتم الأنبياء والمرسلين، وعلى آله وصحبه أجمعين، وبعد

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Уважаемый д-р Ибрахим бин Салих ан-Нуайми!

Уважаемые участники конференции!

Позвольте передать вам приветствия от имени председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, генерального секретаря Международного мусульманского форума муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Также позвольте передать от себя лично руководству, правительству и народу Катара слова благодарности и признательности.

Хочу представить вашему вниманию доклад, который посвящен социальным причинам распространения таких идеологий ненависти, как религиозный экстремизм и фанатизм. Я буду говорить о системной проблеме организации социальных связей, о чувстве униженного достоинства у тех, кого вербуют экстремистские организации.

Социальное страдание угнетенных – один из главных факторов распространения экстремистских идеологий, поддерживающих практику террора. В интервью многие юные сторонники т.н. ИГИЛ указывали на свою отверженность в родных обществах. Часто это были выходцы из бедных кварталов, пригородов европейских городов – и вовсе не обязательно арабского происхождения. Порой это были «этнические» французы, голландцы, англичане и т.д. Все они утратили ориентиры и надежду.

Говоря о социальных корнях экстремизма, я вовсе не хочу его оправдывать. Необходимо понять мотивы основной массы религиозных экстремистов, чтобы эффективно противостоять проповеди ненависти и насилия.

Ненависть слепа, она не борется с конкретными причинами. Она не видит даже конкретных врагов, если таковые есть. Враг, которым одержим ненавидящий, превращается в его глазах в «абсолютного врага». Весь мир кажется ему царством зла. Религиозный экстремизм порождается кризисом современного общества, и в нем видят выход из этого кризиса. Разумеется, это мнимый выход. В его основе лежит всепоглощающая ненависть – корень всякого зла. Ненавидящий желает не исправлять ошибки – он желает лишь разрушать.

Но при этом она говорит о реальных социальных проблемах и о необходимости тщательной диагностики наших обществ. Нужно понять, почему множество молодых людей чувствуют себя отчужденными и униженными. И почему они дают ненависти ослепить их, лишить их самостоятельности в суждениях.

Ключевая причина социального страдания – бесплодные протесты и провал в борьбе за социальную интеграцию. Когда протесты не влекут за собой никаких изменений, некоторые их участники отчаиваются. Из состояния отчаяния их и вырывает ненависть. Молодые люди ощущают, что их голоса не слышны, что их потенциал недооценивают. Они готовы пойти за теми, кто дает им надежду и обещает восстановление тесных социальных связей.

Религиозные экстремисты настолько демонизируют своего врага, что творят из него своеобразного идола, который определяет все их мысли и поведение. Другими словами, они не столько любят Бога и уважают друг друга, сколько сообща ненавидят врага.

Авраамические религии обладают огромным освободительным потенциалом – и наша задача не дать присвоить адептам террора тот или иной протест против беззакония. Ислам выступает против принуждения (зулм) и поощряет помощь обездоленным, защищает женщин и детей. Да, борьба за признание и даже праведный гнев – это вполне нормальные явления в жизни человека. Но когда гнев человека направляется в русло, проложенное фанатизмом и экстремизмом, он трансформируется во вспышку ненависти. Ненависть – это признак нетерпеливости, нестойкости человека, это неправильный ответ на тяготы времени. Ненависть порождает лишь ненависть, запуская процесс взаимного обмена ударами, цикл насилия. Коран же учит нас выходить из этого порочного круга: «И пусть ненависть людей, которые (однажды) помешали вам пройти к Священной мечети, не подтолкнет вас на преступление (и враждебность с вашей стороны)» (К. 5: 2).

Исходя из этого, религиозные деятели должны находиться в постоянном диалоге, формировать публичный дискурс, язык, который возвращает людям любой религии и места чувство собственного достоинства. Именно на плечах религиозных деятелей лежит ответственность за обеспечение здоровой «общественной атмосферы», в которой возможна надежда на справедливость и личную самореализацию.

Религия призвана быть той границей, которая не дает оправданному и понятному социальному протесту переходить в порочную вспышку ненависти. Если мы сводим религию исключительно до частного, приватного дела, то оставляем души угнетенных, растерянных и отчаявшихся людей на откуп экстремистам. Религиозные ценности не должны превращаться во всего лишь инструмент политики, однако они образуют моральный язык, который способен критиковать социально-политический порядок с позиции справедливости.

Мы как мусульмане не можем остановиться на том, чтобы теоретически разграничить истинный ислам и фанатичную искаженную веру религиозных экстремистов. Мы должны признать наличие проблемы. Наша задача – обновить, изменить наш способ понимания ислама и говорения об исламе так, чтобы религиозный экстремизм более не мог паразитировать на его имени. Вероятно, полностью искоренить идеологию ненависти, пользующуюся именем ислама, невозможно, как невозможно полностью искоренить идеологии ненависти, апеллирующие к христианству или некоторым светским идеям. Однако кое-что сделать необходимо.

Мы ясно понимаем, что ислам чист от того, что приписывают ему адепты религиозного экстремизма и фанатики. В главном источнике ислама – Коране - нет ничего, что оправдало бы тотальную и деструктивную ненависть. Тем не менее сторонники террора в попытке легитимировать свою борьбу постоянно апеллируют к определенным вырванным из контекста айатам и хадисам. Наш долг – постоянно разъяснять и убедительно интерпретировать соответствующие отрывки против «экстремистской герменевтики». Что касается межрелигиозного диалога, то богословы и исламские религиозные деятели, вступающие в диалог с представителями других авраамических религий, должны способствовать выработке более справедливого, принимающего и открытого взгляда на мусульман. Так, христианские религиозные деятели должны не клеймить европейских мусульман как «чужаков», но находить достойное место для мусульман в рамках собственного религиозного дискурса. Взаимное признание иудеями, христианами и мусульманами друг в друге равноправных участников межрелигиозного диалога и создателей общего цивилизационного будущего, несомненно, предохранит ряд молодых людей от увлечениях экстремистскими идеями.

Критика для глубоко верующего человека – это лишь очередной повод переосмыслить себя и привести аргументы в пользу величия и чистоты ислама.

Таким образом, борьба с идеологиями ненависти, с религиозным экстремизмом и фанатизмом – это борьба за интеллектуальное и моральное обновление мусульман. Это борьба за их потенциал, за их чувство включенности в сообщества, которым они принадлежат. Это борьба за человеческое достоинство. Для успеха этой борьбы исламские мыслители должны вновь открыть для мира забытый освободительный потенциал ислама, перехватив инициативу у религиозных экстремистов и фанатиков. Наш долг – ответить на вызовы идеологий ненависти не только их порицанием и разоблачением, но и формулировкой убедительной альтернативы. И здесь мы должны быть едины со всеми людьми доброй воли христианского и иудейского вероисповедания. Вспомним начало выступления: не всякий протест полон ненависти, не всякий протест ведет к разъединению.

Заканчивая свое выступление хочу процитировать российского богослова Мусу Джаруллаха Бигиева: «Все поступки людей обусловлены либо наличием, либо отсутствием в них веры. Поведение человека зависит от того, здорово ли его сердце или же оно больно. Если сердце человека здорово, то каждый его поступок будет верным. Если же в его сердце присутствует порок, то и его действия будут порочными».

В завершение хочу выразить свою благодарность и признательность д-ру Ибрахиму бин Салиху ан-Нуайми за приглашение принять участие в этой конференции и за возможность выступить перед почтенной публикой.

24 мая 2022 г., Доха (Катар)


24 мая 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку