Четверг, 25 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > "Не бойтесь слова "Ислам"

Лишь в последние годы слово "Ислам" вдруг стало вызывать у многих страх. Справедливо ли это? Каково содержание этой веры? Как она появилась в России и что даёт россиянам-мусульманам? Как грамотно выстроить отношения между Российской Армией и исламскими организациями? Коротко, чётко и ясно муфтий Равиль Гайнутдин разъясняет эти вопросы. Читайте: Слово "Ислам" в своей основе в переводе с арабского языка означает "спокойствие, мир с самим с собой", а как религиозный термин означает "преданность Богу", "мир с Богом". Традиционное мусульманское приветствие "ас-саламу алейкум!" - "Мир вам!" Ислам как религия преданности Богу берет свое начало от Адама (Мир ему), которому Творец дает первые заповеди, и окончательно формируется через ниспослание Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) Корана в виде завершенного свода Божественных законов и религиозного учения. Специфическими чертами Ислама являются: вера во Всемогущего Единого и Единственного Бога - Аллаха, Творца вселенной, Господа миров, невыразимого в образах и предметах тварного мира, открывающего Свою волю лишь через избранных Им Самим пророков и посланников; признание Божественным Откровением только тех текстов, которые даны Самим Творцом через Его посланников и сохранились доныне без изменений и искажений; признание последним и самым достоверным Откровением Бога всему человечеству Священного Корана, разъясняющего предыдущие человеческие послания и подтверждающего преемственность учения пророков Единобожия, начиная от Адама и завершая Мухаммадом; признание Мухаммада истинным и последним пророком Аллаха; признание Сунны пророка Мухаммада, то есть его поступков, деяний и высказываний, зафиксированных в достоверных хадисах (изречениях) Пророка, примером и образцом для решения различных вопросов в жизни человека и общества. Учение ислама в соответствии с изречением Посланника Аллаха Мухаммада основывается на пяти столпах, признание которых обязательно для каждого мусульманина: 1. принятие Веры (иман) сердцем и словесное исповедание (шахада) Единобожия и пророческой миссии Мухаммада; 2. обязательное совершение пять раз в день поклонения Аллаху (намаз); 3. соблюдение один раз в год в течение благословенного месяца Рамазан поста (ураза); 4. обязательное пожертвование части своего имущества на духовные и благотворительные цели (закят); 5. совершение один раз в жизни паломничества в Мекку (хадж) при наличии возможности. Вероучение ислама в наиболее содержательном виде изложено в полной формуле Веры (иман), включающей в себя шесть основополагающих постулатов: "Вера в Аллаха, в Его ангелов, в писания, в Его посланников, в Судный день, в предопределение Аллаха". Богопочитание и Вера мусульманина находят проявление в искренности и добродетели. Добродетель является мерилом Веры и Богопочитания и проявлением их в делах человека в жизни земной, а в жизни вечной за нее будет дана награда. Да! Тем, кто обратил к Богу лик свой, кто добро творит, будет награда от Него; нет им нужды опасаться, и не будут они опечалены (Коран, 2:112). * * * * * * * * Ислам в России исповедуют 38 коренных для страны народов, общая численность мусульман приближается к двадцати миллионам. На ее территории никогда не существовало единого для всех мусульман страны религиозного центра, что не противоречит канонам ислама. Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) было создано и зарегистрировано Министерством юстиции РФ в январе 1994 г., что отражало в тот момент демократизацию общественной жизни страны, активизацию религиозной жизни мусульман многих национальностей, их стремление возродить духовные ценности ислама и многовековые традиции, связанные с ним, восстановить свои молельные дома. Все они нуждались в учреждении, способном помочь им наладить религиозную жизнь, оказать содействие в решении многочисленных организационных вопросов, установить деловые контакты с местными органами власти. Таким учреждением и стало ДУМЕР. ДУМЕР стало правопреемником "Объединения Московская Соборная мечеть - Исламский центр Москвы и Московской области", существовавшего с 1991 г. У истоков ДУМЕР стояла Московская соборная мечеть и община при ней. Построенная в 1904 г., она стала одной из немногих в стране мечетей, действовавших все годы советской власти. Мечеть посещалась руководителями зарубежных мусульманских государств, различными делегациями, находившимися в Москве. В ней молились такие известные государственные деятели, как Сукарно, Абдель Насер, а в 2002 г. – президент Исламской Республики Иран шейх Хатами, премьер-министр Малайзии Махатхира бин Мухаммад. Эти факты получали широчайший резонанс среди мусульман страны, воспитывали у них гордость за принадлежность к исламу. Долгое время Московская соборная мечеть была единственной на огромной территории от Москвы до Ленинграда, Горького и Пензы. Сюда на пятничные и праздничные богослужения приезжали их представители, здесь они получали консультации по религиозным вопросам. В настоящее время в Москве функционируют Соборная мечеть, мечети на Поклонной горе и в Отрадном, Историческая мечеть. Духовное управление мусульман Европейской части России создавали религиозные общины городов Москвы, Нижнего Новгорода, Твери, Ярославля и Костромы. Ныне управление объединяет более 200 общин, которые действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Орловской областях, Вологде, Курске, Тамбове, Владимире, Ростове, Краснодарском крае, Республиках Чувашии, Мордовии... всего в 26 регионах европейской части России. Часть общин, входящих в состав ДУМЕР, образовались там, где традиционно проживали мусульмане - татары. Но немало среди них и таких, которые появились впервые в связи с заметно увеличивающейся в последние годы миграцией представителей мусульманских народов из Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Северного Кавказа. Практически при всех мечетях управления действуют медресе, религиозные школы для детей, которые дают знания основ ислама, его учения о смысле бытия человека. В настоящее время в медресе обучаются дети разных возрастов – дошкольники и школьники, студенты и взрослые. Здесь изучают арабский, турецкий и татарский языки, татарскую литературу. Дети не ограничиваются изучением ислама, но и учатся правильно и выразительно читать Священный Коран, молитвы, совершать религиозные обряды, глубоко вникая в их смысл. В медресе, подведомственных ДУМЕР, появилась новая для религиозных школ форма повышения интереса к учебе – проведение конкурсов юных чтецов Корана. Они начинаются в школах, а затем их победители участвуют в ставших сначала региональными, а затем международными конкурсах, проводимых в Московской Соборной мечети. В России ныне действует большое количество равноправных и самостоятельных духовных управлений мусульман, которые оказывают заметное влияние на жизнь религиозных общин отдельного региона, оперативно решают возникающие проблемы. Но время показало, что отсутствие координации их деятельности не способствует защите интересов верующих в общегосударственном масштабе и практическому разрешению важных для всех мусульман вопросов. И их руководители, встретившись в Москве 2 июля 1996 г., решили создать Совет муфтиев России – добровольное централизованное религиозное объединение глав духовных управлений мусульман. Членами Совета муфтиев России являются главы духовных управлений мусульман Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Северной Осетии- Алании, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Азиатской части России, Поволжья, Чувашии, Мордовии, Центрально-Европейской части России, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей. Совет муфтиев России способствует развитию духовно-нравственных ценностей ислама, реализации принципа равенства религиозных конфессий, соблюдению конституционных прав и защите интересов мусульман нашей страны. Он коллегиально ставит перед соответствующими органами и учреждениями вопросы, касающиеся религиозной жизни всех мусульман России. Резиденция Совета муфтиев России находится в Москве. ДУМЕР объединяет общины, которые действуют в самом центре России. Здесь мусульмане живут, составляя меньшинство, среди последователей других религий, прежде всего православных. Многонациональна и поликонфессиональна и вся Россия. Учитывая это, духовное управление предпринимает все меры, чтобы совместная жизнь народов протекала мирно и дружно. Уделяется много внимания пропаганде общечеловеческих ценностей, содержащихся в разных религиях, раскрытию общих истоков иудаизма, христианства и ислама. Мы исходим из того, что постоянный мир и согласие между последователями разных религий должны основываться на хорошей информированности о вероучении и культе других религий, того общего, что их объединяет. С учетом этого, духовное управление трижды выступало в числе организаторов совместного паломничества мусульман и православных к святыням Иерусалима, почитаемого последователями обеих религий. * * * * * * * * Сегодня совместно с государственными структурами, общественными и религиозными организациями духовные управления мусульман стараются вырабатывать общие подходы к организации совместной работы по обеспечению безопасности страны и ее граждан. Главным отечественным документом, на основании которого строится вся работа по обеспечению национальной безопасности РФ, является “Концепция национальной безопасности РФ”. В ней под “национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ” . Мы полагаем, что при этом можно согласиться с научным определением национальной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и опасностей, обеспечивающего их надежное существование, конкурентоспособность и прогрессивное развитие. Важно, что из этого определения “национальной безопасности” можно выделить два главных направления ее обеспечения: защиту от угроз и опасностей и создание условий надежного существования и прогрессивного развития. Если первое направление является скорее прерогативой государства, то при реализации второго направления общественные и религиозные организации могут проявить свой потенциал в полной мере. Для нас, мусульман, безопасность в первую очередь связана с формированием личности мусульманина. Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему господину Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который был послан как милость для миров и всей своей жизнью, зафиксированной в сунне, явил собой уникальный образец мусульманина, живущего достойной и чистой жизнью, придерживающегося справедливости, смирения и милосердия и пробуждающего своей улыбкой в сердцах людей все доброе и внушающее надежду. Образцовый мусульманин это тот, кто является праведным и полезным членом своего общества, от него исходят благо и безопасность, ему доверяются сердца, каждым своим поступком он стремится приносить благо своему обществу, благодаря чему у людей появляется надежда и среди них воцаряются спокойствие и стабильность. Ислам всегда был направлен на обеспечение безопасности верующих. В Священном Коране содержатся многочисленные положения, ныне ставшие известными не только религиозным деятелям, но и широкому кругу ученых, специалистов. Например: войны не должны носить агрессивного характера; милосердие, проявляемое к человеку в условиях войны; справедливость как основа мира и т.д. Изначально отношение мусульман к представителям других религий определялось не субъективными чувствами человека, а волей Всевышнего Аллаха, защищающего всех Своих рабов от принуждения в вопросах веры. Поэтому Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (немусульманина), или ущемит его права, или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!” Приведенные слова уже можно рассматривать как фундаментальное положение, обеспечивающее один из важнейших компонентов национальной безопасности, а именно в сфере свободы совести и вероисповедания. Священный Коран требует от всех мусульман отвергать зло, “пресекать его добром” в тех случаях, когда добро может пресечь зло: “И те, которые упорны в желании угодить Господу, и простаивали молитву, и давали из того, чем наделили Мы их, и тайно и явно, и отгоняют зло добром. Для этих - воздаяние (счастливое) жилища” . Побуждение людей к одобряемому шариатом и удержание их от порицаемого им является одним из необходимых условий осуществления призыва к Аллаху. Вот почему мусульмане, занятые делом исламского призыва, обращаются к помощи разума и мудрости и должным образом готовят себя к этому. Поступая так, они действуют в соответствии с указаниями посланника Аллаха, который сказал: “Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это собственноручно, если не сможет, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то - сердцем своим, что станет самым слабым проявлением веры” (Муслим). Указания Пророка побуждали мусульман смело противостоять всему ложному, внушая смельчакам, что проявление ими героизма в противостоянии несправедливому никак не уменьшит их удела и не сократит отпущенного им срока. Из этого вытекает, что мусульманин обязан защищать себя, своих родственников – малую семью, свое Отечество – большую семью в случае покушения извне, в том числе и на имущество своих близких. Верующий во всемогущего Бога не боится смерти в бою за Родину, за жизнь и здоровье своих близких: если он погибнет, защищая себя, родственников и Отечество, он станет шахидом – праведником, погибшим за веру, удостоенным вечного рая. Этим ислам утверждает гармоничность национального и интернационального, просвещенного патриотизма и прагматизма. Но несмотря на огромный гуманистический потенциал ислама, его возможности используются в России пока недостаточно. Мы часто становимся свидетелями обсуждения в самых широких кругах проблемы, есть ли “исламская угроза”. Хочу высказать свое мнение по этому вопросу. Считаю, что ни для РФ, ни для ее многонационального и многоконфессионального народа такой угрозы не было, нет и быть не может. Проблемы порождаются: сложностями переходного периода, который сейчас переживает наша страна; отсутствием истинных знаний об исламе; деятельностью ряда СМИ, продолжающих “штамповать” уродливое представление об этой мировой религии и пытающихся связать с ней вооруженные конфликты в РФ и на постсоветском пространстве; организационной, кадровой, материально-технической слабостью российских духовных управлений мусульман. Как могут российские исламские организации, российские мусульмане угрожать РФ, когда они сами являются частью российского общества, издавна проживают на ее территории?! Как можно серьезно об этом говорить, когда в дни самых тяжких для Родины испытаний большинство российских мусульман вставали на ее защиту?! Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в первую мировую войну, и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Как можно так ставить вопрос, когда российские мусульмане выступали и последовательно выступают против агрессии, когда ислам возводит в ранг религиозной обязанности для всех мусульман ведение оборонительной войны в целях защиты Родины ?! Для нас важнее сейчас понять, осознают ли российские мусульмане свои интересы и как реализацию этих интересов направить на благо нашей страны. Как и большинство российских граждан, мусульмане стремятся к физическому, духовному, интеллектуальному развитию, установлению в стране прочной стабильности. Российские мусульмане хотят реально участвовать в делах мусульман всего мира, поскольку чувствуют себя сопричастными с процессами, имеющими место в мировой умме, стремятся к консолидации российских организаций, к обеспечению адекватного представительства мусульман во властных структурах государства в местах их компактного проживания. Уверен, что абсолютное большинство российских мусульман хотят спокойно и достойно жить в родном государстве, иметь гарантированную возможность ходить в тот храм, в который они желают ходить, иметь право говорить и читать на родном языке, соблюдать обычаи своих предков. Они только не хотят чувствовать себя чужими в государстве, гражданами которого являются. В “Концепции национальной безопасности РФ” отмечается, что “национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны” . Это вполне актуально для мусульман и российских исламских организаций. Российские исламские организации могут очень многое сделать в вопросах духовного, нравственного и патриотического воспитания российских граждан, особенно молодого поколения. Вне всякого сомнения, религия продолжает оставаться основой нравственности. Поэтому мы ведем активную деятельность по воспитанию наших детей в духе исламского вероучения. В условиях отделения религии от государства мы имеем все потенциальные возможности для удовлетворения духовных потребностей общества, хотя и не скрываем, что нуждаемся в государственной и муниципальной поддержке. Об этом серьезно шла речь на Четвертом всероссийском семинаре руководителей духовных управлений мусульман в июле 2001 года, где рассматривался вопрос “Экономическое и финансовое управление религиозными и благотворительными организациями”. Закон разрешает факультативно обучать детей религии в школах, медресе, и в этом вопросе у нас еще много нераскрытых возможностей, но и здесь возможен поиск путей государственной поддержки. Мы полагаем, что совместно с государством обязаны принимать действенное участие (конечно, в рамках действующего законодательства) в социальных, образовательных, благотворительных и гуманитарных программах ведущих традиционных конфессий страны. При этом полагаем, что государство нуждается в разработке концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Ныне и Администрация Президента РФ, и Правительство РФ заинтересованно обращаются к религиозным организациям и ждут от нас помощи в выработке такой концепции, поскольку религиозные организации имеют право формулировать ее религиозное обоснование. Существует большое количество вопросов, так или иначе связанных с вопросами государственной и военной безопасности в целом (и такими частными проявлениями, как вопросы терроризма, экстремизма), где российскому государству выгодно сотрудничать с отечественными религиозными организациями. Российские исламские лидеры всегда поддерживали усилия государства по наведению порядка в стране, проведению реформ, то есть действия, направленные на реализацию интересов российских граждан. Не могу не упомянуть о позиции, занятой СМР по вопросам “ваххабизма”, о заявлениях, сделанных после варварских террористических актов в Москве и Буйнакске, в 2001 г. в США. Представляется, что роль такой авторитетной организации, как Совет муфтиев России, будет расти, и мы готовы плодотворно сотрудничать с Советом безопасности РФ, военно-силовыми структурами (заключив соответствующие договоры) в целях активизации совместных усилий в борьбе с экстремизмом и терроризмом, возрождения и наполнения новым содержанием патриотического воспитания граждан страны, воинского воспитания российских военнослужащих. Ислам рассматривает участие в защите Родины как патриотическую обязанность мусульманина. Для мусульманина не существует возможности отказа от службы в армии по религиозным мотивам, поэтому российские исламские организации совместно с государственными и военными органами могут готовить молодежь к службе в рядах Вооруженных Сил РФ. Теоретическим основанием такой совместной подготовки являются для российских исламских организаций слова Пророка Мухаммада: “Любовь к Родине – часть твоей веры”. Поэтому в “Основных положениях социальной программы российских мусульман” Совет муфтиев России записал, что “защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности – одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины” . Хочу быть понятым правильно: исламские религиозные лидеры ни в коем случае не пытаются “проникать” (как любят писать СМИ) в воинские коллективы. Но реальность нашей жизни состоит в том, что при сохранении принципа всеобщей воинской обязанности в армейском строю находятся многие молодые мусульмане, нуждающиеся как в духовном окормлении, так и в воспитании их как защитников Родины, не слепо отбывающих тяжелую воинскую повинность, а достойно, с пониманием выполняющих свой воинский, гражданский и патриотический долг. Мы не считаем необходимым поднимать вопрос о военных священниках, однако понимаем, что воспитательная работа в армии нуждается в серьезном изменении и в новом духовном наполнении. Уверен, что российским имамам и муфтиям всегда найдется что сказать солдату и офицеру, да и генералу, а также солдатским матерям и вдовам. Все вышесказанное не должно нарушать принципа равноудаленности государства и его силовых структур от всех конфессий. Отечественные исламские организации стремятся заключить договоры о сотрудничестве между Советом муфтиев России и военно-силовыми структурами РФ (МО, МВД и т.д.), тем более что прецедент в виде заключения договора между Русской Православной Церковью и Министерством обороны РФ уже создан. Пассивная позиция в этом вопросе в течение длительного времени руководства силовых структур не может не вызывать непонимания со стороны руководства исламских организаций и двадцати миллионов российских мусульман. Но мы готовы и будем работать со всеми воинскими частями, военно-учебными заведениями, военными СМИ, кто нуждается в нашей помощи и ищет ее. Соблюдение основ светского государства должно исходить от органов государственной власти, которые могут более чутко относиться к религиозному фактору и никоим образом не подчеркивать свою приверженность той или иной религии. Дилемма в следующем: либо в частях, где служат мусульмане, к проведению различных мероприятий воспитательного, патриотического характера будут привлекаться отечественные исламские деятели наравне с православными священниками, либо в противном случае непонимание между исламскими организациями и силовыми структурами будет увеличиваться, а религиозный фактор будет превращаться в основу для межрелигиозного противостояния уже внутри Вооруженных Сил. Правовое равенство верующих военнослужащих независимо от их конфессиональной принадлежности заключается не столько в механическом достижении принципа равнопривлеченности священнослужителей к различным мероприятиям, сколько в практическом обеспечении реальных возможностей удовлетворения религиозных потребностей верующих военнослужащих. Хотят того командиры и армейские воспитатели или нет, но они должны знать и учитывать, что правоверный мусульманин обязан совершать намаз в течение дня пять раз, в определенное время; что мусульманину запрещено употреблять в пищу свинину, а во время поста (уразы) принимать всякую пищу в светлое время суток. Хотя очевидно, что нынешний армейский распорядок не может предоставлять в полной мере мусульманам такой возможности, и это ограничивает их права . Многие конфессии, в том числе и ислам, применительно к подобным экстремальным ситуациям имеют систему смягчения требований к своим последователям. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы сами верующие военнослужащие сочли для себя возможным воспользоваться таким положением. Помочь им в этом могли бы наряду с информированными командирами и воспитателями их духовные наставники. Словом, процесс выработки взаимоприемлемых и взаимополезных форм сотрудничества воинских коллективов и исламских организаций продолжается. Совет муфтиев России готов к сотрудничеству с государственными органами РФ в деле духовного оздоровления обстановки в нашем обществе и недопущения религиозной вражды и ненависти. Хочу еще раз поблагодарить командование Московского военного округа и коллектив Вашей замечательной газеты, самой первой военной газеты в Вооруженных Силах РФ, пожелать всем воинам новых успехов в боевой подготовке. Надеюсь, что мы можем многое сделать полезного на благо нашей Родины – Российской Федерации.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку