Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости > 170 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского

170 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского

20 марта 2021 года российские мусульмане отмечают 170-летие со дня рождения выдающегося общественного деятеля и интеллектуала, основоположника новометодного мусульманского образования и тюркоязычной мусульманской прессы Исмаила Гаспринского.

Биографические сведения и анализ роли И.Гаспринского в общественно-политическом и интеллектуальном развитии российского мусульманства изложены доктором исторических наук, профессором Айдаром Хабутдиновым:



Гаспринский (Гаспралы), Исмаил-бей (1851–1914) – общественный деятель и публицист, лидер российских мусульман. Родился в д. Авджикой близ Гаспры Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне с. Охотничье Бахчисарайского р-на Крыма) в семье дворянина-прапорщика. Г. учился в мектебе (в Бахчисарае), в гимназии (в Симферополе), в военной гимназии, затем кадетском корпусе (в Москве и Воронеже), преподавал русский язык в медресе Зинджирлы в Бахчисарае. В 1871 г. Г. отправился в Париж, учился в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве. Здесь он написал работу «Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию» (Бахчисарай, 1885), в которой сделал попытку показать пути преодоления колониальной зависимости Востока от Запада. В 1874–1875 гг. в Стамбуле Г. писал корреспонденции для ряда русских газет. Среди интеллектуальных источников теории Г. можно назвать теорию И. Фихте о «национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание»; идеи славянофила М. Каткова о просвещении нации посредством издательской деятельности; французские принципы начальной светской школы, западноевропейские теории либерального эволюционного развития и создания конституционных режимов; теорию позитивизма, особенно в трактовке младотурок; идеи приспособления достижений современной цивилизации к устоям ислама в интерпретации Дж. Афгани и М. Абдо.

После возвращения в Крым Г. работал учителем, в 1878 г. избран городским головой Бахчисарая. В очерке «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» (Симферополь, 1881) Г. выступил с теоретическим обоснованием создания единой нации российских мусульман. С апреля 1883 г. Г. – редактор-издатель газеты «Тарджеман» («Переводчик») в Бахчисарае, первой мусульманской газеты в европейской России и до 1905 г. единственной, издаваемой самими мусульманами. Газета издавалась на языке «тюрки», созданном Г. на основе общетюркских корней и превратившемся фактически в литературный язык мусульман России, заменивший средневековый чагатайский язык. «Тарджеман» имел читателей среди всех тюркских народов и фактически превратился в общенациональный орган сторонников джадидизма (уже в первые годы выхода газеты подписку на нее можно было оформить, например, на Нижегородской ярмарке). Здесь Г. выдвинул идею культурного и национального единства всех тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий».

Г. считал образование главным институтом формирования нации российских мусульман. Г. провозгласил основной целью создание новометодных мектебе (повсеместно) и 9–10 медресе (для подготовки учителей). Мектебе, основанное Г. в 1884 г. в Бахчисарае, стало образцом для всех джадидистских мектебе и одновременно центром обучения учителей. К приезду муфтия ОМДС М. Султанова Г. приурочил открытие образцового новометодного мектеба на Нижегородской ярмарке в 1887 г.

Г. занимался книгоиздательством, создал в Бахчисарае фактически целый книгоиздательский концерн, где наряду с «Тарджеманом» он выпускал первый журнал для мусульманок «Алем и-нисван» («Мир женщин»), учебную литературу. Г. выступил инициатором открытия благотворительных обществ у российских мусульман. В 1904 г. он организовал профсоюз печатников в Бахчисарае – первый в России. Г. считал, что национальная элита в лице учителей, офицеров, редакторов, чиновников, ученых и торговцев наряду с мусульманским должна была получить и русское образование. В книге «Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания И. Гаспринского» (Бахчисарай, 1896) Г. заявил, что важной задачей является налаживание дружественных отношений с Персией и Турцией.

20-летний юбилей «Тарджемана» в 1903 г. превратился фактически в первый общенациональный форум, закрепивший за Гаспринским статус «отца нации» российских мусульман. В период российской революции 1905–1907 гг. Г. – один из организаторов двух крестьянских съездов Крыма. На Всероссийских мусульманских съездах 1905–1906 гг. Г. выступил против «классовых распрей», за «обеспечение культурного развития» мусульман. На III съезде в августе 1906 г. Г. избран в его президиум и ЦК партии «Иттифак». По вопросу реформы Духовных собраний Г. подержал решение о создании пяти муфтиятов и формировании высшего теологического органа во главе с Раис ал-уляма – общероссийским главой религиозной автономии в ранге имперского министра. Г. призвал к тому, чтобы автономию возглавили Г. Баруди и Ю. Акчура. Таким образом, Раис ал-уляма должен был стать улем, а его помощником – юрист.

В последние годы в условиях распада общероссийского мусульманского движения Г. вновь сосредоточился на просветительской деятельности - публикация сата Мусульмане России.




 Источник: Энциклопедический словарь «Ислам в Приволжском федеральном округе», - М.: ИД «Медина», 2009.


20 марта 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку