Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости >  «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности». Презентация издания прошла в Москве

 «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности». Презентация издания прошла в Москве

22 сентября 2021 года в рамках XIV Международной научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» в Московской Соборной мечети состоялась презентация новых книг и периодики Издательского дома «Медина». Презентацию открыло выступление главного редактора, первого заместителя председателя ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, доктора теологии, профессора Дамира Мухетдинова, который представил аудитории свою новую монографию «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности».



Как отметил Дамир-хазрат, российские мусульмане всегда были склонны к рефлексии, имели богатый позитивный опыт в сфере мысли. Не случайно, что именно в Российской империи в середине XIX века зародилось мощное научное, а затем общественно-политическое движение, которое получило название джадидизма. «Обновление системы исламского образования дало толчок для того, чтобы российские мусульмане оказались впереди интеллектуального развития всего мусульманского мира. Это и издание религиозно-богословской литературы в разных городах нашей страны, и подготовка выскоквалифицированных кадров, которые выходили из стен наших религиозных учебных заведений», – подчеркнул он.

Первая часть книги представляет собой краткое резюме монографии Мухетдинова об истории ислама в России с момента проникновения арабского влияния в Дербент до открытия Московской соборной мечети в наши дни. Материал был сокращен и переработан, чтобы большее число читателей могло ознакомиться с ним в более доступной форме.

Вторая часть монографии Дамира Мухетдинова посвящена осмыслению ислама в отечественной литературе и философии. В ней анализируются взгляды философов П. Я. Чаадаева, В. С. Соловьева и Н. Я. Данилевского, деятелей евразийского движения, а также творчество классиков русской литературы — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и других.

«Из той палитры востоковедческой литературы, которая есть у нас сейчас, у великих философов и деятелей науки было не так уж и много. Но чувствуется осознание, что ислам для России – не что-то привносное, а родное, органическое. Те или иные поэты, писатели соприкасались с татарской культурой, у кого-то были друзья, кто-то знал этот язык. Так, Лев Николаевич Толстой учился в Казани, начинал с Восточного факультета и изучал арабский, татарский языки. Это было частью их мировоззрения, их культуры, – отмечает Дамир-хазрат. – В западном мире в это время шло бурное развитие востоковедческой и исламоведческой наук, западные страны активно обращались к этому, потому что у них были колонии в исламском мире».

По мнению Мухетдинова, схожие процессы в России, когда она обрастала новыми колониями после завоевания Крымского ханства, а затем Северного Кавказа и Средней Азии, глобально изменили ее как поистине многорелигиозное и многонациональное государство.

Состоянию и судьбам Евразийской цивилизации, отвечающей на вызовы глобализации, посвящена третья часть монографии. Здесь автор подводит итоги исследования темы в течение последних 10-15 лет с опорой на методы политологии и социологии, сопутствующие прогнозы, которые давали академические центры. Дамир-хазрат поднимает вопрос сосуществования мусульман и представителей иных конфессий в едином российском пространстве, гармонии их этно-национальной и гражданской идентичностей:

«Мы постоянно слышим слова представителей крупного бизнеса, которые курируют строительные проекты: необходимо большее количество мигрантов. С другой стороны, мы видим, что мигранты несут в себе проблемы для нашего общества. Посмотрите, что творится, к примеру, в Подмосковье, других регионах. Также актуален вопрос самоидентификации мусульман. Что первично: этническое, религиозное, гражданское? Ответ можно найти в исторических сюжетах.

Россия – государство с 1000-летней историей. Во время многочисленных войн с Османской империей отдельные мусульмане переходили в ряды османской армии, или оказывали помощь военнопленным, раненым турецким солдатам. С другой стороны, мы видим, что иная часть мусульман активно воевала на том же кавказском фронте в рядах российской царской армии.

Также мы помним представительство мусульман в Государственной Думе в царскую эпоху со времен Витте и Столыпина.

Читая стенограммы, мы видим, что страницы истории как будто не переворачивались. Мусульмане-депутаты начала XX века говорили о том же, о чем мы говорим сейчас – о праве носить хиджабы в школах и университетах, о недопустимости запрета религиозной литературы провинциальными псевдоэкспертами, не имеющими религиозного, востоковедческого образования.

Эти вопросы всегда будут рассматриваться под разным углом. В своей работе я отмечаю, что мусульманин может спокойно совмещать в себе все три ипостаси: быть одновременно гражданином РФ и гордиться своей родиной, быть мусульманином и частью уммы, сохранять свой язык, традиции и культуру. Аяты Корана и хадисы Пророка доказывают, что и для мусульманской среды все это было характерно. Поэтому есть мейнстрим, направление, куда российским мусульманам двигаться».

Труд Д.Мухетдинова «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности» вышел под общей редакцией академика РАН, доктора исторических наук Виталия Наумкина. Рецензентами научной монографии выступили доктор политических наук, профессор Андрей Логинов, доктор политических наук профессор Владимир Зорин, доктор политических наук Али Вячеслав Полосин.



Пресс-служба ДУМ РФ


27 сентября 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку