Вторник, 23 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости > Интервью с главным имам-хатыбом Донецкой Соборной мечети Рушаном хазратом Таировым

Интервью с главным имам-хатыбом Донецкой Соборной мечети Рушаном хазратом Таировым Интервью нашего корреспондента с главным имам-хатыбом Донецкой Соборной мечети Рушаном хазратом Таировым:



- Рушан хазрат, многие наши читатели почти ничего не знают о жизни современной мусульманской общины Донбасса. Чем дышат мусульмане ДНР и ЛНР?

- Подавляющее большинство наших мусульман – это татары, переселявшиеся сюда еще с царских времен в поисках заработка на шахтах, а затем и на многочисленных промышленных предприятиях. Многие из таких переселенцев оседали в Донбассе, создавали семьи, строили свой быт. И, как всегда бывает в таких случаях, вскоре встал вопрос об исполнении религиозных ритуалов, в первую очередь, похоронных обрядов над усопшими. Возникла общинная жизнь, люди стали собираться на меджлисы, в частных домах проводились пятничные молитвы. Татары старались сохранить свою религию, язык, культуру. Официально зарегистрированных мусульманских организаций не было, но общины существовали и действовали участки кладбищ под мусульманские захоронения.

Легализация религиозной жизни началась в 1991 г. Первыми зарегистрировались общины в городах Макеевке и Донецке. В начале 2000-х регистрацию прошли и общины городов Торез, Снежное, Горловка, Шахтёрск. Все они относились к Духовному центру мусульман Украины с центром в Донецке. Это был наш донбасский духовный центр, в которому относились также и общины в Луганской Народной Республике. Противовес нашему объединению появился в лице объединения зарубежных студентов-мусульман, в основном из арабских стран. Они создали свой собственный центр. Мы же продолжаем свою работу, наши двери открыты, взаимная поддержка на высоком уровне. Нашу Донецкую общину возглавляет Рашид Брагин.



- Рушан хазрат, когда Вы стали имам-хатыбом мечети Донецка?

- Я – уроженец города Макеевка. После окончания металлургического техникума, работал на труболитейном предприятии. Религиозные знания я начал получать еще в родной Макеевке. У нас были аксакалы, у них имелись книги по исламу, которые чрезвычайно меня интересовали, но я далеко не все мог тогда понять. С 1999 г. я учился в исламском университете в г. Донецке, стал активно посещать молитвы, приобщаться к религии и к жизни нашей общины, но светскую профессию не оставлял. В 2008 году я совершил хадж, в 2009 наши аксакалы рекомендовали меня на включение с состав Совета старейшин Макеевской общины. Шаг зашагом шел к тому, чтобы в 2016 году стать имам-хатыбом Соборной мечети Донецка. На меня большое влияние оказали проповеди и наставления Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина о важности приобретения знаний, о том, что мы должны знать и изучать собственное духовное наследие, быть самодостаточными, а не зависимыми от зарубежных центров. В 2018 году я поступил на заочное отделение Московского исламского института. За последние годы восстановились и наши связи с московским Духовным управлением мусульман, с Муфтием Равилем Гайнутдином. Мы принимаем участие на пленумах , конференциях, проходим курсы повышения квалификации, организованные Московским исламским институтом по госпрограмме.



- Что из опыта Духовного управления мусульман Российской Федерации может быть полезным мусульманам Донецкой Народной Республики?

- Участвуя в качестве приглашенного гостя в заседаниях пленума ДУМ РФ, каждый раз получаю большой опыт и урок. Основа работы пленума – доклад муфтия Равиля хазрата. Например, те слова, которые он сказал в сентябре 2021 года – это хороший урок для всех нас. Мы – имамы – должны учиться у него тому, как нужно доносить свои мысли, как нужно общаться с людьми. Даже его жестикуляция – это тоже для меня было полезным уроком! Первый заместитель муфтия Дамир хазрат Мухетдинов призвал изучать научные труды, постоянно углублять свои познания, это тоже большое наставление и пример, к которому мы должны стремиться. Из Москвы всегда везу домой множество новых книг, изданных Духовным управлением.

Когда на пленуме мне дали слово, я сказал, что на наших донецких землях жили переселенцы с Нижегородской области, Мордовии, т.е. наши корни – в России, и мы чувствуем себя в едином пространстве с российскими мусульманами. К нам приезжал глава саратовских мусульман муфтий Мукаддас Бибарсов, руководитель департамента внутренних дел Наиль Шакиров. Мы всегда тянулись к России. Хотелось, чтобы мы в будущем официально вошли в состав Духовного управления мусульман РФ.



- Одна из важных тем на повестке российской уммы – празднование 1100-летия официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии. Это большая знаменательная дата, будут ли ее отмечать мусульмане Донецка?


 - Да, несомненно. У нас в Донецке зарегистрирован татарский культурный центр, который сотрудничает со Всемирным конгрессом татар. Мы участвуем в его съездах, они нам помогают в проведении разных мероприятий, в том числе сабантуев. 1100-летие принятия Ислама народами Волжской Булгарии – это великое историческое событие. Как сказал шейх Равиль Гайнутдин в своем докладе, это дата будет отмечаться на государственном уровне. Хотелось бы, чтобы Всевышний дал нам возможность дожить до этого события, чтобы у нас было здоровье и возможность принять участие в этом торжестве.



- На пленуме говорилось о том, что на каждом имаме лежит огромная ответственность в том, чтобы донести правильное слово, чтобы сориентировать людей …

- … и чтобы держать Умму сплоченной, единой, чтобы у мусульманина было желание прийти в мечеть снова и снова. Да, очень большая ответственность!



- Вы ее воспринимаете как благо или как тяжкое бремя?

- Никогда не задумывался над этим. Знаю, что я должен делать. Возможно, на моем месте другие люди сделали бы что-то лучше меня. Но я стараюсь, как могу. Много общаюсь с людьми, стараюсь понять их нужды, чем-то им помочь. К сожалению, за два года пандемии среди наших прихожан стало меньше молодежи, а раньше я с молодыми прихожанами занимался каждую неделю – обучал их чтению Корана, основам ислама. Те знания, которые получал в Исламском институте, старался донести до людей. Одно время в мечети не было света, отопления, стекла разбиты. Силами прихожан мы заменили стеклопакеты, провели свет. Мечеть преобразилась. Сегодня, к великому сожалению, обстановка очень сложная.

В мечети может молиться около тысячи человек, в последние месяцы на Джума приходило около ста. В текущих условиях мы джума не проводим, ведь это прямой риск жизни и здоровью мусульман. В мечеть приходят люди не только чтобы вознести молитву, но и за помощью. Кому-то мы помогаем деньгами на операцию, кому-то с оформлением документов. На Курбан-байрам раздаем мясо. На Рамадан – продуктовые пакеты. Прихожан не так много осталось, стараемся им помочь, чем можем.



- Какие слова находите для того, чтобы морально поддержать единоверцев?

- Вы знаете, люди у нас очень терпеливые и мужественные, паники нет. Я как имам стараюсь донести до них, что могущество Аллаха безгранично, нужно уповать на Его милость и постоянно взывать к Всевышнему. При этом не опускать руки, а сохранять единство, сплоченность, находить утешение в том, чтобы помогать другим.


11 марта 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку